Структура проективной гипнотерапии


В-третьих, контекстные сновидения, трансформировавшие актуальные проблемы и конфликты проективным языком психики и организма самого пациента, являются ценнейшим материалом для дальнейших проективных преобразований в гипнотической реальности проективной гипнотерапии. Гипнотерапия позволяет пациенту заново войти в контекстное сновидение и пережить его с большим пониманием его содержания, терапевтическим преобразованием, развитием сценария при участии и поддержке гипнотерапевта. При использовании повторного переживания контекстных сновидений задачей гипнотерапевта является перевод пациента на следующий динамический этап, с негативно-динамического этапа к негативно-констатирующему и, по возможности, к позитивно-динамическому этапу.

В начале проективной гипнотерапии следует предупредить пациента о том, что он может в период гипнотерапии видеть необычные сновидения и что было бы полезно запоминать и описывать такие сновидения гипнотерапевту. в случае появления контекстных сновидений они подлежат детальному описанию и обсуждению. Важно показать пациенту связь контекстных сновидений с актуализированным гипнотерапией его текущим состоянием, проблемами и конфликтами разных уровней. Затем материал контекстного сновидения может быть использован в процессе гипнотерапии в прямой или опосредованной форме.

Прямое использование контекстного сновидения подразумевает повторное его переживание в терапевтически преобразованной форме. В случае невозможности повторного вхождения в контекстное сновидение во время сеанса гипнотерапии, а также при позитивно-динамических контекстных сновидениях могут использоваться их принципиальные положения, концепты, облаченные в уже выработанный собственный метафорический язык гипнотической реальности субъекта.
21.4. Структура проективной гипнотерапии
Разработанная нами в последние годы техника проективной гипнотерапии включает два этапа: 1) этап обучения пациента наведению гипнотической реальности; 2) терапевтический этап.
21.4.1. Этап обучения наведению гипнотической реальности
Длительность первого этапа варьирует от 1 до 2 сеансов.
В течение этапа обучения наведению гипнотической реальности, перед сеансом гипнотерапии, необходимо разъяснить пациенту смысл и цель использования проективной техники гипнотерапии. Такое разъяснение играет роль стыковочного сценария, согласовывающего используемую проективную технику с "моделью болезни и терапии" пациента.
Приведем примерный текст разъяснения, используемого нами при индивидуальной проективной гипнотерапии: "Вы, конечно же, знаете, что психика человека устроена таким образом, что одни и те же представления, состояния, переживания, эмоции она может передать словами, звуками и музыкой, зрительными образами и картинами, телесными ощущениями". В этот момент могут быть приведены примеры на основе сведений из жизни самого пациента. "В гипнотическом состоянии данное свойство психики человека значительно усиливается. Благодаря гипнозу человек приобретает, например, возможность выразить

и ощутить в зрительной форме не только свой предыдущий жизненный опыт, но и свои состояния, проблемы, переживания, особенности работы собственного организма. Более того, выражая все это в гипнозе, он получает возможность влиять на проблемные состояния, позитивно изменять их".
На этапе обучения наведению гипнотической реальности пациент вводится в гипнотическое состояние, затем проводится формализованное внушение (описанное ранее). Во второй части сеанса гипноза проводится пробное наведение биографически-заданной для пациента гипнотической реальности. Мы предпочитаем сюжеты гипнотической реальности из предшествующей жизни пациента, связанные с горами, водой (морем, реками) либо их комбинацией. Для наведения гипнотической реальности используются два основных приема. Первый состоит в обращении к воспоминаниям пациента о конкретных для него месте и времени с последующими активизацией его восприятия тогдашнего окружения и движением, перемещением в том окружении, которое становится в ходе такой работы гипнотической реальностью.



Второй прием строится на обобщенном описании процесса перемещения и восприятия биографически-известной, природной среды, переходящем на описания восприятия, ощущений самого пациента. Приведем соответствующие приемам примеры конкретных описаний наведения гипнотической реальности.
1. Психотерапевт обращается к находящемуся в гипнотическом состоянии пациенту: "Я вспоминаю теперь ваш рассказ о горах. Иногда бывает интересно и полезно вспомнить о том месте и времени в горах, где побывал. И если посмотреть вокруг, вновь видишь виденное ранее и, прислушавшись, слышишь те же звуки, дышишь тем же воздухом.

