Жилищно-коммунальная реформа в России. Проблемы и противоречия


63. Жилищно-коммунальная реформа в России. Проблемы и противоречия

Приватизация жилищного фонда, начавшаяся в нашей стране в 1991 г. (Закон РФ от 04.07.1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации») и продолжающаяся по сей день (доля приватизированного жилого фонда сейчас составляет более 75 %), является важным моментом перехода жилищного фонда из государственной собственности в частную. Последовательность этого перехода в сферу рыночных отношений неразрывно связана с возникающими по ходу дела проблемами и противоречиями.
Появившееся большое количество собственников жилья даже и не подозревало о том, что реально владеет лишь воздухом в собственных квартирах. А про то, что эти самые квартиры находятся в домах, стоящих на земельных участках, которые тоже нужно обязательно оформлять в собственность (чтобы действительно стать полноправным собственником), государство особо не распространялось.
Итогом такой «виртуальной» приватизации без определения доли каждого собственника в общем имуществе жилого дома стало закрепление под видом социальной защиты всех приватизированных квартир за обслуживающими их до приватизации ДЭЗами и МУПами, пришедших на смену старых добрых ЖКХ и ЖКО (отвечающих в свое время за состояние жилищного фонда).
Передача жилищного фонда позволила государству экономить огромные средства, которые обычно расходовались на содержание данной инфраструктуры. Если раньше жилые дома состояли на балансе государства, а жильцы-съемщики платили мизерную часть от квартплаты, то теперь, став собственниками, они столкнулись с серьезными проблемами, касающимися управления и содержания своей собственности.
В итоге возникла необходимость в реформе жилищно-коммунального хозяйства. Стали образовывать товарищества собственников жилья (ТСЖ). На начало 2007 г. доля реальных собственников, объединенных в товарищества собственников жилья (ТСЖ) и управляющие компании (УК), составила всего 5,9 %. Это связано с тем, что перечисленные некоммерческие объединения столкнулись с множеством препятствий и даже проблем, касающихся их организации и нормального функционирования.
Государство, заинтересованное в самостоятельном функционировании указанных выше организаций, не только приняло в 2007 г. соответствующий закон, но разработало и внедрило специальную программу по проведению капитального ремонта старого жилого фонда, где доля выделяемых госбюджетом средств составляла 95 % сметной стоимости затрат на капремонт. В настоящее время данная помощь хоть и является единовременной, но все же реальна и должна существенно помочь населению.

64. Глобальный экономический кризис 1998 г. Дефолт

Правительство С.В. Кириенко было у власти 3 месяца. Все это время оно пыталось бороться с надвигавшимся финансовым кризисом. Новый премьер ставил целями стабилизацию финансовых рынков и разрешение бюджетного кризиса.

Правительство С.В. Кириенко, пытаясь найти выход из политической изоляции, приняло жесткие меры по отношению к олигархам.
Начало хронического кризиса российской финансовой системы пришлось на 1997 г., когда правительство и Центральный Банк РФ стали скрывать от граждан реальный масштаб кризиса. Россия постоянно заимствовала денежные средства за рубежом для покрытия бюджетного дефицита, что в свою очередь привело к резкому увеличению государственного долга и росту бюджетных расходов по его обслуживанию. Мировой финансовой кризис, который начался в октябре 1997 г., и падение цен на нефть еще больше усугубляли ситуацию в стране. Отток капиталов из России привел к тому, что иностранные кредиторы стали сомневаться в способности российских властей удержать курс рубля в соответствующих границах.

Многие из них уходили с рынка страны, другие потребовали увеличения доходности ГКО. Внутренний долг России превышал возможности бюджета по его обслуживанию. Завышенный курс рубля привел к увеличению импорта и, соответственно, снижению экспорта.

Все безналичные деньги были обращены в валюту.
Центральный Банк РФ и правительство оттягивали девальвацию рубля по двум причинам. Во-первых, это нежелание подрывать недавно возникшее доверие к власти со стороны граждан, во-вторых, давление на исполнительную власть олигархов, которые стремились спасти коммерческие банки. Правительство С.В.



Кириенко решило резко повысить ставку рефинансирования вместо того, чтобы провести плавную девальвацию. В результате при существующем курсе рубля Министерство финансов РФ к августу 1998 г. оказалось не в состоянии обслуживать систему ГКО. Деньги, которые получали от новых порций ценных бумаг, шли на погашение долгов. Положение в России можно было спасти только девальвацией, поскольку при обесценении рубля долг уменьшался прямо пропорционально размерам девальвации.

