Заданий


Петр, напротив, попал в список не столько за практические реформы, сколько за теоретическое прозрение. Он был первым лидером из стран тогдашнего третьего мира, который сумел осознать необходимость вестернизации. Тут Харт приводит любопытное рассуждение.

Турция вплоть до 18 века была и сильнее, и культурнее России. Если бы вместо царя-реформатора в мире появился султан-реформатор, не Россия, а Турция, завоевав Среднюю Азию, стала бы великой державой. Петр не только перекроил карту своей страны, но и совершил революцию в сознании, утвердив приоритет Запада в историческом процессе.

По проложенной им дороге пошли Япония, Китай, та же Турция и все другие отстающие страны, включая и Россию.
УРОКИ ПСИХОТРЕНИНГА:
15 ЗАДАНИЙ
Для развития мышления попробуйте решить предложенные задания.
Задание I
Пять секунд на раздумье.

  1. Что всему нужно?
  2. Какой месяц короче всех?
  3. Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас?
  4. Что человеку не лень всегда делать?
  5. В каком месяце человек меньше всего ест?
  6. Каких камней в море нет?
  7. В корзине 3 яблока. Как поделить их между тремя девушками, чтобы одно яблоко осталось в корзине?
  8. Где находятся города без домов, реки без воды и леса без деревьев?
  9. Какое слово пишется всегда неправильно?
  10. Кто может прыгнуть выше дома?
  11. Сколько лет отцу, если его единственному сыну 12 лет?
  12. Когда мы смотрим на цифру 2, а говорим 10?
  13. Есть ли 7 ноября в Австралии?
  14. Вы - пилот самолета, летящего из Гаваны в Москву с двумя посадками в Алжире. Сколько лет пилоту?


  15. На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках?
  16. Обычно месяц заканчивается 30 или 31 числом. В каком месяце есть 28 число?
  17. Вы входите в темную малознакомую комнату. В ней две лампы - газовая и керосиновая. Что вы зажжете в первую очередь?
  18. Какие местоимения портят мостовые?
  19. Действительно ли композитором надо родиться?
  20. Перед кем люди снимают шляпы?
  21. Одинокий ночной сторож умер днем. Дадут ли ему пенсию?

Задание II
Вставьте слово, которое бы послужило окончанием первого и началом второго:

1. Ме(...)олад
6. Буе(...)ета
2. Ам(...)ан
7. Дес(...)омок
3. Каб(...)ошко
8. Кам(...)а
4. У(...)од
9. С(...)окно
5. Вам(...)с
10. Рас(...)ос

Задание III
Переставьте буквы в слове так, как дано в образце, чтобы получилось третье слово:
1. Багор (роса) тесак
Гараж ( ) табак
2. Фляга (альт) жесть
Косяк ( ) мираж
3. Книга (аист) салат
Пирог( ) омлет
4. Пирог (поле)слеза
Рынок ( ) осада
5. Парк (краб)колба
Торт ( ) метла
Задание IV
Решите анаграмму и исключите лишнее слово:

1.
кохйек
2.
трба
снинет
кпиракс
оживт
атмь
3.
луфобт
4.
нквчуа
алеть
снируко
едмь
едулжко
анорбз
мниско
иярино
ртаника

Задание V
Допишите общие окончания

1.
др.
2.
в
3.
б
4.
в
  м
  ж
  г
  гл
  тр (…)
  л (…)
  л (…)
  дл (…)
  ц
  м
  м
  м
  щ
  ч
  с
  ос
  яг
  т
  ст
  т
      ш
  ч
  ш
          ш
   

Задание VI
Напишите в течение 2 минут слова, имеющие отношение к школе.
Задание VII
Составьте с каждым из слов столько предложений сколько эти слова имеют значений:
корень
тень
язык
оборот
хозяйство
Задание VIII
Перечислите как можно больше предметов, находящихся в классе на букву м.
Задание IX
ОПЯТЬ ничего не могу я понять -
Опилки мои в беспорядке,
Везде и повсюду, опять и опять
Меня окружают загадки!
Возьмем это самое слово ОПЯТЬ.
Зачем мы его произносим?
Хотя мы свободно могли бы сказать:


