Советское правительство в мае 1985 г. издало постановление «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма», пытаясь таким способом решить задачи по дисциплине труда и др. Ежегодно планировалось сокращать производство водки и ликероводочной продукции на 10 %, а к 1988 г. должен быть прекращен выпуск плодово-ягодных вин. В теории предполагалось, что принятые меры помогут повысить качество и производительность труда. Но практика показала, что такие меры убыточны. Государство теряло огромные деньги в результате вырубки садов и виноградников и почти полной остановки винно-водочного производства.
В стране были утеряны уникальные сорта винограда. Страдали даже садоводы-любители. С экономической точки зрения эффект от реформы был явно отрицательный, тем более что пьянство не уменьшилось, а наоборот, возросло.
Только народ употреблял уже не качественные заводские напитки, а дешевый теневой самогон. За 4 года реформы государство недополучило в бюджет 63 млрд руб.
На XXVII съезде КПСС в 1986 г. государство приняло ряд социально-экономических программ, направленных на проведение новой структурной и инвестиционной политики («Жилье-2000» и др.). В том же году был принят и не столь успешный Закон о госприемке.
19 ноября 1986 г. состоялось принятие Закона СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности». Это было важным и решительным шагом для советского государства, прежняя идеология которого начисто отметала создание каких-либо частных, совместных предприятий. 5 февраля 1987 г. было издано Постановление «О создании кооперативов по производству товаров народного потребления», согласно которому государство планировало с помощью кооперативов залатать образовавшуюся брешь в производстве этих товаров, которая образовалась на госпредприятиях. 26 мая 1988 г. принят еще один судьбоносный Закон СССР «О кооперации в СССР».
Согласно нему кооперативы могли заниматься любым не запрещенным видом деятельности (в том числе торговлей).
13 января 1987 г. Советом Министров СССР было принято постановление № 48. По нему разрешалось создание совместных фирм, участниками которых являлись советские организации и представители зарубежных организаций.
С постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР от 11 июня 1987 г. № 665 «О переводе предприятий и организаций отраслей народного хозяйства на полный хозрасчет и самофинансирование», а также принятым 30 июня 1987 г. Законом СССР «О государственном предприятии (объединении)» начался новый этап в советской экономике. Теперь предприятия после выполнения госзаказа могли реализовывать свою продукцию по рыночным ценам. Вместе с тем активно сокращались государственные министерства и ведомства. Трудовые коллективы государственных предприятий получили право самостоятельного выбора руководства, влияя тем самым на изменение оплаты труда. Но повышение заработной платы было совершенно не обеспечено присутствием соответствующего объема товаров на потребительском рынке.
Политика самофинансирования на основе хозрасчета проникала во все отрасли народного хозяйства.
В стране нарастал дефицит бюджетных средств. В 1985 г. он составил около 18 млрд руб., в 1986 г. уже свыше 51 млрд руб. Возникновению дефицита способствовали война в Афганистане, трагедия Чернобыльской АЭС, горбачевская антиалкогольная кампания и сокращение валютных поступлений. Увеличение денежной эмиссии привело к тому, что повсеместно с прилавков магазинов стал исчезать товар (включая самое необходимое мыло, сахар, табачные изделия и многое другое).
Чтобы хоть как-то разрешить проблему, власти вводили талоны и карточки покупателя на продукты питания (на кур, сахар, табачные изделия, масло, крупы и др.).
В 1989 г. новое правительство СССР возглавил Н.И. Рыжков. В состав правительства вошли до 20 докторов наук и кандидатов наук, 8 академиков и членов-корреспондентов АН СССР (Академии наук СССР).
Ориентированное на проведение экономических реформ и новые принципы управления (число отраслевых министерств сократилось почти на 40 %) правительство Н.И. Рыжкова выдвинуло концепцию перехода к регулируемой рыночной экономике, разработанную «комиссией Абалкина». В результате выступления в Кремле Н.И. Рыжкова в московской торговле сложилась чрезвычайная ситуация в городе был распродан месячный запас сливочного и растительного масла, трехмесячный запас блинной муки, крупы было реализовано в 8 раз больше обычного.
Скупалась даже соль, которой было продано не 100 т, как обычно, а целых 200.
