Как справиться с трудностями



IX
Как справиться с трудностями Трудности могут не только сломить, но и укрепить вас. Все зависит от того, как к ним подойти и что предпринять. "Неудача подобна ножу: если вы беретесь за черенок - нож служит вам, если вы беретесь за лезвие - вы наносите себе рану", - говорил Джеймс Рассел Лоувелл.
Возьмите трудность за "лезвие" - и вы порежетесь, возьмите ее за "черенок" - и вы сможете использовать ее конструктивно. Не так уж просто взяться за "черенок", но это возможно - вне всяких сомнений. Существуют опробованные практические методики, как это сделать.
Но, прежде чем приступить к их рассмотрению, козвольте мне сказать, что на самом деле вы должны радоваться трудностям - жизнь многое потеряла бы без них. Конечно, трудности могут иметь свои неприятные моменты, однако они остаются существенным условием роста и развития.
Недавно я летел из Нью-Йорка в Лос-Анджелес на "Боинге-707" и обратил внимание на ряд небольших плоскостей на поверхности крыла, а также на хвосте. Позже я узнал, что эти плоскости называются "генераторами завихрений". Их функция в том, чтобы образовывать завихрения воздуха. Инженеры рассказали мне, что такие большие самолеты не управляются должным образом, если воздушный поток слишком ровный. Поэтому нужно создавать завихрения.

Чтобы достичь полной управляемости движения, необходимо внести элемент неоднородности в структуру воздушного потока. Божья мудрость проявляется в том, что Он включил "генераторы завихрений" в систему человеческой жизни.
Многие люди в своих письмах жалуются на проблемы. "Почему в жизни так много трудностей?" - спрашивают они.
На самом деле проблемы являются тем, что врачи называют "признаками жизни". Чем больше у вас проблем, тем в большей степени вы участвуете в жизни. Единственное место, где люди не имеют проблем, - кладбище.

Но это относится только к мертвым. Радуйтесь, что Бог поручает вам решение некоторых проблем. Благодарите его за доверие.

Он знает, что вы обладаете всем необходимым, чтобы справиться с трудностями.
В этой главе мы расскажем о методике, помогающей эффективно справляться с трудностями, что имеет для вас большое значение, ибо, как сказал Конфуций: "Решите одну проблему, и вы сможете избежать сотни других".
Столкнувшись с проблемами, прежде всего сохраняйте спокойствие. Вам никогда не удастся полностью справиться с проблемой прежде, чем вы перестанете нервничать. Поэтому очень важно мыслить спокойно.

Когда возникает трудность, мы склонны расстраиваться и даже впадать в панику. Находясь в подобном состоянии, мы самонадеянно желаем, чтобы проблема решилась прямо сейчас же, немедленно. Нам кажется, что необходимо тут же что-то предпринять.
Когда наше сознание возбуждено, рациональные ответы ускользают от нас. Но, успокоившись, наш разум принимается за свою настоящую работу, то есть за рациональное мышление.
Поэтому я должен сделать акцент на важности тишины и безмолвия в те моменты жизни, когда мы сталкиваемся с трудностями. "Безмолвие является составной частью всего великого", - сказал Томас Карлейль. Безмолвие подготавливает сознание к тем ярким озарениям, которые появляются при участии Бога в наших мыслях. Бог всегда высказывает свою волю тихо. Едва ли вы способны услышать Его, пребывая в замешательстве, - и определенно вы не сможете услышать Его в возбуждении и панике, или когда ваше сознание наполнено тревогой.

Вы не сможете воспринять Божью волю или получить Его руководство среди шума, особенно если это внутренний шум. Поэтому наша методика предполагает достижение глубокого спокойствия и веры, которые проясняют мышление.
Японцы очень эффективно практикуют спокойствие. Я весьма восхищаюсь этой чертой японского характера - умением сохранять спокойствие, уравновешенность и невозмутимость перед лицом трудностей. Недавно я был в Японии, где провел некоторое время за изучением методик приведения сознания в состояние спокойствия. Достижение спокойствия действительно является важным ритуалом в Японии, ее называют "риёми". Смысл этого понятия передается словосочетаниями "вкус прохлады" или "освещающее восстановление".



Американцы называют этот прием "умением сохранять хладнокровие и невозмутимость". Но, прежде чем сохранять хладнокровие, необходимо "охладиться". В Японии это делают необычным, но очень эффективным способом.
Представим себе приятный летний вечер. Прежде всего японцы погружаются в горячую ванну и расслабляются. Ванна часто имеет размеры небольшого бассейна, порой наполняемого горячими термальными источниками.