ОШЕСТЬ, и ОСЕМЬ, И ОВОСЕМЬ!
Молчит ЭТАЖЕРКА, молчит и ТАХТА,
У них не добиться ответа:
Зачем эта ХТА обязательно ТА,
А ЖЕРКА, как правило, ЭТА?
(Б. Заходер)
Придумайте слова, которые начинаются со слогов та и эта.
Задание X
Выведите (если это возможно) заключение из каждой пары посылок:
Тем, кто лыс, расческа не нужна.
Ни одна ящерица не имеет волос.
Мне Джон не нравится.
Некоторым из моих друзей Джон нравится.
Все мои друзья простудились.
Тому, кто простужен, нельзя петь.
Ни один несчастный человек не хохочет.
Ни один счастливый человек не стонет.
Ни один свадебный пирог не полезен.
Неполезной пищи следует избегать.
Ни у одного ископаемого животного не может быть несчастной любви.
У устрицы может быть несчастная любовь.
Это свыше моего терпения!
Со мной никогда не случалось ничего, что могло бы быть свыше моего терпения.
Задание XI
Найдите заключение следующего сорита:

  1. Всякий, кто не танцует на туго натянутом канате и не ест пирожков за 1 пенс, стар.
  2. Со свиньями, которые временами испытывают головокружение, обращаются почтительно.
  3. Разумный человек, отправляясь в путешествие на воздушном шаре, берет с собой зонтик.
  4. Не следует завтракать в присутствии посторонних тому, кто имеет смешной вид и ест пирожки за 1 пенс.
  5. Юные существа, отправляющиеся в путешествие на воздушном шаре, временами испытывают головокружение.
  6. Жирные существа, имеющие смешной вид, могут завтракать при посторонних, если только они не танцуют на туго натянутом канате.
  7. Ни одно разумное существо не станет танцевать на туго натянутом канате, если оно временами испытывает головокружение.
  8. Свинья с зонтиком имеет смешной вид.
  9. Все, кто не танцует на туго натянутом канате и с кем обращаются почтительно, жирны.

Задание XII
Работа с буквенными и цифровыми таблицами.
Найдите все цифры в возрастающей последовательности (от 1 до 25) и буквы в строго алфавитном порядке (от А до Щ).
Подсказка. Взгляд фиксируется в центре таблицы. Не бегайте глазами по таблице. Старайтесь видеть ее целиком и находить цифры и буквы за счет периферийного поля зрения. Сначала работайте с цифровой таблицей, а затем с буквенной.

Фиксируйте время работы с каждой таблицей.

І
10
16
4
22
1
12
24
19
И
8
2
25
5
18
6
17
15
3
13
20
7
23
14
9
21
II
12
21
16
5
2
3
11
7
19
23
15
1
10
18
9
22
13
24
4
17
14
25
8
20
6
III
В
У
3
Ц
А
К
Щ
Ш
М
Ч
Р
X
А
0
Ф
Г
н
Е
с
П
Ж
т
Л
Б
и
IV
Г
п
Ж
X
в
И
ц
Л
Т
Щ
У
Щ
Б
Н
Е
А
Ф
С
Ч
К
М
о
3
А
Р

