Раздел Вед - Упанишады .


Раздел мудрости представляет собой простую Истину, теоретическую часть. Его называют Веданта. Анта означает конец; Веданта - это конец или цель Вед. Это раздел Вед известен как Упанишады.

Упанишады передают непосредстенно нечто относящееся к окончательной духовной Истине. Но обычным людям трудно понять их значение. Поэтому великий мудрец Вьяса, которому приписывают изложение всех Вед, упростил их в своих Брахма Сутрах - учениях об Абсолюте. Даже упрощённые сутры или нити были несколько сложными для людей, т.е. опять потребовалось их упрощение. Это напоминает приём лекарства.

Если больному трудно проглотить чистое лекарство, его покрывают сладкой оболочкой. Подобным образом, высокая философия была заключена в прекрасную историю, Махабхарату. Бхагавад Гита - Песня Бога, является частью этой истории.
Гита содержит те же ведические истины в виде предания. Давайте не будем забывать, что каждая религия имеет свою веду. Коран - это веда, Библия - веда, Тора - веда, Дхаммапада - это тоже веда.

Каждое из этих Писаний является ведой, поскольку все они раскрывают одну и ту же космическую Истину.
Если мы хотим научиться чему-то из великого Священного Писания, мы должны почтительно относиться к нему. Таким образом, мы приводим себя в состояние восприимчивости. Давайте начнём с традиционной молитвы Священному Писанию.
ОМ, О, Бхагавад Гита, с помощью которой Арджуна был просвещён самим Богом Кришной и которая состоит из 18 глав в Махабхарате, древнего мудреца Вьясы;
О, Божественная Мать, Разрушительница повторного рождения, которая орошает нас нектаром единства;
О, Бхагавад Гита, моя любимая Мать, на Тебе я медитирую.
Все Упанишады - коровы; мальчик - пастух Кришна доит их;
Арджуна - телёнок; люди с чистым интеллектом - сосунки; молоко - высший нектар Гиты.
Мои приветствия Богу, который является источником высшего Блаженства, по милости которого немой становится красноречивым, а калека способен преодолеть горы.
Это означает, что с милостью высшего Господа нет ничего невозможного.
История, предшествовавшая Бхагавад Гите
Мой Учитель Шри Свами ШИВАНАНДА Махарадж сказал о величии Гиты следующее:
Гита очень ясно излагает философию Йоги. Это великий источник мудрости. Это великий путеводитель, высший учитель, неисчерпаемое духовное сокровище.

Она является источником блаженства, океаном знания. Она полна божественного величия и великолепия.
Прежде, чем мы перейдём непосредственно к самому тексту Гиты, следует познакомиться с обстоятельствами, в которых было дано это Священное Писание. Гита является диалогом между Арджуной - великим воином-королём и высшим Господом, воплощенным на Земле, как Шри Кришна. Чтобы узнать, кем были Арджуна и Кришна, нам потребуется некоторое знание истории Махабхараты - великого индийского эпоса, в который входит Гита.

Суть её следующая.
Жили два брата: слепой Дхритараштра и светлокожий Панду. Они управляли королевством в древней Индии или Бхаратаварше, как её называли в те времена. Король Дхритараштра женился на Гандхари, а король Панду - на Кунти и Мадри. Поскольку Панду был проклят, он не мог иметь детей.

Однако, по милости Бога, через божественных представителей, ему были даны 5 сыновей. (Об этом повествуется в другой истории из Махабхараты.) У слепого Дхритараштры было сто сыновей. Первого сына звали Дурьодхана.
Король Панду жил недолго. Его сыновья, которых называли Пандавы, стали жить в семье Дхритараштры вместе с сотней своих двоюродных братьев - Кауравов. Запомните: у нас есть 5 Пандавов и 100 Кауравов. Они росли вместе; но из-за храбрости и сообразительности Пандавов у Кауравов возникла ужасная ревность. Из-за постоянных разногласий Пандавы решили жить отдельно от Кауравов, и страна была поделена между ними.