На нежелание осознанно девальвировать рубль правительство С.В. Кириенко спровоцировало финансовый кризис в стране.
17 августа 1998 г. правительство и Центральный банк приняли решение о расширении границ валютного коридора до 7,19,5 руб. за доллар, о 90-дневном моратории на обслуживание внешних долгов частными российскими предприятиями и банками, об отказе от обслуживания ГКО с прекращением торговли ими. Все эти действия стали кульминацией кризиса. Таким образом, Россия на некоторое время признала свою неплатежеспособность. Фактически 23 августа 1998 г. стал днем национальной финансовой катастрофы, когда произошли обвал рубля (девальвация в 2,5 раза) и резкий инфляционный скачок (40 % инфляции за последнюю неделю). Кабинет С.В.

Кириенко был отправлен в отставку.
Финансовый кризис вернул Россию на несколько лет назад. В настоящее время можно видеть реальное положение дел в экономике страны, истинную степень продвижения ее по пути рыночных реформ. Оказалось, что так называемые олигархи не слишком богаты и очень зависят от государства.

За один год реальные располагаемые доходы снизились на 23 %, население узнало истинную цену своего труда.

65. Денежная реформа и ее последствия



К моменту осуществления денежной реформы золотовалютные резервы Банка России составляли свыше 24 млрд долл. В 1998 г. в России была проведена деноминация. Она не носила конфискационного характера.

Постепенная замена денежных знаков старого образца на деньги нового образца проходила в течение всего года и не создавала стрессовых ситуаций для граждан. Это позволило снизить затраты на деноминацию.
Подготовка Центральным Банком РФ к деноминации велась еще с 1997 г. Отследив экономическую ситуацию по стране, специалисты определили данный период как благоприятный. Согласно принятому Указу Президента РФ от 04.08.1997 г. № 822 «Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен» при проведении с 1 января 1998 г. деноминации курс составлял 1000 руб. старыми деньгами к 1 руб. новыми (1000: 1). Эта реформа стала частью программы общего финансового оздоровления страны и была направлена на упрочение позиции национальной валюты.
В обращение были введены новые монеты достоинством 1 коп., 5 коп., 10 коп., 50 коп., 1 руб., 2 руб., 5 руб. и банкноты достоинством 5, 10, 50, 100, 500 руб. На новых банкнотах, как и на старых, повторяется рисунок (изображение городов Новгорода, Красноярска, Санкт-Петербурга, Архангельска и Москвы). Монеты же, напротив, были выполнены в новом дизайне.

Оборотная сторона монет достоинством 1, 5, 10, 50 коп. имела изображение Георгия Победоносца поражающего копьем змея. Монеты достоинством 1, 2, 5 руб. изготовлялись из специального медно-никелевого сплава. В течение целого года в обращении параллельно ходили деньги старого и нового образца.
Процесс обмена проходил естественным путем, т. е. старые деньги высвобождались из обращения по обычным каналам услуги, торговля и др. Ни одно из кредитно-финансовых учреждений не должно было осуществлять прямого обмена денег. Это стало принципом данной деноминации и подчеркивалось во всех документах.

Замена старых денег на новые проходила по мере изъятия из обращения первых.
Еще одним положительным моментом проводимой реформы стало то, что в случае неиспользования населением старых денег в течение определенного государством периода времени (в течение всего 1998 г.) можно было до конца 2002 г. обменивать их на новые в учреждениях Центрального Банка РФ, так как с 1 января 1999 г. старые образцы в обращении уже не ходили.
Коммерческим банкам разрешалось до 1 июля 1998 г. выдавать физическим лицам деньги старого и нового образца, а после этой даты первые выдавать запрещалось. Кредитные лица были уполномочены к приему от физических и юридических лиц денег старого образца вплоть до конца 1998 г.
Продуманная планомерная подготовка к деноминации позволила провести обменный денежный процесс в целом без каких-либо серьезных нарушений. В результате оздоровление рубля усилилось. Гражданское население, не очень-то доверяющее различным нововведениям и реформам, свалившимся на него за предыдущие годы перехода к рынку, никаких связанных с деноминацией неудобств практически не испытало.

66. Экономические реформы в Российской Федерации

Реформирование российской экономики проходило поэтапно. На ранних стадиях претворения в жизнь курса перехода к рынку была допущена масса просчетов как экономического, так и политического характера. Не сразу получилось подготовить и закрепить механизмы госрегулирования в области рыночного хозяйствования. В начальный период реформ с относительным успехом использовались природные и человеческие ресурсы, богатый научно-технический потенциал, высокий уровень квалификации специалистов.

Отечественная модель экономики явно носила экспортно-сырьевой характер. Чрезмерное давление импорта в расширяющейся открытости экономики России, пассивная инвестиционная политика, повышающаяся дифференциация населения по потреблению и доходам, а также низкая монетизация и натурализация хозяйственных связей способствовали развитию экономических реформ в России.

Интересные записи



Содержание раздела