Механизм адаптации в реальном секторе




59. Механизм адаптации в реальном секторе

Трансформация реального сектора экономики к условиям рыночной экономики в России не была полностью завершена. Практика показала, что не все предприятия (особенно крупные) многих отраслей смогли быстро адаптироваться к рыночным отношениям. Не помогало и их акционирование.

Перестройка внутри предприятий не везде шла эффективно. Сохранялись избыточная занятость, дорогостоящая социальная инфраструктура. Полюс ко всему не разрушалась их монополия в соответствующих секторах рынка.
Большинство бывших советских промышленных предприятий-гигантов попали в сложное финансово-экономическое положение. Постепенно росли взаимные неплатежи, участились невозвраты кредитов и др. К концу 1990-х гг. стало очевидно, что в некоторых отраслях свыше 50 % предприятий стали убыточными.

Из-за своих гигантских размеров они были неповоротливы в сложившихся условиях рынка, требовали больших денежно-финансовых и ресурсных затрат, а также большого спроса на свою продукцию. Такие предприятия с трудом поддавались трансформации. Деградация производства привела к угрозе утраты накопленного еще в советские годы опыта, производственного и научно-технического потенциала.
Государство, столкнувшееся с проблемой крупных предприятий, пересмотрело свое отношение к ним, казавшееся абсолютно бесспорным еще в начале структурно-экономических реформ. Взгляды на государственный и частный сектора экономики были пересмотрены, подверглись корректировке их особенности и дальнейшие перспективы. Первоначальные концепции приватизации в реальном секторе сильно отличались от реального положения. Десятилетний опыт реформирования отношений собственности показал, что смена формы собственности и правового статуса не влечет за собой повышение эффективности деятельности предприятия.

Финансовое положение субъектов реального сектора определяется воздействием на него общей макроэкономической ситуации.
Рыночная адаптация предприятий всех форм собственности в условиях переходной экономики возможна при условии продуманной денежно-кредитной, валютной и бюджетной политики государства. Стабильная налоговая политика, величина налогового бремени, ценовой контроль государства и антимонопольная политика постепенно приводили в чувство реальный сектор экономики России.

60. Структурный кризис российской экономики

В августе 1998 г. страну охватил мощнейший структурный кризис, затронувший все сферы социально-экономической жизни России. Специалистами был предложен ряд мер, направленных на вывод отечественной экономики из сложившейся крайне тяжелой ситуации.
В период экономического кризиса ВВП идет на убыль (до 1998 г. этот показатель возрастал), инфляция перерастает в гиперинфляцию. В том же году она составляла 90100 %. Начавшийся с началом 1990-х гг. промышленный спад продолжался и далее. В 1998 г. падение промышленного производства достигло отметки 5,2 %. Это происходило из-за структурных сдвигов в промышленном производстве.

Российская экономика перестраивалась на сырьевую промышленность, отдаляясь от производства товаров высокой степени переработки. Продавая за границу сырье, государство получало нефтедоллары. Производство товаров народного потребления отходило на второй план.

В 19981999 гг. неуклонно падали доходы граждан.
Что касается агропромышленного комплекса, то к 1998 г. государственная монополия была частично разрушена, частные лица могли свободно выходить из колхозов и совхозов с правом получения земельного пая. Создавались фермерские хозяйства. Так руководство страны рассчитывало поднять деревню. Но из-за финансирования сельского хозяйства государством по остаточному принципу, а также из-за неконкурентоспособности сельхозпродукции надеждам на возрождение села не суждено было сбыться в полной мере.

Сельское хозяйство в России традиционно считалось убыточным, а в период структурного кризиса снижение темпов сельскохозяйственного производства было особенно ощутимо.
Печальный опыт доказал необходимость проведения на государственном уровне антикризисной и антициклической политики, так как современная российская экономика функционирует в условиях активного воздействия на нее государства. Государственное регулирование способно оказывать влияние на ход экономического цикла и смягчение его колебаний, предотвращая тем самым резкие скачки в ту или иную сторону. Регулятивными методами являются кредитно-денежные и бюджетно-налоговые рычаги.



В случае структурного кризиса государство принимает меры по удешевлению кредитов, сокращению налогов. В настоящее время последствия кризиса 1998 г. практически сглажены.

