Сергей: Равноценное?
Терапевт: Ну, посмотрим... Вы же волшебник... Вы проходите экзамен.
Чтобы вам дали ваш собственный волшебный магазин, нужно доказать, что вы умеете одно менять на другое. Что такое волшебник?
Он проводит трансмутацию, превращение, одно превращает в другое. Берет одно вещество и превращает его во что-нибудь другое. Он соблюдает закон сохранения вещества.
Берет проблему и ее трансмутирует, и она превращается во что-то другое, у чего уже иные свойства.
Вы же этого хотите?
Сергей: Да.
Терапевт: Иногда с помощью глубокого превращения, иногда с помощью не такого уж глубокого. Но важно, что он это может не фокусник, а именно волшебник он действительно может одно превратить в другое.
Какие свои свойства вы поменяли бы на способность делать чудеса, получать доступ к интуиции?
Сергей (после некоторого размышления): Жалко все.
Терапевт: Разве это ответ волшебника? Так может говорить реалист, который сидит, мешками обложился. В этом мешке все пригодится, в том все пригодится: еще не все изношено.
Волшебник налегке путешествует. Для создания волшебника...
Знаете, как на парфюмерной фабрике, ароматы вон какие дорогие. Немножко нужно вещества, а как пахнет! А удобрений на полях сколько?
И как пахнет?
Вы хотите быть реалистом или волшебником? Вы хотите по полям гулять?
У Сергея довольно хорошее обоняние... Косвенным образом вопрос о наличии интуиции и доверии к своим чувствам имеет ассоциативное отношение к “принюхиванию” к определенной ситуации. И разговор об обонянии, о разных запахах, причем о контрастной паре ароматах и удобрениях тоже его разминает и подстегивает, двигает в сторону интуиции, в сторону доверия к волшебному миру, к трансмутациям.
При этом у него возникает ощущение, что он работает, думает. Хотя то, о чем мы говорим сейчас, с логической точки зрения, совершенно непонятно.
Сергей: Нет.
Терапевт: Не по полям? Вы хотите, чтобы у вас была волшебная аптека?
Сергей: Да.
Терапевт: Зачем вам тогда нужно все это с собой носить? Жалко ему!
Может, на огороде вырастет и без этого!
Сама возможность изменения допускается.
Сама игра, сама идея трансмутаций, изменений становится возможной для него. А это тоже очень важно, потому что превратиться во что-то, заснуть в чем-то, забыть о чем-то и проснуться в чем-то другом для него очень важно.
Одна из его проблем постоянный контроль сознания, постоянные опасения отпустить себя. И это, собственно, и есть задача.
Поэтому он и хотел бы войти в транс.
Терапевт: Еще что?
Сергей: А может, хватит?
Терапевт: Знаете, сколько входит в хорошие духи разных запахов?
Сергей: Самый главный мускус. Удерживает все в целом.
Терапевт: А что бы для вас как для волшебника стало таким мускусом на чем ваше волшебство было бы организовано? Основа для волшебства должна быть, а остальное нарастет.
Но надо же еще что-то.
Что еще мы будем превращать в волшебство?
Сергей: Еще что-то надо отдать? Обязательно?
Терапевт: Не обязательно. Вообще не обязательно становиться волшебником. Можно вполне жить и с иголками.
Замечательное занятие: утыкал человека иголками и готово!
Сергей: Да, утыкал, и готово!
Терапевт: Только непонятно тогда, причем здесь вообще волшебство. Но вы же хотите быть волшебником?
Сергей: Волшебник вообще-то может работать одной иголкой.
Терапевт: Значит, вы часть иголок жертвуете?
Сергей: Да.
Терапевт: Вы знаете, когда человек суетливый, ему хочется побольше иголок воткнуть: одна не помогла, другая поможет, воткнул во все зоны, куда попало.
Сергей: А я суету и отдаю.
Терапевт: Еще что?
(Сергей сосредоточенно молчит.)
