Основные инструменты для вхождения в транс - бубен и трещотка. Обычно шаман использует эти инструменты только для вызывания и поддержания ШСС, и, таким образом, подсознательно они связаны для него с серьезной шаманской работой.
Начало постоянного монотонного звука трещотки или барабана становится для него сигналов хода в ШСС. Опытному шаману, таким образом, достаточно нескольких минут треска или барабанного боя, чтобы впасть в легкий транс.
Повторный звук бубна является сигналом для начала работы в ШСС. Сибирские шаманы называют свой барабан конем или каноэ, переносящем их в Нижний или Верхний Мир.
Бой барабана - словно несущая волна в ШСС, поддерживающая в пути.
Значение барабана, как верховой лошади, иллюстрируется стихами современных сибирских шаманов:
О, мой разноцветный барабан,
Стоящий в переднем углу!
О, мой веселый и раскрашенный барабан,
Ты, что стоишь здесь!
Пусть твое плечо и шея будут сильными.
Слушай, слушай, моя лошадь - ты олениха!
Слушай, слушай, моя лошадь - ты медведь!
О, раскрашенный барабан, стоящий в переднем углу!
Моя верховая лошадь - самец или самка оленя!
Утихни, звонкий барабан,
Обтянутый кожей барабан,
Исполни мои желания.
Как на облаке, пронеси меня
Через страны сумерек, и под свинцовым небом
Пронесись, подобно ветру,
Поверх горных вершин.
Лaбopaтopные исследования покaзaли, что барабанный бой вызывает изменения центральной нервной[системы. Ритмическая стимуляция воздействует на активность обычно бездействующих областей мозга.
Это связано с тем, что один удар барабана содержит много частот и поэтому он передает в мозг сигнал по большому количеству нервных окончаний одновременно. Кроме того, удары барабана обычно имеют низкую частоту, поэтому они передают в мозг больше энергии, чем высокочастотные инструменты.- Возможно, это происходит от того, что низкочастотные рецепторы уха лучше сопротивляются повреждению, чем нежные высокочастотные рецепторы, и оттого могут выдержать большие амплитуды звука до тех пор, пока не почувствуется боль.
Другая техника заключается в том, что помощник берет на себя весь барабанный бой, даже до того, как шаман войдет в ШСС.
Однако шаману следует отрегулировать частоту ударов, потому что лишь он сам может выбрать для себя наиболее подходящий темп. Обычно трясут трещотку, начиная с медленного темпа и увеличивая его, когда считают это необходимым.
Звук трещотки не только ведет барабанщика, но и дополняет звуки барабана более высокочастотными; когда шаман входит в ШСС, он уже не может трясти трещотку, поэтому барабанщик продолжает бить в барабан в том темпе, который был задан шаманом в последний раз.
Когда помощник шамана исполняет весь барабанный бой - шаман не пользуется трещоткой. Вместо этого он задает темп пляской, ритмом звона колокольчиков и металлических украшений на его одежде.
Барабанщик следует за этим ритмом. Это обеспечивает согласованность ритма звуков и движений тела шамана, поскольку, как замечает Широкогоров, ...пляска частично вызывает необходимость ритмических звуков.
Это понимание шаман проявляет как в ШСС, так и в ОСС, подходя к иным живым и неживым существам с уважением и пониманием.
Он признает их древность родство и особую силу.
Каким образом, шаман вступает в ШСС с уважением к природе, - к силам, присущим животным и растениям, - ведь они сумели пронести свою жизнь сквозь зоны существования планеты. Приблизившись к Природе в ШСС с уважением и любовью, шаман понимает, что ему откроется то, что невозможно понять в ОСС.
Многие сахи и сегодня еще сохраняют шаманский взгляд на мир. Этот взгляд выражен в утверждении одного саха:
Для меня - вся Жизнь едина. Мир, в котором я живу, - это мир человека и в нем все животные, птицы, насекомые, и каждое живое существо, как и деревья, и растения, которые также имеют жизнь, ибо формы, в которых мы их обычно видим, - это всего лишь маскарад. Но сказано, что все эти существа и эти живые вещи, которые разделяют искру жизни с нами, людьми, конечно, имеют другие дома, где они живут в образе людей, подобно нам.
Поэтому обо всех этих живущих вещах надо думать, как о людях, и иногда их можно видеть в их собственной форме, даже на Земле.
И если их убивают, то душа этого существа может вернуться в свой собственный мир, который она больше не сможет покинуть, но потомки этого существа займут место в человеческом мире, поколение за поколением.
и Даже при дневном свете можно научиться видеть по шамански необычайный аспект естественного феномена. Например, ниже описан способ чтения камня.
Но спасла сосредоточьтесь на вопросе, на который бы вы хотели получить ответ.
Затем просто погуляйте по дикой местности, пока ваше внимание не привлечет на земле камень размером в два кулака. Поднимите его и отнесите к тому месту, где вы можете удобно расположиться с ним.
Войдите в СК-1.
Положите камень на землю перед собой и спросите о том, на что вы хотите получить ответ. Тщательно изучайте поверхность камня до тех пор, пока вы не сможете увидеть одно или несколько живых существ, образованных линиями камня, трещинами и другими неровностями.
Это может занять несколько минут.
Когда вы будете удовлетворены тем, что обнаружили одно или несколько животных, растений, насекомых, лиц, человеческих форм, или других существ на поверхности камня, - подумайте о том, что камень хочет вам ответить на заданный вам вопрос. Запомните ответ и переверните камень.
Повторите с обратной стороной камня тот же самый трансовый процесс созерцания и размышления, что и с предыдущей стороной.
Если камень достаточно велик - вы можете воспользоваться таким же образом и другими его гранями.
Далее подумайте спокойно, как можно соединить сообщения от различных граней, чтобы вместе они образовали сообщение, являющееся ответом на ваш вопрос. Затем почтительно и с благодарностью верните камень в то место и положение, где вы его нашли.
Когда у вас будет достаточно шаманского опыта, вы сможете использовать этот метод, чтобы помочь другому человеку. Заставьте его сделать все вышеописанное; единственная разница заключается в том, что вы поможете ему прочитать ответ на вопрос. После того, как вы изучите все стороны - дайте ему первому описать и проанализировать то, что он видит.
Затем дополните его наблюдения своими собственными.
На основе своего опыта вы можете помочь ему соединить ваши выводы, Затем переверните камень и повторите этот процесс для каждой его стороны. В заключение этот человек может сам сделать вывод из осмотра всех четырех сторон.
Очевидно, что есть и сходство, и различие между этим методом и тестом Роршаха или психоаналитическим методом свободных ассоциаций. Различия в этих методах не делают шаманскую технику хуже.
С точки зрения шамана в этом камне существуют животные и люди. В мире шамана нет места фантазии.
Для него в природе все имеет скрытую, необычайную реальность. Следуя путем шамана, учишься видеть ее. Шаманская поэма сахов иллюстрирует описание: