Петр, напротив, попал в список не столько за практические реформы, сколько за теоретическое прозрение. Он был первым лидером из стран тогдашнего третьего мира, который сумел осознать необходимость вестернизации. Тут Харт приводит любопытное рассуждение.
Турция вплоть до 18 века была и сильнее, и культурнее России. Если бы вместо царя-реформатора в мире появился султан-реформатор, не Россия, а Турция, завоевав Среднюю Азию, стала бы великой державой. Петр не только перекроил карту своей страны, но и совершил революцию в сознании, утвердив приоритет Запада в историческом процессе.
По проложенной им дороге пошли Япония, Китай, та же Турция и все другие отстающие страны, включая и Россию.
УРОКИ ПСИХОТРЕНИНГА:
15 ЗАДАНИЙ
Для развития мышления попробуйте решить предложенные задания.
Задание I
Пять секунд на раздумье.
Задание II
Вставьте слово, которое бы послужило окончанием первого и началом второго:
1. Ме(...)олад |
6. Буе(...)ета |
2. Ам(...)ан |
7. Дес(...)омок |
3. Каб(...)ошко |
8. Кам(...)а |
4. У(...)од |
9. С(...)окно |
5. Вам(...)с |
10. Рас(...)ос |
Задание III
Переставьте буквы в слове так, как дано в образце, чтобы получилось третье слово:
1. Багор (роса) тесак
Гараж ( ) табак
2. Фляга (альт) жесть
Косяк ( ) мираж
3. Книга (аист) салат
Пирог( ) омлет
4. Пирог (поле)слеза
Рынок ( ) осада
5. Парк (краб)колба
Торт ( ) метла
Задание IV
Решите анаграмму и исключите лишнее слово:
1. |
кохйек |
2. |
трба |
снинет |
кпиракс |
||
оживт |
атмь |
||
3. |
луфобт |
4. |
нквчуа |
алеть |
снируко |
||
едмь |
едулжко |
||
анорбз |
мниско |
||
иярино |
ртаника |
Задание V
Допишите общие окончания
1. |
др. |
2. |
в |
3. |
б |
4. |
в |
м |
ж |
г |
гл |
||||
тр (…) |
л (…) |
л (…) |
дл (…) |
||||
ц |
м |
м |
м |
||||
щ |
ч |
с |
ос |
||||
яг |
т |
ст |
т |
||||
ш |
ч |
ш |
|||||
ш |
Задание VI
Напишите в течение 2 минут слова, имеющие отношение к школе.
Задание VII
Составьте с каждым из слов столько предложений сколько эти слова имеют значений:
корень
тень
язык
оборот
хозяйство
Задание VIII
Перечислите как можно больше предметов, находящихся в классе на букву м.
Задание IX
ОПЯТЬ ничего не могу я понять -
Опилки мои в беспорядке,
Везде и повсюду, опять и опять
Меня окружают загадки!
Возьмем это самое слово ОПЯТЬ.
Зачем мы его произносим?
Хотя мы свободно могли бы сказать:
Задание XII
Работа с буквенными и цифровыми таблицами.
Найдите все цифры в возрастающей последовательности (от 1 до 25) и буквы в строго алфавитном порядке (от А до Щ).
Подсказка. Взгляд фиксируется в центре таблицы. Не бегайте глазами по таблице. Старайтесь видеть ее целиком и находить цифры и буквы за счет периферийного поля зрения. Сначала работайте с цифровой таблицей, а затем с буквенной.
Фиксируйте время работы с каждой таблицей.
І |
||||
10 |
16 |
4 |
22 |
1 |
12 |
24 |
19 |
И |
8 |
2 |
25 |
5 |
18 |
6 |
17 |
15 |
3 |
13 |
20 |
7 |
23 |
14 |
9 |
21 |
II |
||||
12 |
21 |
16 |
5 |
2 |
3 |
11 |
7 |
19 |
23 |
15 |
1 |
10 |
18 |
9 |
22 |
13 |
24 |
4 |
17 |
14 |
25 |
8 |
20 |
6 |
III |
||||
В |
У |
3 |
Ц |
А |
К |
Щ |
Ш |
М |
Ч |
Р |
X |
А |
0 |
Ф |
Г |
н |
Е |
с |
П |
Ж |
т |
Л |
Б |
и |
IV |
||||
Г |
п |
Ж |
X |
в |
И |
ц |
Л |
Т |
Щ |
У |
Щ |
Б |
Н |
Е |
А |
Ф |
С |
Ч |
К |
М |
о |
3 |
А |
Р |
Задание XIII
Переставьте буквы так, чтобы получилось слово, обозначающее предмет:
П Н Н И К К Д О О О
Задание XIV
Какая буква должна продолжить указанный ряд:
Я Ф М А М И (А, И, С, Д)
Задание XV
Прочитайте зашифрованный текст:
а) Е Ь Н Е В О Н Г М Е О Н Д У Ч Ю Н М О П Я
б) В З М М Я А У И Р З Я О Ь Е С З Р К Д У Ь
в) Т К Р А У К Л З У Д М О Ъ Р Н О К В Б О П Ч З Т Ж О У В Г С А Е Л М Й Ы П З М Д У Е Л С Т Ь В С А Е Р Г З О П Д Л Н Р Я И С Я О В Б М Р И А Н Л Г И У С Т Ь
г) В О Ц ЦЧ X
О Л У А И В
Т О М П Т А
И Д Н Р А Л
М Е И О Л Ю
Ответы помещены на с. 223.
СЛОВЕСНЫЙ ТЕСТ
Тест состоит из 50 заданий пяти типов. На их решение дается 40 минут.
I - требуется найти слово, которое обозначало бы то же, что и слова, стоящие вне скобок: ТКАНЬ (...) СОСТОЯНИЕ ВЕЩЕСТВА Слово это в данном случае - ГАЗ (количество точек в скобках означает количество букв в искомом слове).
II - найти слово, которое служило бы окончанием первого и началом второго: ГО (...) КОТ. Искомое слово - БОЙ (получаются слова ГОБОЙ и БОЙКОТ).
III - решить анаграммы и исключить лишнее слово: КОХЕЙК, СНИНЕТ, ОЖИВТ, ЛУФОБТ. Лишнее слово - ЖИВОТ, так как все остальные слова - названия спортивных игр (хоккей, теннис, футбол).
IV - найти общее окончание всех перечисленных слов:
Б |
(-итьё), |
|
получаются |
||
Ж |
слова |
|
битьё, |
||
(…) |
житьё, |
|
П |
литьё, |
|
питьё, |
||
Ш |
шитьё. |
V - найти общее начало для группы слов:
-40 - БУРКА |
||
(.....) |
-41 -ГОРЕЦ |
(черно-) |
-42 КНИЖНИК |
чернобурка, черногорец, чернокнижник.
Не засиживайтесь слишком долго над одним заданием. Быть может, вы на ложном пути и лучше перейти к следующей задаче. Но и не сдавайтесь слишком легко.