Пандавы очень умело управляли своей частью. Благодаря мудрости и доблести их страна стала настолько процветающей и могущественной, что Пандавы могли даже совершать великий ритуал, называемый Раджасуя Яджна или Церемония Управления Землёй.


Для осуществления этой церемонии требовалась огромная сила, и только те, у кого не было врагов, могли совершать её. Она происходила следующим образом. Король страны отпускал на волю своего прекрасного коня и позволял ему пастись где угодно.



Вместе с тем король в сопровождении преданных воинов следовал за ним. Если кто-либо не давал ему пастись или препятствовал его перемещению, король должен был сражаться с ним. Эта Яджна служила доказательством того, что не было ни одного человека столь могущественного, чтобы состязаться с королём.

Пандавы обладали этим высоким статусом; не было таких сильных врагов, которые могли бы бросить им вызов.
Эта великая Раджасуя Яджна разожгла ревность в сердцах Кауравов. Дурьодхана с помощью своего коварного дяди Шакуни организовал заговор для уничтожения Пандавов. С помощью своего дяди Дурьодхана пригласил к себе старшего из братьев Пандавов - Юдхиштхиру поиграть в кости и, используя обман и мошенничество, победил его. Юдхиштхира проиграл всё своё богатство, собственность и королевство.

Он потерял всё: даже свою жену Драупади. Это был позор для всех Пандавов, но они приняли условия своего поражения.
Пандавы, включая Драупади, согласились отправиться в лес и жить там в течение 12 лет. После чего они должны были прожить ещё один год незаметно для Кауравов. Если бы случайно их заметили или узнали в течение последнего года, они должны были вернуться в лес и прожить там ещё 12 лет. В это время Кауравы должны были управлять всем королевством.

Если бы Пандавы выполнили эти условия, согласно договорённости, они могли забрать свою часть королевства через 13 лет.
Несмотря на тяжёлые времена, Пандавы успешно преодолели трудности и выполнили все условия. С Божьей помощью, которая была результатом их веры и преданности, они пережили эти 13 лет. Затем они вернулись и заявили: Мы выполнили все условия.

Верните нам, пожалуйста, наше королевство.
Дурьодхана наотрез отказался. Он сказал: Нет, вы не получите даже крошки земли, которая может поместиться на кончике иглы. Так буквально он и сказал.

Какая щедрость! И добавил: Если вы чего-то хотите, то должны за это бороться.
Тогда Кунти, мать Пандавов, посоветовала своим сыновьям: Не будьте глупцами, вы должны воевать с ними. Вам брошен вызов. И, конечно, Бог Кришна также вдохновил их, заявив:
Вы - добродетельные люди, и закон справедливости на вашей стороне. Ваша обязанность так и поступить. Кауравы не подходят для правления страной.

Вы являетесь праведными и должны спасти всех людей от этих негодяев, даже путём борьбы, если это необходимо.
Таковы причины, приведшие к войне.
Обе стороны хотели получить поддержку Бога Кришны. Так, в один и тот же день, независимо друг от друга Арджуна и Дурьодхана решили обратиться к Кришне за помощью. Зная, об их приходе, Кришна отправился в спальню и притворился спящим.

Он сделал это нарочно (Кришна обычно весьма шаловливый!). Прежде чем прилечь, он поставил удобное кресло у изголовья своего ложа. Затем он лёг и сделал вид, что спит.
Дурьодхана прибыл раньше Арджуны. Они встретились в зале, который примыкал к покоям Кришны, и вошли в опочивальню. Дурьодхана отправился прямо к креслу, стоящему за изголовьем Кришны, и уселся в него, ожидая пробуждения Кришны.

