59. Механизм адаптации в реальном секторе
Трансформация реального сектора экономики к условиям рыночной экономики в России не была полностью завершена. Практика показала, что не все предприятия (особенно крупные) многих отраслей смогли быстро адаптироваться к рыночным отношениям. Не помогало и их акционирование.
Перестройка внутри предприятий не везде шла эффективно. Сохранялись избыточная занятость, дорогостоящая социальная инфраструктура. Полюс ко всему не разрушалась их монополия в соответствующих секторах рынка.
Большинство бывших советских промышленных предприятий-гигантов попали в сложное финансово-экономическое положение. Постепенно росли взаимные неплатежи, участились невозвраты кредитов и др. К концу 1990-х гг. стало очевидно, что в некоторых отраслях свыше 50 % предприятий стали убыточными.
Из-за своих гигантских размеров они были неповоротливы в сложившихся условиях рынка, требовали больших денежно-финансовых и ресурсных затрат, а также большого спроса на свою продукцию. Такие предприятия с трудом поддавались трансформации. Деградация производства привела к угрозе утраты накопленного еще в советские годы опыта, производственного и научно-технического потенциала.
Государство, столкнувшееся с проблемой крупных предприятий, пересмотрело свое отношение к ним, казавшееся абсолютно бесспорным еще в начале структурно-экономических реформ. Взгляды на государственный и частный сектора экономики были пересмотрены, подверглись корректировке их особенности и дальнейшие перспективы. Первоначальные концепции приватизации в реальном секторе сильно отличались от реального положения. Десятилетний опыт реформирования отношений собственности показал, что смена формы собственности и правового статуса не влечет за собой повышение эффективности деятельности предприятия.
Финансовое положение субъектов реального сектора определяется воздействием на него общей макроэкономической ситуации.
Рыночная адаптация предприятий всех форм собственности в условиях переходной экономики возможна при условии продуманной денежно-кредитной, валютной и бюджетной политики государства. Стабильная налоговая политика, величина налогового бремени, ценовой контроль государства и антимонопольная политика постепенно приводили в чувство реальный сектор экономики России.
60. Структурный кризис российской экономики
В августе 1998 г. страну охватил мощнейший структурный кризис, затронувший все сферы социально-экономической жизни России. Специалистами был предложен ряд мер, направленных на вывод отечественной экономики из сложившейся крайне тяжелой ситуации.
В период экономического кризиса ВВП идет на убыль (до 1998 г. этот показатель возрастал), инфляция перерастает в гиперинфляцию. В том же году она составляла 90100 %. Начавшийся с началом 1990-х гг. промышленный спад продолжался и далее. В 1998 г. падение промышленного производства достигло отметки 5,2 %. Это происходило из-за структурных сдвигов в промышленном производстве.
Российская экономика перестраивалась на сырьевую промышленность, отдаляясь от производства товаров высокой степени переработки. Продавая за границу сырье, государство получало нефтедоллары. Производство товаров народного потребления отходило на второй план.
В 19981999 гг. неуклонно падали доходы граждан.
Что касается агропромышленного комплекса, то к 1998 г. государственная монополия была частично разрушена, частные лица могли свободно выходить из колхозов и совхозов с правом получения земельного пая. Создавались фермерские хозяйства. Так руководство страны рассчитывало поднять деревню. Но из-за финансирования сельского хозяйства государством по остаточному принципу, а также из-за неконкурентоспособности сельхозпродукции надеждам на возрождение села не суждено было сбыться в полной мере.
Сельское хозяйство в России традиционно считалось убыточным, а в период структурного кризиса снижение темпов сельскохозяйственного производства было особенно ощутимо.
Печальный опыт доказал необходимость проведения на государственном уровне антикризисной и антициклической политики, так как современная российская экономика функционирует в условиях активного воздействия на нее государства. Государственное регулирование способно оказывать влияние на ход экономического цикла и смягчение его колебаний, предотвращая тем самым резкие скачки в ту или иную сторону. Регулятивными методами являются кредитно-денежные и бюджетно-налоговые рычаги.