61. Либерализация цен. «Обвальное» падение курса рубля

Если в Советском Союзе к большинству производимых товаров, работ и услуг применялись регулируемые государственные цены, то уже с 1991 г. контроль за ростом денежной массы в экономике был утрачен. Увеличивающийся спад отечественного производства привел к сокращению объема товарного предложения. Увеличение фиксированных цен вызвало неравновесие в экономике страны и стало причиной нарастающего товарного дефицита (особенно в городах). Стала очевидной необходимость кардинального отказа от государственного регулирования в сфере ценообразования.

Эту функцию предполагалось отдать субъектам, непосредственно занимающимся предпринимательской деятельностью, устанавливающим ту цену, которая складывалась в жестких условиях конкуренции и существующего спроса и предложения.


Либерализация потребительских цен осуществилась 2 января 1992 г., после чего 80 % оптовых и 90 % розничных цен стали свободными. Государство оставило за собой право регулирования цен на ряд товаров и услуг, социально значимых для населения: это молоко, хлеб, транспорт. Лимитированные наценки оставались до января 1992 г. Далее регионам позволялось самостоятельно контролировать цены. Также с января 1992 г. в результате экономических реформ произошли существенные изменения: была либерализирована заработная плата, введена свободная розничная торговля и т. д.
Первоначально либерализация цен вызывала сомнение. Во-первых, она началась еще до приватизации, когда государство регулировало экономику, во-вторых, реформирование проходило на федеральном уровне, а не на местном региональном. К январю 1995 г. на 30 % товаров и услуг цены оставались регулируемыми. Властью оказывалось давление на владельцев приватизированных магазинов путем постоянного напоминания, что коммунальные услуги, земля, недвижимость принадлежит государству. Пользуясь определенным преимуществом, региональная власть тоже оказывала давление на предпринимателей, к примеру, накладывая запрет на вывоз каких-либо товаров в другие области.

Третьей негативной «властью» стала разгулявшаяся преступность. Бандитские группировки путем рэкета собирали дань и пытались осуществить контроль за импортом и экспортом продукции в конкретные регионы, поделенные между ними. Отрицательно сказывались отсутствие качественных средств коммуникаций и высокие транспортные расходы, приводившие к повышению цен.

Но тем не менее Россия вошла в водоворот рыночных отношений, и силы, действующие в этих условиях, стали активно влиять положительным образом на ценообразование и экономику страны в целом.
Несмотря на продолжающуюся инфляцию, а затем и гиперинфляцию, либерализация цен помогла развить собственный рынок и качественно повлияла на продолжение экономических реформ. Благодаря политике свободных цен магазины за небольшой срок наполнились товарами. У населения появился выбор качества и цены покупаемой продукции или услуг.

Россия решила два вопроса преодоление товарного дефицита и конвертируемость рубля на внутреннем рынке.

62. Развитие экономических реформ в 19931994 гг

Существующую еще со времен Советского Союза монополизацию экономики российское руководство пыталось пересмотреть. С 1992 г. параллельно с введением новой экономической реформы началась практическая деятельность в области антимонопольной политики, хотя Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистических действий на товарных рынках» был принят ранее, в 1991 г.
Утвержденная весной 1994 г. Государственная программа демонополизации экономики четко определила сферу будущих мероприятий это строительный и автодорожный (за исключением железнодорожного) комплексы, торговля, отрасли связи и машиностроение. Имея общий характер, программа не была направлена на конкретизацию мер по развитию конкуренции. В рамках принятой программы министерства и региональные органы власти разрабатывали свои программы конкретно для определенной отрасли.

Но и они не давали действенных рекомендаций по преобразованию монопольных отраслевых структур.
По Указу Президента № 2096 от 05.12.1993 г. «О создании финансово-промышленных групп в Российской Федерации» стали организовываться финансово-промышленные группы (ФГП). Предполагалось, что они будут аккумулировать научно-технические достижения крупных производств и помогут достичь необходимой конкурентоспособности отечественной продукции на мировом рынке. Благие начинания должны были поддерживаться активной политикой банков.

Согласно вышеназванному Указу объединение банков, предприятий и научных учреждений могло осуществляться как добровольно, так и с помощью директив (в том случае, если собственником являлось государство). ФГП создавались в различных отраслях, первыми из которых стали «Сокол», «Драгоценности Урала», «Уральские заводы», «Объединенный горно-металлургический комплекс», «Сибирь», «Русхим», «Интеррос», «Скоростной флот». Со временем в их ряды влились «Инкомбанк», «Менатеп», «Алкор», «Альфа».

Во второй половине 1996 г. количество ФГП достигло 30, все они прошли официальную регистрацию в Госкомпроме РФ.

Интересные записи



Содержание раздела