Вечером запоминайте, утром повторяйте


Через пять минут остановитесь, сосчитайте до 20 и продолжайте работу. Усиление до максимума. Время: 10 минут. Принадлежности: книга, журнал или газета.

Положение тела: сидя.
Возьмите текст, переверните его вверх ногами и читайте вслух. Скорость чтения резко уменьшится, так как мозг сопротивляется такому необычному для него способу. Но это и означает, что ваши умственные способности усиливаются.
УРОКИ ПСИХОТРЕНИНГА:
ВЕЧЕРОМ ЗАПОМИНАЙТЕ, УТРОМ ПОВТОРЯЙТЕ
Чтобы память всегда оставалась гибкой и подвижной, ее надо постоянно тренировать. Выделите для этого в общей сложности один час в день или хотя бы 20-25 минут. Учтите, что продуктивность запоминания меняется в течение дня.

Память наиболее цепкая и острая между 8 и 12 часами. Затем продуктивность запоминания начинает постепенно снижаться, а с 17 часов снова медленно растет и при отсутствии значительного утомления достигает высокого уровня в вечернее время (примерно к 19 часам).
Понятно, что абсолютно все запомнить невозможно. Поэтому из потока информации необходимо выбирать наиболее существенное. Это прежде всего данные, которые помогают совершенствовать профессиональные навыки, сведения, связанные с миром увлечений, например коллекционированием.

Отсюда основным условием успешного и осмысленного запоминания является использование изучаемого материала в практической деятельности.
Решив для себя, какая именно информация вам необходима, четко сформулируйте познавательную цель. Например: Хочу знать, кто является архитектором здания Большого театра? Какие еще здания принадлежат этому зодчему?.

Следует больше решать задачи и выполнять практические упражнения с использованием той информации, которую необходимо запомнить.
Важным условием того, чтобы информация запомнлась быстро и надолго, является наличие интереса к ней. Старайтесь расширять и углублять свой кругозор. Чем больше человек знает, тем лучше запоминает.
Процесс усвоения и воспроизведения информации зависит от внимания человека, точнее, от концентрации внимания на запоминаемом материале. Внимание - это резец памяти: чем оно острее, тем более глубокие следы оставляет.
Большое значение для запоминания имеют наши чувства и эмоции. Старайтесь придавать запоминаемому материалу эмоциональную окраску, вызывая у себя определенные чувства. Информация, которая вам безразлична, не вызывает эмоций и чувств, плохо запоминается. Непременным условием хорошего запоминания является понимание того, что надо усвоить. Хорошо запоминается то, что понятно.

Все законы, правила, формулы сначала должны быть поняты и лишь после этого их можно заучивать дословно. Понять информацию - значит в какой-то мере уже запомнить ее.
Не старайтесь заучивать запоминаемый материал как нечто изолированное. Необходимо устанавливать его тесную смысловую связь с практикой, включать его в уже имеющуюся у вас систему знаний.
Эффект запоминания зависит от характера информации, и прежде всего от вашей активности и самостоятельности при ее усвоении. В момент запоминания важна собственная психическая активность, которая проявляется в сравнении, противопоставлении, анализе, синтезе, обобщении, группировке изучаемого материала. Такой материал следует представлять, воображать, одновременно проверяя качество запоминания. При усвоении понятий необходимо стремиться к собственным формулировкам.

Это развивает память и мышление, и такие формулировки лучше запоминаются.
Мы уже отмечали, что запоминание становится успешным при наличии запаса знаний, являющихся базовой основой новых знаний. Можно сказать, что абсолютная новизна информации озадачивает и тяготит память. Постижение нового только тогда доставляет удовольствие и приносит хорошие плоды, когда его можно сравнить со старым, прошлым опытом.

Следует помнить о количестве и качестве нового материала. Пробелы в знаниях не дают возможности хорошо усвоить и запомнить последующий материал. Для предупреждения этого следует систематически проверять прежние знания.
Запоминание - это труд, и труд нелегкий. Поэтому важным условием усвоения материала является настойчивость и упорство в работе, умение не останавливаться на полдороге, а добиваться полного и прочного запоминания.




Очень важно уделять внимание организации своего труда и отдыха. Наиболее целесообразно сблизить момент первого повторения изучаемой информации и момент ее первичного восприятия. Такое сближение предотвращает забывание.

Начинать надо с самого трудного раздела информации, стараясь отделить главное от второстепенного.
Запоминанию способствуют выписки из прочитанного, представление информации в виде схемы, опорных сигналов, проговаривание информации про себя и вслух. Известно, что структурно лучше запоминается начало и конец информации. На запоминание середины уходит больше времени.

Поэтому больше внимания необходимо обращать на середину запоминаемой информации, используя все те условия и приемы, которые мы назвали.
Результат запоминания зависит от предшествующей и последующей деятельности человека. У некоторых заучивание наиболее продуктивно в вечернее время, у других - утром. Наименее эффективно заучивание днем. Целесообразнее всего запоминать вечером и повторять на следующее утро. Обширный материал лучше делить на небольшие группы, объединенные по какому-либо признаку.

