А. подчеркивает полную тупиковость и безысходность сложившейся жизненной ситуации, указывает, что временами испытывает чувство полного отчаяния и тоски, тогда как обычное ее состояние "серое", угнетенное.
Внешне А. производит впечатление эмоционально подавленной, ее лицо гипомимично, говорит тихим, дребезжащим, монотонным голосом.
А. спрашивает, можно ли ей помочь. В ответ психотерапевтом ей сказано, что ее тупиковое состояние носит исключительно субъективный характер, что у нее, безусловно, есть объективные предпосылки и личностные ресурсы для выхода из сложившейся ситуации. А. указано, что в проблеме, с которой она обратилась в данный момент, существуют два компонента: 1) ее эмоциональное состояние; 2) жизненная, личностная ситуация. И хотя, вне всяких сомнений, эти ком-
поненты взаимосвязаны, порядок их разрешения должен быть последовательным. Начинать следует именно с эмоционального состояния, а изменив его, приступать к разрешению личностных, жизненных проблем. Поэтому А. предстоит отнестись к психотерапии как к временной передышке, необходимой для накопления сил, во время которой важно найти в себе внутреннее равновесие, разобраться в себе самой и в ситуации, а затем, проанализировав все, приступить к осмысленным действиям.
А. предложена гипнотерапия, на что получено согласие.
Первый сеанс проективной гипнотерапии. На первом сеансе гипнотерапии, после успешной гипнотизации и формализованной гипнотерапии, было проведено пробное наведение гипнотической реальности с обратной связью с подъемом на гору.
Р. Т.: ...Я знаю, что Вы любите и умеете двигаться. Вы можете не только двигаться, но и делать это красиво. Однако сейчас наша задача проще. Вполне достаточно вспомнить и ощутить самое простое и главное в движении ходьбу.
Человек может идти по ровной дороге, спускаться вниз, подниматься вверх. Я думаю, что наиболее интересен подъем вверх. Потому что при подъеме вверх происходят две вещи. Во-первых, чем выше ты поднимаешься, тем больше ты от этого устаешь.
Во-вторых, и это главное, чем выше ты поднимаешься, тем больше начинаешь видеть то, что окружает тебя. И чем дольше ты поднимаешься, тем яснее ты понимаешь особенности и взаимосвязи того, что вокруг. И тогда то, что раньше казалось тебе абсолютно отдельным, несвязанным с остальным, чуждым, оказывается тесно взаимосвязано со всеми и всем. А то, что воспринималось взаимосвязанным, оказывается совершенно отдельным и особым.
Чувствуете нагрузку от подъема?
А.: Да.
Р. Т.: Далеко еще до вершины?
А.: Нужно еще пройти.
Р. Т.: А теперь дошли?
А.: Да.
Р. Т.: Посмотрите внимательно вокруг себя. Что Вы видите?
А.: Высокая гора. (Пауза 2-3 минуты, делает ориентировочные движения глазами при закрытых веках, чуть поворачивая голову.) Я поднялась. (Пауза.) Как каньон в прерии. Впереди водопад, похож на Ниагару. Перед ним столбчатые горы. Зеленые деревья.
Внизу животные, которых надо остерегаться.
Р. Т.: Какие животные?
А.: Львы, гепарды, другие хищники. (Пауза.) Гепард гонится за антилопой. Над прерией летают орлы. Р. Т.: Гепард догнал антилопу? А.: Нет, она убежала. Р. Т.: Как Вы себя здесь чувствуете?
А.: Мне здесь нравится.
За истекшее время барьера между собой и другими людьми не возникало.
Пациентка принесла выполненный цветными карандашами и фломастерами рисунок (см. рисунок 1). На рисунке сверху изображена "прерия" (название А.), а точнее саванна (животные африканские). На переднем плане в центре листа гепард гонится за антилопой, справа высокое одиночное дерево.
На втором плане по центру листа и слева столбчатые горы, высокие тропические деревья. Справа высоко над
саванной парят два крупных орла. Слева сзади большой водопад. Вода, обрушившись вниз широким потоком, течет направо и вдаль.
После уточнения расположения и значения деталей рисунка проведено его совместное обсуждение.
р. Т.: Вы хорошо справились с рисунком. Все детали узнаваемы. Тот вид, который Вы видели, действительно красив. Он захватывает и привлекает.
Но в нем есть одна значимая отрицательная черта. Вы не смогли добраться туда, куда Вам хотелось, к водопаду, потому что внизу опасные хищники. А если бы их не было?
Если бы Вам не мешала спуститься вниз пропасть, у которой Вы стояли?
Посмотрите на эти столбчатые горы, на эти деревья и водопад, к которому Вас потянуло тогда. Посмотрите и скажите сейчас, родное все это вам или чужое? Как Вы их воспринимаете, ощущаете?
Вы могли бы здесь находиться постоянно?
А.: Все это красиво, мне нравится, но теперь я чувствую, что это чужое.
Р. Т.: Вы могли бы здесь жить? (Указывает на рисунок.)
А.: Нет. Не смогла бы. Я была как туристка.
У нас есть дом в деревне, в горах. Я живу там по нескольку дней, иногда недель летом. Я очень люблю эти места.
Р. Т.: Я думаю, что Вы теперь можете найти для себя нечто более близкое и подходящее Вам, чем то, что нашли в первом гипнозе. Итак, входим в гипнотическое состояние.
Далее проведена формализованная гипнотизация.
Р. Т.: Мне интересно, где Вы окажетесь в этот раз. Будет ли это Африка, Южная, Северная Америка, а может быть, Австралия? Осмотритесь вокруг себя внимательно.
Это тоже горы, или что-то другое?
А.: (Молчит, глаза совершают ориентировочные движения.) Это гора рядом с деревней, на Павловке (название местности).
Р. Т.: Что Вы видите еще?
А.: Я стою у дороги. Впереди луга со стогами сена. Справа березовый лес.
Солнце скоро зайдет.
Р. Т.: Вы будете стоять здесь или, пока не стемнело, погуляете где-нибудь?
А.: Я схожу в лес. Это недалеко. Лес светлый.
Там папоротники, цветы, ягг.
Р. Т.: Здесь есть хищники, что-то опасное?
А.: Нет здесь всегда спокойно. Я ничего здесь не боюсь.
Р. Т.: А змеи?
А.: Их здесь нет.
Р. Т.: Что Вы будете делать дальше?
А.: Я погуляю, поброжу, подумаю, а затем вернусь в дом.
Р. Т.: Хорошо. Я Вас не тороплю. А после того, как Вы погуляете, вернетесь в дом, наведете там порядок, если это необходимо, Вы плавно, спокойно, не торопясь, выйдете из гипнотического состояния. (Пауза в 5-6 минут.)
А.: Я закончила.
Р. Т.: Хорошо. А теперь полностью выходим из гипнотического состояния. Дышим поглубже и выходим из гипнотического состояния.
После выхода из гипнотического состояния А. чувствует себя спокойной, отдохнувшей. Заявляет, что ходила в лес, собирала цветы. Пациентке предложено зарисовать то, что она видела.
Третий сеанс гипноза назначен через два дня.
Третий сеанс проективной гипнотерапии. На третий сеанс гипнотерапии А. пришла в макияже, тщательно одетой, подтянутой. Отметила, что стала лучше спать. На плохой сон не жаловалась, потому что привыкла спать поверхностно, поздно ложиться, долго не засыпать. За дни от начала психотерапии стала ложиться раньше из-за сонливости после 23 часов, засыпает быстро, встает с ясной головой и хорошим настроением.
А. отметила, что думала о своей ситуации, находит ее не столь драматичной, как прежде. Поняла, что ей не обязательно настраиваться исключительно на выезд из страны. Занимаясь бальными танцами, А. научилась хорошо шить себе танцевальные костюмы и вполне может неплохо зарабатывать шитьем. Многие знакомые предлагали ей шить для них, но она отказывалась.
Теперь А. хочет попробовать.
Пациентка принесла выполненный цветными карандашами и фломастерами рисунок (рисунок 2). На рисунке, вид сверху сбоку, изображены горные луга. На переднем плане слева направо (или наоборот) тянется грунтовая деревенская дорога. В левом углу, перед дорогой, цветы и заросли папоротника. Справа пень, рядом ягоды земляники.
На втором плане луга со стогами сена. Слева два стога под сосной и один стоящий отдельно. Справа, ближе к центру, два стога, на горизонте, вдалеке еще три. Ниже их, за дорогой, стоит березовая роща.
Вдали голубое небо и низкое, вытянутое в горизонтальной плоскости, эллипсовидное солнце.