Диагноз: пролонгированная депрессивная реакция


Р. Т.: Я хочу, чтобы Вы внимательно присмотрелись к тому сдвоенному зеленому яблоку, что Вы держите в руках. Вообще-то оно может быть сдвоенным или сросшимся. Сдвоенное яблоко на самом деле состоит из двух тесно прилегающих друг к другу яблок, выросших на отдельных черенках. Сросшееся яблоко имеет лишь один черенок.

Я подозреваю и, более того, я уверен, что в Ваших руках сдвоенное яблоко.
В.: (После продолжительного молчания.) Я думаю, я уверена, что яблоко может быть разделено. (Молчит.) Я держу яблоко в руке. Меньшая половина яблока то появляется, то исчезает. (Молчит, лицо напряжено, учащенно дышит.)
Р. Т.: Что теперь?
В.: Я хочу, чтобы осталось только одно яблоко. Сейчас делаю усилие, меньшая половина исчезает. На большем яблоке, в месте соприкосновения, остается шелушащееся пятно.

Оно зарастает.

р Т.: Я хочу обратить Ваше внимание на один важный и интересный момент. Ваше яблоко зеленое. Обычно зелеными бывают незрелые плоды.

По мере того, как плод созревает, его цвет меняется, становится желтым или красным. Я думаю, что Ваше яблоко будет теперь созревать.
В.: Яблоко по форме, как большое красное, а само зеленое. Это яблоко должно быть красным, но оно еще незрелое.
R Т.: В., Вы достаточно долго держите его в руках. От вашего тепла и усилий в вашем яблоке могло начаться созревание. Посмотрите на него внимательно со всех сторон.

Может, оно начинает краснеть?
В.: Может быть, оно должно оставаться зеленым? Я не вижу признаков покраснения. (Пауза в 2 минуты.)
Р. Т.: Продолжайте наблюдать за ним, будьте внимательны. Вы хотите, чтобы оно покраснело?
В.: Да.
Р. Т.: Вспомните, когда яблоко созревает, оно сначала краснеет лишь с одной стороны, и происходит это медленно. А затем, когда краснота с одной стороны уже появилась, оно созревает целиком, это происходит быстро и всегда. Осмотрите свое яблоко со всех сторон очень внимательно.

Что Вы видите теперь? (Радостно-удивленно.) Пошло покраснение с одной стороны. Оно краснеет!
Очень хорошо. Как Вы думаете, может краснеющее яблоко снова стать зеленым?
Нет, так не бывает. Оно останется красным. Вы уверены в этом? Да. Оно красное.

Как Вы себя чувствуете теперь? Хорошо, но немного устала.
Вы хорошо поработали сегодня. И теперь, завершая эту работу, выходим из гипнотического состояния. Дышим поглубже, слегка напрягаем мышцы всего тела и полностью выходим из гипнотического состояния.
После выхода из гипнотического состояния В. отмечает чувство удовлетворения, спокойствия. На вопрос о том, есть ли сейчас пустота внутри, отвечает отрицательно.
Следующий сеанс гипнотерапии назначен через неделю.


Третий сеанс проективной гипнотерапии. Придя в третий раз, пациентка сообщила о стабильном улучшении состояния. За прошедшую неделю настроение В. было почти всегда хорошим, не было ощущения бес-

В.
 
Р.
т.
В.
 
Р.
т.
в.
 
р.
т.
В.
 
р.
т.


смысленности жизни и внутренней пустоты, хотя временами испытывала беспокойство и неуверенность за себя в будущем, в общении с близкими.
В. активно пересказала ночное сновидение, пережитое за день до визита к психотерапевту.
Сюжет сновидения. В. находится в каком-то доме, который похож и не похож на родительский. В соседней комнате жена двоюродного брата, сумасшедшая, кричит на пациентку, ругает ее. Кроме пациентки, в комнате находится женщина в сером, без лица, точнее, В. не может разглядеть ее лица, то расплывается.

Женщина в сером воспринимается В. спокойно. (В реальной жизни у двоюродного брата есть жена, у нее сдержанные отношения с В., она психически здорова.) В. весьма неприятна брань сумасшедшей, она пытается закрыть дверь на ключ, с другой стороны двери мешают это сделать. Женщина в сером помогает В. закрыть дверь на ключ, однако с той стороны некоторое время продолжаются удары и толчки в дверь, и В. видит, что косяк двери расшатан и не очень надежен. Затем толчки прекращаются, все стихает.
В руке пациентки зажаты 4-5 картофелин, одни очищены, другие нет. В. удивлена тем, что, вроде бы, в закрытой руке они не должны умещаться, но они умещаются. В. дает эти картофелины женщине в сером, без лица. Та сидит у печи.