Материал в процессе запоминания необходимо непрерывно систематизировать. Особое значение приобретает способность находить в явлениях, предметах сходство и различие.
Полезно ставить перед собой такие задачи на запоминание, которые бы несколько превышали ваши возможности. Говорят, что правильно забыть - наполовину вспомнить. В этом случае хорошо использовать метод ассоциаций, т. е. устанавливать связь запоминаемого материала с каким-либо событием, ситуацией и т. п.
Запоминание зависит от особенностей темперамента и характера человека. Так, холерики быстро запоминают, но и быстро забывают. А флегматики, наоборот, медленно запоминают, а помнят долго.

Лучшие помощники памяти - дисциплинированность и организованность. Если человек эгоистичен, то ему трудно запомнить подробности жизни других, даже близких людей, включая даты дней рождения, зато нюансы проявлений собственного я всегда живы в его памяти. Обидчивый человек склонен терзать себя без конца воспоминаниями о причиненных обидах и насмешках, начисто забывая обо всем добром, что сделал для него обидчик.

Можно даже сказать: Скажи мне, что ты помнишь, и я скажу тебе, кто ты.
Тест
ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЧИСЛОВОГО РЯДА
Тест оценивает логический аспект мышления. Вы должны найти закономерности построения 8 числовых рядов и написать недостающие числа. Время выполнения - 5 минут.
Числовые ряды
1) 24 21 19 18 15 13 - 7
2) 1 4 9 16 - 49 64 81 100
3) 16 17 15 18 14 19 -
4) 1 3 6 8 16 18 -76 78
5) 7 16 19; 5 21 16; 9 - 4
6) 2 4 8 10 20 22 - 92 94
7) 24 22 19 15 -
Обработка Xезультатов на с. 218.
Тест
КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Предназначается для оценки логического мышления. Вам предлагаются для решения 18 логических задач. Каждая из них содержит 2 логические посылки, в которых буквы находятся в каких-то численных взаимоотношениях между собой.

Опираясь на предъявленные логические предпосылки, надо решить, в каком соотношении находятся между собой буквы, стоящие под чертой. Время решения 5 минут.

1
А больше Б в 9 раз
10
А меньше Б в 2 раза
Б меньше В в 4 раза
Б больше В в 8 раз
В А
А В
4
А меньше Б в 10 раз
13
А меньше Б в 3 раза
Б больше В в 6 раз
Б больше В в 4 раза
А В
В А
7
А больше Б в 3 раза
16
А больше Б в 2 раза
Б меньше В в 6 раз
Б меньше В в 5 раз
В А
А В
10
А больше Б в 4 раза
19
А меньше Б в 5 раз
Б меньше В в 3 раза
Б больше В в 6 раз
В А
В А
13
А меньше Б в 3 раза
22
А меньше Б в 5 раз
Б больше В в 7 раз
Б больше В в 2 раза
А В
А В
16
А больше Б в 9 раз
25
А больше Б в 4 раза
Б меньше В в 12 раз
Б больше В в 6 раз
В А
В А
19
А больше Б в 6 раз
28
А меньше Б в 3 раза
Б больше В в 7 раз
Б больше В в 3 раза
А В
А В
22
А меньше Б в 3 раза
31
А больше Б в 4 раза
Б больше В в 5 раз
Б меньше В в 7 раз
В А
В А
25
А меньше Б в 10 раз
34
А больше Б в 3 раза
Б больше В в 3 раза
Б меньше В в 5 раз
В А
А В

Обработка результатов на с. 219.
Тест
ВЫДЕЛЕНИЕ СУЩЕСТВЕННЫХ ПРИЗНАКОВ
Тест выявляет способность отделять существенные признаки предметов или явлений от несущественных, второстепенных. Кроме того, наличие ряда заданий, одинаковых по характеру выполнения, позволяет судить о последовательности рассуждений.
Инструкция. В каждой строчке вы найдете одно слово, стоящее перед скобками, и далее - пять слов в скобках. Все слова, находящиеся в скобках, имеют какое-то отношение к стоящему перед скобками.

Выберите только два и выпишите их.

  1. Сад (растения, садовник, собака, забор, земля).
  2. Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода).
  3. Города (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед).
  4. Сарай (сеновал, лошади, крыша, скот, стены).
  5. Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево).
  6. Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага).
  7. Кольцо (диаметр, алмаз, проба, круглость, печать).
  8. Чтение (глаза, книга, картинка, печать, слово).
  9. Газета (правда, приложения, телеграммы, бумага, редактор).
  10. Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила) .
  11. Война (аэроплан, пушки, сражения, ружья, солдаты).

Обработка результатов на с. 219.



Содержание раздела