На фоне общей тревоги за будущее по Советскому Союзу прошла волна митингов, лозунги которой пестрели от требований не повышать цены. М.С. Горбачев, пообещав стабилизировать цены, отложил проведение реформы и направил правительству программу на доработку.
Постановление Верховного Совета СССР «О концепции перехода к рыночной экономике» и «Основные направления по стабилизации народного хозяйства и перехода к рыночной экономике» от 1990 г. предусматривали постепенную децентрализацию и демонополизацию, переход государственной собственности в частную, учреждение банков и акционерных обществ, становление частного предпринимательства.
В том же 1990 г. правительство Н.И. Рыжкова было отправлено в отставку, а Совет Министров СССР преобразован в Кабинет Министров СССР, возглавил который премьер-министр В.С. Павлов. В результате деятельности нового руководства страны цены остались регулируемыми, правда, с 2 апреля 1991 г. они двукратно увеличились.
В течение 2325 января 1991 г. был произведен обмен 50 и 100-рублевых банкнот на купюры нового образца.
В 1991 г. советская экономика находилась в глубоком кризисе. Спад производства и задолженность по заработной плате предприятий своим работникам достигли небывалого размаха. Дефицит бюджета составлял до 30 %, а внешний долг СССР оценивался в 103,9 млрд долл.
Страна переживала нелегкие времена.
49. Экономические реформы. Экономическая реформа 1987г
В феврале 1986 г. состоялся очередной XXVII съезд КПСС, главными задачами которого выступали борьба с бюрократизмом и беззаконием. Произошли изменения в составе партийной верхушки. К 1987 г. было заменено 40 % членов КПСС, 70 % членов Политбюро и 60 % секретарей обкомов. Премьер-министром теперь стал Н.И.
Рыжков вместо Н.А. Тихонова, Н.В. Талызин сменил Н.К. Байбакова на посте председателя Госплана СССР. Московский горком КПСС возглавил секретарь ЦК КПСС Б.Н.
Ельцин, который затем стал кандидатом в члены Политбюро.
В 1986 г. становится понятным, что поставленные цели не могут быть реализованы из-за устаревшей системы государственного планирования. Резкое повышение темпов экономического роста, запланированное в новой пятилетке, не привело к положительному результату. Вскоре ситуация в стране вновь стала ухудшаться. Антиалкогольная компания еще больше усугубила состояние государственного бюджета. В январе 1987 г. произошел спад производства, что послужило началом экономического кризиса.
Неудачный первый этап «перестройки» заставил новое молодое руководство задуматься о комплексной экономической реформе, главной целью которой выступало движение в сторону рыночной экономики.
Правительство Н.И. Рыжкова летом 1987 г. представило на утверждение Пленуму ЦК КПСС план реформ, представляющих собой программу перехода к «социалистическому рынку». Новая экономическая стратегия включала в себя перевод предприятий на полный хозрасчет, расширение их самостоятельности, частичное самоуправление; привлечение иностранного капитала путем создания совместных организаций; развитие кооперативной и частной форм собственности.
При этом реформа должна была сохранить старые институты государственного управления и социалистической собственности.
Принятый в июне 1987 г. закон о государственном предприятии позволял организациям самостоятельно выходить на внешний рынок и осуществлять совместную деятельность с иностранными партнерами. Изменив положение предприятий, правительство должно было изменить и систему экономики на разных уровнях. С принятием нового закона директора государственных предприятий не контролировались ни чиновниками, ни рынком.
Таким образом, отсутствие рыночной дисциплины привело к активизации потребительской деятельности организаций. На данном этапе «перестройки» государственные органы полностью потеряли контроль над экономическими процессами в стране, что впоследствии затруднило переход к рынку.
В 1988 г. были приняты Закон о кооперации в СССР, Основы законодательства об арендных отношениях, в конце 1986 начале 1987 гг. первые решения о развитии кооперации. В них было провозглашено равноправие государственного и кооперативного секторов экономики. На самом деле власти, которые опасались расширения негосударственного сектора и потери контроля над ним, приняли многочисленные ограничения юридического характера.
В скором времени началась борьба с нетрудовыми доходами, личным подсобным хозяйством людей. Все эти меры остановили развитие всех новых форм хозяйствования. Отсутствие источников сырья привело к тому, что кооператоры стали иметь противозаконные связи с теневыми структурами.
Таким образом, ни одна из целей экономических реформ не была достигнута.