В. предполагает, что женщина печет эти картофелины в золе (но не видит этого).
В. просыпается с ощущением, что что-то неприятное прошло, но у нее нет уверенности в стабильности состояния.
Проведено совместное обсуждение сновидения с уточнением его деталей. Психотерапевт высказал предположение о том, что сновидение отражает изменения состояния В. в ходе психотерапии и ее неуверенность в стабильности полученного результата. Затем проведено погружение В. в гипнотическое состояние.
В гипнотическом состоянии В. снова введена в описанное ею сновидение.
Р. Т.: ...А теперь, войдя в гипноз, Вы входите в свое последнее сновидение. Тот же дом, те же комнаты и дверь между ними. Интересно, цела ли она? Может быть, она выбита вместе с косяком?

Может быть, в доме все уже вверх дном? Хотя, я думаю, это маловероятно. Ну, и что Вы там находите?
В.: (Некоторое время сосредоточенно молчит, глаза двигаются под закрытыми веками. Затем на лице появляется слабая улыбка.) Нет, в доме все в порядке.
Р. Т.: Подойдите к двери между комнатами. Она цела?
В.: Дверь целая.
Р. Т.: Она заперта или открыта?

в.
 
р.
т.
в.
 
р.
т.
в.
 
р.
т.
в.
 
р.
т.
в.
 
р.
т.
в.
 
р.
т.
в.
 
р.
т.
в.
 
р.
т.

Дверь открыта, в комнате никого нет. Скажите, а сама комната в порядке?
Да, там все чисто и убрано. Косяк двери теперь не шатается. Кроме Вас в доме кто-то есть, или Вы одна?

У окна сидит та женщина в сером. Вы можете теперь разглядеть ее лицо? Я лица не вижу.
Попробуйте посмотреть на нее на свету. Видите теперь? Нет.
Как Вы себя чувствуете в этом доме теперь? Есть чувство тревоги, неуверенности? Нет, я спокойна.
Как Вы думаете, та сумасшедшая может вернуться? (Молчит, затем отвечает.) Я думаю, нет.
Хорошо, еще раз внимательно осмотрите дом. В нем все в порядке?
Да, все хорошо.
Ну что же. Давайте тогда будем выходить из гипнотического состояния. Дышим поглубже, слегка напрягаем мышцы всего тела и полностью выходим из гипнотического состояния.
После выхода из гипнотического состояния В. отметила, что чувствует себя хорошо, спокойно.
Пациентке предложено связаться с психотерапевтом через две недели для уточнения вопроса о времени следующего сеанса.
Данный сеанс гипнотерапии стал последним. В. через две недели позвонила по телефону и сообщила о том, что чувствует себя хорошо, намного лучше, чем прежде, до лечения, настроение остается хорошим и ровным. В связи с хорошим самочувствием, а также загруженностью учебой пациентка попросила о завершении терапии.
Через полгода В. при беседе по телефону сообщила, что продолжает обучение, получает второе высшее образование (юридическое), работает секретарем в учреждении. Она отметила, что за прошедшее время стала более самостоятельной, уверенной в себе, что ей теперь удается отстаивать собственную точку зрения. Чувство "пустоты", безысходности больше не возвращалось.
22.4. Пример 3
Пациентка А., 28 лет. Диагноз: пролонгированная депрессивная реакция. При обращении заявила, что "вертится в тупике и не находит выхода". Отмечала чувство подавленности и безысходности на протя-

жении года в особенности последние полгода Чувствует, что между ней и другими людьми возник барьер отчужденности, который она не может преодолеть.
А. выросла вторым ребенком в семье строгих, но любящих родителей. Родители и старший брат инженеры-нефтяники. Брат старше пациентки на пять лет, живет своей семьей, но до сих пор опекает сестру.

С 21 года А. живет самостоятельно.
В возрасте 11 лет А. перенесла инфекционный полиомиелит, полгода была неподвижна, затем постепенно "встала на ноги". Считает, что выздоровление произошло во многом благодаря уходу матери.
С 5-летнего возраста А. занималась бальными танцами, в юности достигла уровня мастера международного класса. В школе училась успешно. По семейной традиции поступила в Нефтяной университет, закончив его, год проработала инженером-нефтяником.

Затем она окончила бухгалтерские курсы, работала кассиром-контролером, продавцом, секретаршей. Последние два месяца А. работает.
Во время учебы на пятом курсе университета А. вышла замуж за сокурсника, однако отношения в браке не сложились, сделала аборт, после завершения учебы развелась. Считает, что не реализовала себя как женщина, после нескольких неудачных попыток построить личную жизнь ориентирована на партнерские отношения с мужчинами, без любви.
До третьего курса университета А. занималась бальными танцами, затем прекратила танцевать. Однако после завершения учебы она возобновила занятия танцами. Несколько раз пыталась уехать с танцевальной группой на работу в Италию, Испанию.

В настоящее время А. ожидает вызова на работу в Италию, однако ожидание сильно затянулось.



Содержание раздела