И если посмотреть, обернувшись вокруг, то можно вновь пойти вперед".
2. Психотерапевт обращается к находящемуся в гипнотическом состоянии пациенту: "В жизни происходят очень интересные вещи и события. Вы знаете, иногда бывает очень интересно и полезно подняться в гору, потому что чем выше ты поднимаешься, тем больше раскрывается перед тобой горизонт, тем дальше ты видишь вокруг. И когда ты идешь выше и выше, то начинаешь чувствовать усталость, чем выше, тем больше, и тогда можно отдохнуть.

И отдыхая, вновь смотришь вокруг, дышишь этим воздухом".
Формальный смысл дальнейшей работы в примерах первой наведенной гипнотической реальности сводится к подъему на гору, изменению восприятия пейзажа (нахождению новых, ранее скрытых деталей, проявлению пейзажных макроструктур, запечатлению всего нового), спуску с нее, выходу из гипнотического состояния.

Работа в гипнотической реальности может осуществляться без обратной вербальной связи и в диалоговом режиме с обратной связью. После выхода из гипнотического состояния проводится опрос, уточняющий наличие и характер полученной гипнотической реальности, реакцию на нее пациента. В случае успешной реализации гипнотической реальности переходят ко второму терапевтическому этапу.
21.4.2. Терапевтический этап
На втором этапе реализации трансформации наведенной гипнотической реальности перед терапевтом стоят сложные и во многом твор-чески-интутивно решаемые задачи. Ведущий принцип психотерапии психогений неизменен и заключается в основанном на осознании разрешении психологических конфликтов. Техника трансформации наведенной гипнотической реальности способствует реализации данного принципа на глубинном уровне, когда личность, ее проблемы и конфликты, равно как и проблемы организма, могут быть проявлены как гипнотические мифы, иносказательность, отстраненность и обобщенность которых не мешает пациенту переживать их содержание и трансформационную динамику непосредственно чувственно, интимно.


В ходе терапии значимость различных составляющих психологического конфликта меняется, дезактуализация одних приводит к временному усилению других. Как уже ранее отмечалось, мы склонны понимать личностный психологический конфликт как своего рода иерархическую систему, в которой разрешение предъявляемой составляющей конфликта, проблемы, конфликта первого порядка приводит к актуализации связанной с ней составляющей, проблемы, конфликта второго порядка, и далее. Поэтому в содержательном отношении на втором этапе терапии терапевт и пациент работают над последовательным разрешением актуализированных ходом гипнотерапии психологических проблем составляющих имеющегося психологического конфликта.
Возможны два способа выявления актуальных на настоящий момент конфликтов и проблем. Первый основан на их выявлении в ходе предварительной беседы перед сеансом гипнотерапии. Затем на основе выявленного конфликта, проблемы психотерапевтом в сопоставлении с гипнотической реальностью предыдущего сеанса и ее объектами и явлениями конструируется образная метафора, отражающая актуализированный конфликт, предусматривающая его констатацию, трансформацию, разрешение. Второй способ выявления актуальных текущих конфликтов и проблем заключается в выявлении их в метафорической форме непосредственно в ходе проективной гипнотерапии на ос-

новании правил, сформированных нами ранее. Для этого после "возвращения" в прежнюю гипнотическую реальность пациента просят внимательно обследовать ее и выявить те ее объекты, которые вызывают у него негативные, неприятные ощущения, предстают как препятствия, ограничения. Затем гипнотическая реальность либо поведение, нахождение в ней гипнотика преобразуются таким образом, чтобы изменить, преодолеть, обойти выявленные препятствия и ограничения.
Практика гипнотерапии неизбежно синтетична и использует оба способа. В ходе диалогического проективного сеанса гипнотерапии происходит метафорическая реализация актуализированных гипнотерапией текущих вторичных проблем и конфликтов, проективно преобразуемых психикой пациента в его гипнотическую реальность. Пациент при участии и поддержке гипнотерапевта активно исследует данную гипнотическую реальность, перемещается в ней, изменяет ее.

Как уже отмечалось, в процессе подобной аналитической гипнотерапии в качестве материала для построения очередных актуальных метафор и личностных гипнотических мифов могут использоваться рисунки пациентов проективного характера, содержание сновидений.



Содержание раздела