Терапевт: Ну вот, смотрите, вы думаете, сосредоточиваетесь, значит, вы куда-то уже углубляетесь?
Сергей: Да, я куда-то углубляюсь.
Терапевт: Значит, вы двигаетесь в сторону глубокого транса. А что еще нужно, чтобы получить глубокую способность к волшебству?
Что еще нужно отдать, чтобы железо стало превращаться в золото? Где ваш философский камень?
Сергей: Я не представляю, что еще можно отдать.
Терапевт: Например, кое-что из прошлого. У вас есть какая-нибудь часть прошлого, которую вы готовы отдать, превратить?
Вообще, как у волшебника у вас будет прошлое?
Сергей: У волшебника, наверное, не должно быть прошлого.
Терапевт: Как, совсем?
Сергей: Скажем, ближайшего.
Терапевт: А из чего же вы будете делать будущее для других? Волшебник ведь берет чужое прошлое и превращает его в чужое будущее.
Сергей: Значит, свое прошлое ему не нужно?
Терапевт: Я не знаю и спрашиваю вас.
Сергей: Часть своего прошлого я бы отдал.
Терапевт: Какую?
Сергей: Отдал бы то, что мне мешает.
Терапевт: Вы в армии не служили?
Сергей: Служил два месяца.
Терапевт: Вы эти два месяца отдали бы?
Сергей: Да.
Терапевт: Из тех лет, которые вы в институте провели, сколько бы отдали?
Сергей: Ну, года полтора из шести.
Терапевт: Не мало?
Сергей: Ну, два. Больше не отдам.
Терапевт: А вы как волшебник чувствуете: вам должно быть легко или у вас что-то за душой должно оставаться, на всякий случай? Вдруг у вас волшебство не получится?
Вы хотите быть волшебником с риском?
Сергей: А как это?
Терапевт: Ну, можно быть волшебником как бы по совместительству на полставки, и одновременно быть иглотерапевтом на всякий случай.
Сергей: Я хотел бы быть волшебником на целую ставку.
Терапевт: Тогда вам нужно пустить на переплавку многое, чтобы лишнего не было чего вам за него держаться. Ведь вы можете всегда одно в другое превратить.
Сергей: Хорошо. Четыре с половиной (Общий смех.)
Терапевт: А что же то лучшее, что вы все же себе оставили?
Сергей: Лучшее память о друзьях.
Терапевт: Разве это друзья?
Сергей: Друзья. Там было хорошее.
То, чего не стоит забывать.
Терапевт: Помните, в Евангелии сказано: легче верблюду пройти в игольное ушко, чем в рай богатому протиснуться. Чем меньше вы себе оставите, тем легче вам будет стать волшебником. Представляете: приходит к вам человек с проблемами, и весь раздувается от гордости проблема для него важнее всего.
Он ею занят, все свое время посвящает.
А вам нужно эту проблему во что-то превратить, чтобы он стала маленькая, сморщилась, и он про нее забыл. Значит, вам тоже нужно забыть на время, стать легоньким, отказаться от проблем, от прошлого.
Чтобы другого сделать маленьким и легким, вам тоже нужно стать маленьким и легким.
Сергей: Уговорили.
Терапевт: На что?
Сергей: Все отдаю. (Общий смех.)
Этот пространный диалог-торг имеет две важные цели. С одной стороны, он направлен на повышение мотивации, когда человек знает, чего хочет и чем за это готов платить.
А кроме того, с его помощью достигается расфокусированность клиента, отход его от привычных идентификаций с образованием, отношениями, привычками. Для мужчины в среднем, творческом возрасте очень важно чувствовать, что в жизни возможно что-то новое и для него открыт больший репертуар возможностей. Ему нужно задуматься об этих возможностях.
И его желание войти в транс это как раз поиск другого мира, помимо того, в котором он находится и который уже освоен и привычен для него.
Терапевт: В какой вы сегодня комнате будете ночевать?
Сергей: В той же.
Терапевт: Откуда вы знаете, если у вас нет прошлого? В какой комнате вы будете ночевать?