Если вы заняты только собой, у вас немного шансов понравиться людям. Переместите свое внимание с себя на других людей. Уильям Джеймс говорил: "Каждый человек нуждается в том, чтобы его оценили". Это утверждение справедливо для любого человека.
Если вы заняты только собой, то у вас нет времени, чтобы уделить внимание кому-то еще. И другой человек, ждущий вашего внимания, но не получивший его, вряд ли будет расположен к вам.
У меня есть друг, который по своей природе является позитивно мыслящим человеком. Его зовут Чарльз Хейдт. Чарли является одним из величайших "ценителей людей" в этом мире, и, как следствие, он всем очень нравится. Когда мне звонит моя секретарша и говорит, что на другом конце провода - Чарли Хейдт, у меня улучшается настроение. Я всегда рад поговорить с ним, потому что он умеет повысить самооценку любого человека.
Если он увидит в каком-нибудь журнале статью, написанную мной, он всегда найдет время, чтобы позвонить мне, или даже написать письмо. "Дорогой Норман! Без сомнений, это хорошая статья и к тому же очень нужная. Ты попал в самую точку".
Не удивительно, что Чарли Хейдт нравится людям. В своей основе умение поднимать самооценку окружающих является проявлением внимания к потребностям других людей.
Испытывайте к людям искреннюю любовь и интерес. Тогда, подобно библейскому хлебу, отпускаемому по водам*, интерес других людей и их любовь вернутся к вам, умноженные стократно.
Один из моих читателей рассказал мне историю о Генри Форде, которая мне очень понравилась. Генри Форд обедал с этим человеком и внезапно спросил его: "Кто ваш лучший друг?"
Мой читатель назвал несколько имен, а Форд взял карандаш и написал на салфетке: "Ваш лучший друг - тот человек, который выявляет самое лучшее из скрытого в вас".
Принимайте во внимание обстоятельства, стоящие за поступками, и распознавайте подлинные намерения человека. Стараясь помочь людям проявить себя наилучшим образом, вы приобретете их уважение и доверие. Если в критических ситуациях вы выказываете глубокое понимание и терпение в отношении к человеку, не только он, но и другие также будут относиться к вам с симпатией.
Я получил письмо от женщины из Филадельфии, которая в своей жизни следует этому принципу. Ей пришлось столкнуться с "трудным" менеджером.
* "Отпускай хлеб твой по водам, потому что по прошествии многих дней опять найдешь его". (Книга Екклесиаста, или Проповедника 11-1.)
"...В тот день, когда менеджер откровенно выступил против меня, я решила уволиться. Но я вспомнила все то, что когда-то читала о позитивном мышлении. Пришло время применить свои знания на практике, решила я.
Я написала письмо начальнику, в котором сообщила ему, что я очень ценю то, что он дал мне эту работу, но мне кажется, что его бизнес продвигался бы успешнее, если бы в офисе была более дружелюбная атмосфера.
Знал ли он, что всякий раз, когда он вызывал к себе менеджера, этот человек делался словно парализованным? Он ронял любой предмет, который держал в тот момент в руках. Понимал ли начальник, что, когда он обрушивался со своими проблемами на менеджера, тот вымещал свое напряжение, обрушиваясь на подчиненных? Я спросила его: "Почему мы не можем начать любить друг друга?"
Эти события произошли несколько недель назад, но меня до сих пор не уволили. Условия работы существенно улучшились, и все сотрудники чувствуют себя счастливее и спокойнее. Я знаю, что эти перемены дались моему начальнику непросто, и я сочувствую ему, поэтому готова удвоить свои усилия, чтобы помочь ему всем, чем могу".
Эта женщина отреагировала на трудную ситуацию не эмоционально, а разумно. Она приняла во внимание обстоятельства, вызывающие "состояние паралича" запуганного менеджера и проницательно усмотрела в его действиях проявление неуверенности. Она поднялась до более высокого уровня понимания этой ситуации, потому что за поступками своих коллег она видела их душевное состояние. Естественно, ее стали любить и уважать коллеги.
Она научилась прислушиваться к проблемам человека, даже если тот проявлял себя путем странного поведения. Она знала, что действия человека зачастую говорят о его состоянии так же красноречиво, как и слова. Многие из нас прислушиваются к словам, а не к более трудному языку поведения, и поэтому мы совершаем много ошибок.
Мы пытаемся дать совет, в то время как все, что зачастую требуется от нас в этой ситуации, - молчание и умение передать другому человеку свое понимание и любовь.