Задание XIII
Переставьте буквы так, чтобы получилось слово, обозначающее предмет:
П Н Н И К К Д О О О
Задание XIV
Какая буква должна продолжить указанный ряд:
Я Ф М А М И (А, И, С, Д)
Задание XV
Прочитайте зашифрованный текст:
а) Е Ь Н Е В О Н Г М Е О Н Д У Ч Ю Н М О П Я
б) В З М М Я А У И Р З Я О Ь Е С З Р К Д У Ь
в) Т К Р А У К Л З У Д М О Ъ Р Н О К В Б О П Ч З Т Ж О У В Г С А Е Л М Й Ы П З М Д У Е Л С Т Ь В С А Е Р Г З О П Д Л Н Р Я И С Я О В Б М Р И А Н Л Г И У С Т Ь
г) В О Ц ЦЧ X
О Л У А И В
Т О М П Т А
И Д Н Р А Л
М Е И О Л Ю
Ответы помещены на с. 223.
СЛОВЕСНЫЙ ТЕСТ
Тест состоит из 50 заданий пяти типов. На их решение дается 40 минут.
I - требуется найти слово, которое обозначало бы то же, что и слова, стоящие вне скобок: ТКАНЬ (...) СОСТОЯНИЕ ВЕЩЕСТВА Слово это в данном случае - ГАЗ (количество точек в скобках означает количество букв в искомом слове).
II - найти слово, которое служило бы окончанием первого и началом второго: ГО (...) КОТ. Искомое слово - БОЙ (получаются слова ГОБОЙ и БОЙКОТ).
III - решить анаграммы и исключить лишнее слово: КОХЕЙК, СНИНЕТ, ОЖИВТ, ЛУФОБТ. Лишнее слово - ЖИВОТ, так как все остальные слова - названия спортивных игр (хоккей, теннис, футбол).
IV - найти общее окончание всех перечисленных слов:

Б
  (-итьё),
    получаются
Ж
  слова
    битьё,
  (…)
житьё,
П
  литьё,
    питьё,
Ш
  шитьё.

V - найти общее начало для группы слов:

  -40 - БУРКА
 
(.....)
-41 -ГОРЕЦ
(черно-)
  -42 КНИЖНИК
 

чернобурка, черногорец, чернокнижник.
Не засиживайтесь слишком долго над одним заданием. Быть может, вы на ложном пути и лучше перейти к следующей задаче. Но и не сдавайтесь слишком легко.

  1. Вставьте слово, которое означало бы то же, что и слова, стоящие вне скобок: ГРИМАСА (....) СНАРЯД.
  2. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго: ПИ (...) ОК.
  3. Решите анаграммы и исключите лишнее слово: ОКРЁВ, ОКРАМ, ФАШК, ЛТСУ.
  4. Найдите общее окончание всех перечисленных слов: Б-, Д-, 3- (.....).
  5. Вставьте слово, которое означало бы то же, что и слова, стоящие вне собок: ЖИВОТНОЕ (....) МОНАХ.
  6. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго: БЕРЕ (...) ОР.
  7. Исключите лишнее слово: ЫЙБЛЕ, ЙОВУБЛ, ИИЙНС, ЫЛАЙ.
  8. Найдите общее начало для следующих слов: (...) -БА, -Д, -П, -С, -Т.
  9. Вставьте слово, которое обозначало бы то же, что и слова, стоящие вне скобок: ШАЛОСТЬ (.......) БОЛЕЗНЬ.
  10. Вставьте слово: СКАМЬЯ (.....) МАГАЗИН.
  11. Исключите лишнее слово: РОНТ, КОУРС, СУЛТ, ЛОРКЕС.
  12. Найдите общее начало: (...) -Б, -И, -Н, -П.
  13. Найдите слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго: ТА (...) AT.
  14. Найдите слово, которое означало бы то же, что и слова, стоящие вне скобок: БИТВА (.....) РУГАНЬ.
  15. Исключите лишнее слово: АПНИСЕЛЬ, ЯШВИН, ТАСУПАК, АКАЧКБО, ШУРГА.
  16. Найдите общее окончание: В-, Г-, П-, Ш- (....).
  17. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго: БАЛ (...) ЕДА.
  18. Исключите лишнее слово: ЮКИЛТ, ЛЮТАНЬП, АЛИФАК, ОЗАР, ЛСТУ.
  19. Найдите общее окончание: К-, Н-, Ф- (....).
  20. Вставьте слово: ШУМ (......) РЕШЕТО.
  21. Вставьте слово, которое служило бы окончанием.


Содержание раздела