Но вы не сможете классифицировать каждого, кто получает зарплату, как шудра. Школьный учитель с правильным умственным отношением является брахмином. Государственный служащий является кшатрием. Люди, которые продают свой труд и независимость и те, кто берут взятки и чаевые, являются шудрами.
Человек, чей главный интерес в жизни сосредоточен на теле и кто не обладает более высокими взглядами на жизнь, также является шудрой.
Вы найдёте эти четыре типа людей во всех обществах, а не только в Индии или на Востоке. Но только там они признавались и классифицировались таким образом. В Америке также есть брахмины, кшатрии, вайшьи и шудры. По всему миру вы найдёте эти типы людей.
Вы можете даже увидеть их всех в одной семье. Среди четырёх братьев один по темпераменту может быть брахмином, другой - шудрой.
Человеческий темперамент не просто является врождённым. Если бы это было так, тогда бы ребёнок юриста всегда был бы юристом; ребёнок судьи - судьёй, ребёнок врача - врачом. Но это зависит не от рождения, а от квалификации. Хотя искусство достижения четырёх категорий различно, нет различия в добродетели их соответствующих обязанностей.
Обязанности каждого человека являются священными и способствуют просветлённости так же, как и обязанности других людей. Шудра может быть таким же подходящим для практики Йоги, как и представители других каст. По темпераменту он - шудра, но, если он заинтересован в духовном росте, то его не следует отвергать.
А вот что, к сожалению, произошло в Индии. Брахмин не хочет учить шудру, даже если последний хочет учиться (“А, ты - ребёнок шудры! Я не хочу даже касаться тебя”.).
Это ошибочное понимание привело к деградации и уничтожило ценность кастовой системы.
Священные писания представляют эти касты, как образования, возникшие из 4-х частей Брахмы, Творца. Из своей головы Брахма создал брахминов. Из своих плеч - кшатриев; вайшьи были созданы из его бёдер, а шудры - из его стоп.
Как Бог в своей мужской форме в виде Брахмы мог создать людей из своей головы, плеч, бёдер и стоп? Не следует понимать это буквально. Голова представляет разум; плечи - силу; бёдра - движения и, следовательно, деятельность; а стопы нужны для поддержки и для того, чтобы нести все три остальных части.
Если вы думаете, что шудра не желателен, представьте, что у вас ампутированы стопы. Как вы будете передвигаться? Даже брахмин нуждается в стопах, чтобы идти к обеденному столу.
Не существует что-то более высокое или более низкое. Фактически, во многих традициях вы можете найти необразованных, не интеллектуальных, вовсе не таких уж умных людей, которые становятся святыми. Примером этому являются апостолы Иисуса.
Он выбрал их из рыбаков, которые по большей части были простыми, неграмотными людьми. На Востоке мы часто видим самых обычных людей, поднявшихся до того состояния, когда они стали великими святыми.
Согласно своей варне или касте, люди следуют разными йогическими путями. Шудра, например, чей темперамент предназначен для того, чтобы служить, охотнее принимает Карма Йогу. В то время как вайшья, имеющий наклонность к предложению и восприятию, должен следовать Бхакти Йоге. Кшатрий больше предрасположен следовать Раджа Йоге, пути, который требует большой силы воли.
Брахмин будет практиковать Джнана Йогу.
Какой бы Йогой вы ни занимались, вы можете достичь цели. Просто выберите один путь, согласно своему темпераменту. Человек, который сидит и читает священные писания, не должен надменно смотреть на человека, который выполняет Карма Йогу. “Только посмотри, она всегда работает в саду и не может пойти и провести занятия в классе Йоги. Она не медитирует по полчаса, как я”. Иногда могут возникать подобного рода мысли.
Те, кто сидят и медитируют, могут считать, что являются великими йогами; в то время как другие люди, постоянно работающие на кухне или в саду, - “просто” карма йоги. Но те, кто на кухне или в саду, могут быть более хорошими йогами. По темпераменту подобное служение подходит им.
За всеми их действиями может стоять Йога. Когда человек пропалывает грядки, он выдёргивает определённые собственные нежелательные самскары или привычки ума. Когда он выбрасывает камень, он выбрасывает камень из своего сердца. Этот камень тянул его вниз.
Человек изнутри также возделывает себя. Когда такая карма совершается с подобным чувством, - это Карма Йога. Вероятно, этот человек будет впереди, терпеливо наблюдая за читателями священных писаний, когда те достигнут небес.
Джнана йог, со всей его грамматикой и санскритом, а также другими священными книгами, всё ещё учит эти шлоки наизусть, в то время как карма йог счастливо ожидает его на небесах.
