В 1992 г. Правительством РФ были освобождены от государственного контроля цены на многие товары. Наряду с этим учетная ставка Центрального Банка РФ увеличилась в несколько раз, и доступ к дешевым банковским кредитам резко ограничился. Сильно сократились расходы на содержание армии и на социальные нужды.
Прогнозируемое экономистами пятикратное повышение цен на практике оказалось стократным. С начала реформ прошло лишь два месяца, а Правительство РФ уже было вынуждено увеличить заработную плату почти на 70 %, что привело к резкому скачку цен. Сбережения граждан, находящиеся на хранении в Сберегательном Банке РФ, моментально обесценились, а большинство населения вообще оказалось за чертой бедности.
В условиях существующей производственной монополии предприятия продолжали набавлять цену на свою продукцию. Это только ухудшило обстановку и привело к новому витку цен на сырье и энергию и повышению тарифов на перевозку. Прогрессирующая инфляция развеяла последние надежды на оздоровление экономики путем проводимых реформ «шоковой терапии». Взаимные неплатежи между предприятиями вынудили Правительство РФ увеличить кредитование народного хозяйства.
Денежная эмиссия за 1992 г. выросла в 20 раз по сравнению с годом предыдущим.
Сильно пострадали научно-исследовательские институты (НИИ) и конструкторские бюро (КБ), получавшие в советское время большие военные заказы, а теперь вынужденные перейти на выпуск дешевого заказа. В результате многие сегменты российской экономики очутились на пути технологического регресса. Начался отток научных умов в страны Запада.
Осень 1992 г. запомнилась «малой» приватизацией, которую продвигало Правительство РФ. В частную собственность отошли кафе, рестораны, магазины и предприятия сферы услуг. В конце 1992 г. каждый гражданин стал обладателем ваучера или, по-другому, приватизационного чека, с помощью которого он мог стать акционером приватизируемых предприятий либо вложить его в инвестиционные фонды.
Номинальная стоимость ваучера составляла 10 000 руб. Предприимчивые дельцы путем неконтролируемой скупки приватизационных чеков смогли стать совладельцами или владельцами предприятий или же могли с их помощью извлечь существенную денежную прибыль.
После вступления России в 1992 г. в Международный валютный фонд (МВФ) появились надежды на получение кредита на развитие собственной экономики, но им по ряду внешне политических причин не суждено было оправдаться. Нехватка бюджетных средств привела к разложению в социальной сфере, а именно к сокращению числа дошкольных учреждений, спаду объемов жилищного строительства.
На фоне общей удручающей социально-экономической обстановки началась борьба за власть. Новая политическая элита стала распоряжаться госсобственностью, как своей. В декабре 1992 г. один из идеологов «шоковой терапии» Е.Т.
Гайдар был вынужден подать в отставку. В.С. Черномырдин, возглавивший Правительство РФ, объявил о предстоящих корректировках экономических реформ.
Летом 1993 г. действие президентских указов по приватизации было приостановлено. В стране установилось своеобразное двоевластие Верховного Совета Российской Федерации и Правительства, соперничающих между собой.
В декабре 1993 г. состоялись выборы в Федеральное Собрание Российской Федерации. Расстановка политических сил изменилась. Правительство приняло решение отказаться от методов «шоковой терапии» и перейти к стратегии активной стабилизации.
Ставка была сделана на выборочную поддержку перспективных отраслей народного хозяйства, на проведение умеренно жесткой финансовой политики и на снижение темпов инфляции.
В 1994 г. проводимый курс экономических реформ остался без изменений, а усиливавшиеся темпы приватизации привели к тому, что уже к концу года свыше 70 % мелких, средних и крупных предприятий различных отраслей прошли процесс акционирования.
54. Проблемы сохранения единства России
Судьба государства Российского, а именно вопрос о его единстве в 19911993 гг., во многом определялась противостоянием республиканских властей и федеративной власти. Причины, вследствие которых произошел распад СССР, также повлияли на нарастание сепаратистских тенденций внутри страны, на желание регионов самостоятельно использовать результаты своего труда. Итоги «неудачного» реформирования общества стали предпосылками к поиску выхода из кризиса, давая толчок к решению собственных проблем независимо от других.
Угроза распада России нависала над страной на протяжении всего 1992 г. Татарстан, Удмуртия, Башкортостан, Якутия, Новосибирская и Тюменская области уже к концу лета прекратили отчисление налогов в бюджет.
Одни субъекты выдвигали новые «модели» и формы власти, такие как конференция, реальный федерализм, где должно происходить четкое разделение полномочий центра и мест, учитывая природно-климатические и политические особенности регионов. Другие требовали полной ликвидации республик, областей, краев и строительства на их местах губерний, которые в свою очередь будут подчиняться центру.
Все эти противоречия республик рано или поздно грозили полным распадом государства и междоусобицей. Сама обстановка требовала коренных преобразований, и правительство проводило крайне непоследовательную национально-государственную политику. Результатом стало объявление в 1991 г. об отделении Чечни от России, что впоследствии привело к кризису в данном регионе.
И только в конце октября 1992 г. после начала столкновения между ингушами и осетинами Президент России, преследуя государственные интересы и опасаясь за территориальную целостность страны, впервые не исключил возможности использования силовых методов защиты.
Одним из главных документов о сохранении единства России является федеративный договор, разработка и создание которого начались еще в 1990 г. В ходе обсуждения проекта стало понятно, что за годы существования Советского Союза идея национальной государственности устарела и вернуться к территориальному делению уже просто невозможно. Было отменено возвращение к губернскому устройству на территориальной основе. Таким образом, Федеративный договор, подписанный 31 марта 1992 г. субъектами Российской Федерации, за исключением Татарстана и Чечни, разграничил полномочия общефедеральных органов и органов субъектов.
В России снизилось внутриполитическое напряжение.
Более того, наша страна сама становилась инвестором западной экономики. Это случилось после того, как за границу начался нелегальный вывоз капиталов (миллиарды долларов в год), а на руках населения внутри страны оседала валюта (в основном доллары и марки), в которой граждане из-за обесценивания рубля предпочитали хранить свои сбережения.
В 1996 г. были подведены неутешительные экономические итоги прошедших 5 лет. За этот период на 45 % снизилась производительность промышленности, а 13 % трудоспособного населения стали безработными. Среди населения наметилось явное социальное расслоение. Такие новшества в социально-экономической политике, как негосударственные пенсионные фонды и страховая медицина, оказались неэффективными. Повсеместно начались задержки по выплате пенсий, заработных плат, пособий и др.
Небывалых высот достигла преступность.