В случае структурного кризиса государство принимает меры по удешевлению кредитов, сокращению налогов. В настоящее время последствия кризиса 1998 г. практически сглажены.
61. Либерализация цен. «Обвальное» падение курса рубля
Если в Советском Союзе к большинству производимых товаров, работ и услуг применялись регулируемые государственные цены, то уже с 1991 г. контроль за ростом денежной массы в экономике был утрачен. Увеличивающийся спад отечественного производства привел к сокращению объема товарного предложения. Увеличение фиксированных цен вызвало неравновесие в экономике страны и стало причиной нарастающего товарного дефицита (особенно в городах). Стала очевидной необходимость кардинального отказа от государственного регулирования в сфере ценообразования.
Эту функцию предполагалось отдать субъектам, непосредственно занимающимся предпринимательской деятельностью, устанавливающим ту цену, которая складывалась в жестких условиях конкуренции и существующего спроса и предложения.
Третьей негативной «властью» стала разгулявшаяся преступность. Бандитские группировки путем рэкета собирали дань и пытались осуществить контроль за импортом и экспортом продукции в конкретные регионы, поделенные между ними. Отрицательно сказывались отсутствие качественных средств коммуникаций и высокие транспортные расходы, приводившие к повышению цен.
Но тем не менее Россия вошла в водоворот рыночных отношений, и силы, действующие в этих условиях, стали активно влиять положительным образом на ценообразование и экономику страны в целом.
Несмотря на продолжающуюся инфляцию, а затем и гиперинфляцию, либерализация цен помогла развить собственный рынок и качественно повлияла на продолжение экономических реформ. Благодаря политике свободных цен магазины за небольшой срок наполнились товарами. У населения появился выбор качества и цены покупаемой продукции или услуг.
Россия решила два вопроса преодоление товарного дефицита и конвертируемость рубля на внутреннем рынке.
62. Развитие экономических реформ в 19931994 гг
Существующую еще со времен Советского Союза монополизацию экономики российское руководство пыталось пересмотреть. С 1992 г. параллельно с введением новой экономической реформы началась практическая деятельность в области антимонопольной политики, хотя Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистических действий на товарных рынках» был принят ранее, в 1991 г.
Утвержденная весной 1994 г. Государственная программа демонополизации экономики четко определила сферу будущих мероприятий это строительный и автодорожный (за исключением железнодорожного) комплексы, торговля, отрасли связи и машиностроение. Имея общий характер, программа не была направлена на конкретизацию мер по развитию конкуренции. В рамках принятой программы министерства и региональные органы власти разрабатывали свои программы конкретно для определенной отрасли.
Но и они не давали действенных рекомендаций по преобразованию монопольных отраслевых структур.
По Указу Президента № 2096 от 05.12.1993 г. «О создании финансово-промышленных групп в Российской Федерации» стали организовываться финансово-промышленные группы (ФГП). Предполагалось, что они будут аккумулировать научно-технические достижения крупных производств и помогут достичь необходимой конкурентоспособности отечественной продукции на мировом рынке. Благие начинания должны были поддерживаться активной политикой банков.
Согласно вышеназванному Указу объединение банков, предприятий и научных учреждений могло осуществляться как добровольно, так и с помощью директив (в том случае, если собственником являлось государство). ФГП создавались в различных отраслях, первыми из которых стали «Сокол», «Драгоценности Урала», «Уральские заводы», «Объединенный горно-металлургический комплекс», «Сибирь», «Русхим», «Интеррос», «Скоростной флот». Со временем в их ряды влились «Инкомбанк», «Менатеп», «Алкор», «Альфа».
Во второй половине 1996 г. количество ФГП достигло 30, все они прошли официальную регистрацию в Госкомпроме РФ.