В нашей Интегральной Йоге, когда вы склонны к работе, вы становитесь карма йогом. Когда вы склонны к медитации, вы становитесь раджа йогом. По сути дела, каждый индивидуум является соединением разных видов деятельности.
Поэтому мы рекомендуем Интегральную Йогу. Вы не всегда одинаковы. Если вы Интегральный Йог, тогда всё, что вы в какой-то момент делаете, будет вашей Йогой. Когда вы работаете, то думаете: Да, сейчас я - карма йог. Если вы сидите и медитируете, тогда вы раджа йог.
Если вы поёте, воспеваете и молитесь, совершаете пуджу, вы становитесь бхакти йогом. Каждое своё действие превратите в Йогу. Как любил говорить мой учитель Свами Шиванандаджи: Голова, сердце и руки должны развиваться одновременно.
Поэтому вы - брахмин, кшатрий, вайшья и шудра. У вас есть голова, плечи, бёдра и стопы.
45. Каждый человек может достичь совершенства, посвящая себя работе, которая приходит наиболее естественным образом. Я объясню, как.
46. Когда ты совершаешь работу, которая соответствует твоей природе и является твоим призванием, ты поклоняешься вездесущему творцу всех существ, и, таким образом, достигаешь совершенства.
Разумный человек достигает совершенства в своей собственной дхарме и делает эту обязанность формой поклонения. Всё, что вы делаете, должно совершаться как форма поклонения. Это рациональный образ жизни. Знаменитый Вьядха Гита является прекрасным примером этого. Вьядхан родился в семье мясника, поэтому он просто принял это как должное.
Хорошо, вероятно, космический закон заставил меня принять рождение в семье мясника, - думал он. Поэтому я - мясник. Мир нуждается и в этой работе. Хотя я - вегетарианец, другие люди едят мясо. Я выполняю свою дхарму, свою специфическую обязанность.
Я не привязан к этому, но я и не отвергаю это. Таким образом, его ум оставался спокойным и чистым.
Истинно саттвическая личность не будет отрицать или стремиться к чему-либо под воздействием своего собственного эгоизма. Вместо этого вы принимаете всё, что приходит, и хорошо выполняете свою обязанность. Провидение поместило Вьядхана в семью мясника. Поэтому он стал мясником, но, тем не менее, его ум был спокойным. Не то, что он вначале был смущён: Да, - это моя свадхарма, предписанная мне обязанность; я должен выполнять это.
Нет, таковой была его природа. Он естественно принял это, поэтому его ум оставался спокойным и чистым.
Далее следует очень важная и известная шлока.
47. Лучше неполноценно выполнять свою собственную дхарму, чем в совершенстве осуществлять чужую дхарму. Тот, кто принимает обязанности согласно своей собственной природе, освобождается от греха.
Мы видим это в случае с Вьядханом. В древней Индии и во многих других странах ваша дхарма была продолжением работы вашего отца. Но в современном обществе это не так очевидно. Как человек может узнать свою собственную дхарму?
Сегодня это является проблемой. (Я легко мог бы пропустить эту шлоку и перейти к следующей, но почему-то мне кажется, что это не моя дхарма.) Это, действительно, требует большого понимания.
Ваша дхарма, как было сказано при обсуждении кастовой системы, определяется вашим темпераментом, а не просто передаётся по семейной линии. Даже до рождения, согласно вашему темпераменту, вы помещаетесь в чрево определённой женщины. Это не то, что вы сознательно выбираете своих родителей своим ограниченным умом. Всё это определяется согласно вашим предыдущим действиям и самскарам или умственным впечатлениям, которые вы приобрели раньше. Космический закон решает: Хорошо, вы получили все необходимые уроки (жизненный опыт) в предыдущем классе.
Для дальнейшего продвижения вперёд идите учиться в следующий класс.
Если бы мы все сами выбирали себе будущую мать для следующей жизни, каждый выбрал бы так, чтобы быть ребёнком Первой Леди или королевы Елизаветы. Почему мы получаем зачатие в бедной женщине, снимающей угол в чужой квартире, у которой нет даже кусочка хлеба для нас? Безусловно, все бы мы выбрали богатые семьи. Поэтому неверно считать, что мы выбираем сознательно.
Это происходит без нашего выбора. Поскольку мы совершали определённые действия прежде, та карма выбирала наше следующее рождение. Если бы мы действительно хотели определённого вида рождения, мы должны были бы думать об этом раньше, когда мы сеяли, а не когда мы пожинаем урожай.
Мы были посеяны раньше; теперь мы просто сталкиваемся с последствиями этого лицом к лицу.