Мой друг Артур Гордон, писатель, рассказал мне берущую за душу историю о редакторе газеты из небольшого города. Этот человек часто оставался на работе допоздна, писал статьи и занимался другими делами. Однажды в полночь раздался стук в его дверь. "Войдите", - сказал он. Дверь открылась, и на пороге появился сосед, ребенок которого недавно утонул. На лице этого мужчины лежала печать страданий.
Вероятно, он бродил по улицам, погруженный в свои переживания, и его привлек свет в окне кабинета редактора, или, может быть, он зашел, потому что знал, что редактор был понимающим и доброжелательным человеком.
"Заходи, Билл, - сказал редактор. - Присядь и отдохни немного".
Через некоторое время он спросил: "Чашку кофе, Билл?" Он налил Биллу горячего кофе. "Выпей это, приятель. Кофе согреет тебя". Они пили кофе и молчали.
Прошло некоторое время, и сосед сказал: "Я пока не готов говорить, Джек".
"Ничего, просто сиди здесь сколько пожелаешь. Я буду работать".
Много позже Билл сказал: "Я хочу поговорить с тобой". И он излил свое горе. Он говорил в течение целого часа, а Джек просто слушал его. Билл рассказал о трагедии в мельчайших подробностях; он строил предположения, что случилось бы, если бы он поступил так, что случилось бы, если бы он поступил иначе; он принимал всю вину за случившееся на себя. Билл говорил и говорил до трех часов ночи.
Наконец он произнес: "Это все, что я хотел сказать".
Редактор подошел к нему и обнял его за плечи: "Отправляйся домой, Билл. Тебе нужно поспать".
"Могу я прийти и поговорить с тобой снова?"
"В любое время, - ответил ему редактор. - В любое время, когда пожелаешь, днем или ночью. Да благословит тебя Бог".
Вот все, что сделал редактор. Он лишь молча выслушал этого человека, выслушал его с состраданием и пониманием. Все в городе любили редактора, потому что он обладал способностью слушать.
Он побуждал людей к тому, чтобы они говорили о своих проблемах и сами находили решения.
В штате Айова живет человек по имени Эл Стивене, мой добрый друг, который также известен своим умением слушать. Он владеет бюро по урегулированию долговых вопросов. Бизнесмены платят ему, чтобы он собирал просроченные платежи по долговым обязательствам.
В течение долгих лет агентство Эла ничем не отличалось от других подобных предприятий. Он обращался к должникам, просил вернуть долг, уговаривал их, хотя порой ему приходилось проявлять должную твердость. Но однажды он узнал о принципах позитивного мышления и решил применить их в своем деле.
"Предположим, - сказал он себе, - я попытаюсь увидеть в каждом из должников человека, который столкнулся с серьезными проблемами, что и привело его к долгам. Предположим, я попытаюсь помочь ему решить его вопросы..."
И Эл Стивене превратил свое агентство по взысканию просроченных платежей в бюро сферы услуг, поставившее своей целью помощь людям. Первой беседой, состоявшейся после того, как он принял это решение, был разговор с двадцатисемилетней домохозяйкой, которая задолжала за семь месяцев местному торговцу. Эл не стал сразу говорить о деньгах. Вместо этого он сказал: "Я знаю, что у вас есть проблема, иначе вы не влезли бы в долги.
Я уверен, что мы сможем ее решить. Давайте подумаем, существует ли какой-нибудь выход". Он говорил доброжелательно и позитивно, и его слова внушали доверие.
Он узнал, что несколько счетов за медицинские услуги поглотили все сбережения этой семьи. За этим последовали серьезные долги. В экономике начался кризис. Муж не мог получить работу, и вскоре семья оказалась в бедственном положении.
Эл понял, что основная проблема, стоящая перед этими людьми, заключается в недостаточной организованности. Что бы они ни предпринимали, им не удавалось расплатиться по долгам. Эл увидел задачу, стоящую перед ним, - возродить в этих людях уверенность, помочь им найти выход из создавшейся ситуации.
И он попросил молодую женщину записать все долги семьи в одну колонку, а доходы - в другую. Затем они вместе разработали систему поочередных выплат.
"Выплачивая по восемьдесят пять центов каждый день, вы рассчитаетесь с долгами в течение года. Вы сможете это сделать?" - спросил Эл. Теперь молодая женщина была уверена, что она справится с этим. Так и случилось.
Через десять месяцев она расплатилась по всем долгам, ее муж получил хорошую работу, и их семейные отношения значительно улучшились.