Японцы принимают ванну не в одиночку. Большинство западных народов ограничивают эту процедуру кругом своей семьи. Посидев в ванне, японцы расслабляются, успокаиваются и вскоре впадают в философское настроение.
После этого они выбираются из ванны и надевают "юката" - хлопчатобумажное кимоно. Затем они проходят в прохладную комнату, лишенную мебели, и садятся на мягкий мат из плетеной соломы "татами", расстеленный на полу. Они спокойно сидят, прислушиваясь к звону колокольчиков, раскачиваемых ветром, и наблюдая за плавными колебаниями бумажных фонарей "гифу" под потолком.


Затем им приносят небольшую чашку крепкого чая. Японцы не стремятся быстро осушить чашку, как это делают американцы. Они пьют чай медленно и вдумчиво, словно устанавливая контакт со своим внутренним миром. Японцы подолгу наслаждаются этой церемонией, превращая ее в акт безмятежности и спокойствия.

Задача здесь в том, чтобы погрузиться в спокойное созерцание, расслабиться и сделать остановку, проникнув, таким образом, к истокам внутренней тишины и спокойствия. Они почти не разговаривают, а размышляют, стараясь культивировать созидательные ценности безмолвия и тишины. Таким образом сознание человека воссоединяет разрозненные жизненные впечатления, мышление "выпускает пары", и появляется ощущение спокойствия.

Эта практика оказывает удивительное влияние на процесс решения проблем. Оказывается, что проблемы гораздо проще решить таким образом. Этот метод необычайно полезен для принятия разумного решения.
Но мы живем не в Японии, поэтому никто не запретит нам создать собственный вариант "риёми". На самом деле, в нашей религиозной традиции уже имеется подобный метод. Христианство и иудаизм по своей сути являются восточными религиями, и ценность спокойствия и созерцания отражена в Библии: "...пойдите вы одни в пустынное место и отдохните немного" (Евангелие от Марка 6:31).
Действительно, церковь - одно из самых лучших мест, где вы можете обрести созидательное спокойствие. Если у вас есть трудноразрешимая проблема и вы хотите найти спокойное место для размышлений, я советую вам посетить церковь в перерыве между богослужениями. Сядьте на скамью и сфокусируйте внимание на своем сознании, а потом на мышцах, позвольте уйти напряжению.

Полностью расслабьтесь.
Затем постарайтесь ощутить присутствие Бога. Произнесите следующую молитву, повторяя ее медленно: "Ты здесь, Господь... Ты наделяешь меня своим целительным покоем...

Мое сознание успокаивается. Ты даешь мне ответ... Правильный ответ на мою проблему".

Затем избавьтесь от неверных мыслей. Простите всех. Тихо скажите: "Я прощаю этого человека (назовите имя)".

Перечислите несколько вещей, за которые вы благодарны другим людям (или должны были бы ощущать признательность). Не спешите. Этот метод действительно эффективен при решении проблем.
Другой метод состоит в том, чтобы общаться с духовными людьми, которые приобрели определенные умения в использовании тишины и спокойствия. Однажды я переживал весьма сложную личную проблему и не мог найти ее решения. И тогда я посетил молитвенное собрание квакеров.

Практика тишины и спокойствия используется на таких собраниях. Она является демонстрацией принципа, представленного в двух следующих библейских фрагментах: "Остановитесь и познайте, что Я Бог..." (Псалтирь 45:11) и "...в тишине и уповании крепость* ваша" (Книга пророка Исайи 30:15).
Полная жизни атмосфера тишины и спокойствия, характерная для собрания квакеров, способна восприниматься даже неподготовленным человеком.
Перед тем как наступил период безмолвия, один из квакеров произнес весьма поучительные слова: "Если у кого-нибудь есть проблема, бросьте ее в глубокий омут тишины и покоя".
Это выражение оказалось очень точным, так как наступившая тишина действительно могла быть сравнима с глубоким омутом. Я подумал о своей проблеме и сказал: "Хорошо. Посмотрим, что получится". И я бросил ее в этот омут духовного покоя и тишины. Мы молились и прислушивались к тишине.

Я не знаю, как долго мы сидели, так как я совершенно потерял счет времени, но внезапно пришел ответ на мою проблему. И он оказался совершенно правильным. Я понял, что я размышлял и искал решение в ложном направлении.

Но в тот момент я интуитивно принял это решение, потому что оно было ответом Бога.
Всегда очень важно услышать ответ Бога, а затем следовать ему. Менций (второй по значимости после Конфуция китайский мудрец) говорит: "Следование воле Бога ведет к процветанию, сопротивление воле Бога приводит к разрушению".
* Крепость - архаическая языковая форма, эквивалентная "силе", "мощи". - Прим. перев.



Содержание раздела