Вошёл Арджуна и, будучи хорошим преданным Господа, стал у ног Кришны, терпеливо ожидая его пробуждения.
Существует старый индийский обычай: младший брат не должен садиться перед старшим братом, а также перед отцом, матерью, дядей и другими старшими родственниками. Даже если он всего на год младше своего брата, он не должен садиться перед ним до тех пор, пока ему не будет это предложено. Это не из-за страха; это способ проявить уважение. И сегодня в Индии можно встретить этот обычай.

Вы ничего не потеряете, если проявите своё уважение. А сейчас вы увидите, чего достиг Арджуна благодаря своему уважению.
Что вы видите вначале, когда просыпаетесь и открываете глаза? - То, что находится у ваших ног.
Арджуна стоял и терпеливо ждал. Через некоторое время сон Бога Кришны закончился, и он сказал:
-Приветствую тебя, Арджуна! Когда ты пришёл? Ты давно здесь стоишь?

Почему бы тебе не присесть.
-Нет, благодарю, я счастлив даже от того, что просто стою здесь, мой Господь.
Затем Кришна повернулся и увидал Дурьодхану.
-Приветствую тебя, Дурьодхана; ты тоже здесь? Замечательно. Когда ты пришёл?
-Я пришёл первым, чтобы попросить твоей помощи. Ты должен отдать предпочтение тому, кто пришёл первым.
Кришна посмотрел на Арджуну, который кивал головой, словно желая сказать, что и он явился за помощью Бога.
Тогда Кришна сказал:
-Дурьодхана, я верю твоим словам, когда ты говоришь, что пришёл первым. Но я спал, когда вы оба пришли. А когда я проснулся и открыл глаза, то вначале увидел Арджуну.

Ты пришёл первым, но я первым увидел его. Следовательно, я должен помочь вам обоим. Чтобы быть нейтральным и беспристрастным, я дам что-нибудь каждому из вас. Я разделю свою энергию на 2 части. Один из вас может взять всю мою армию, а другой может просто иметь меня, не вооружённого, и я не буду воевать.

Теперь у вас есть выбор. Младшему из вас я позволю первому сделать выбор. Итак, Арджуна, хорошенько подумай, прежде чем выбирать.
Дурьодхана подумал: О, Бог, не дай ему возможность попросить армию.
Арджуна сказал:
-Что я могу сделать с твоей армией без тебя, мой Господь? Достаточно просто иметь тебя.
И он припал к стопам Бога Кришны.
-Ты получишь то, что хочешь, - сказал Кришна.
-Замечательно, - облегчённо вздохнул Дурьодхана. - Зачем ты мне нужен? Я хочу иметь всю твою армию, твою силу!
-Хорошо, ты получишь то, что ты хочешь, а он получит то, что он хочет.
После того, как Дурьодхана ушёл, Кришна сказал Арджуне:
-Ты получил лишь меня. У меня не будет в руках ни меча, ни лука. Я буду безоружным.

Что я смогу сделать для тебя?
Арджуна засмеялся:
-Ты думаешь, я не знаю, кто ты, мой Бог? Мой Господь, я так долго ждал подобной возможности. Если я выйду на поле битвы с тобой как возницей моей колесницы, весь мир увидит, что добродетель восстановлена.

Пожалуйста, будь добр, управляй моей колесницей, держи вожжи.
Таким образом, высший Бог Кришна стал возницей воина Арджуны.
После этого Кришна отправился навестить Дурьодхану и сказал ему:
-Ещё есть время, почему бы нам не решить всё мирным путём?
Но Дурьодхана опять наотрез отказался. Перед приходом Кришны Дурьодхана установил для него красивый трон, чтобы с почестями встретить Кришну. Трон был установлен на тонкой подстилки из тростника, под которой находилась огромная яма. Дурьодхана был настолько глуп, что считал, что подобным образом он сможет уничтожить самого Бога!

Кришна вошёл и, конечно, зная всё заранее, он уселся на трон. И когда трон провалился, он остался сидеть во взвешенном состоянии над ямой. Тогда он сказал:
-Мне горько сознавать, что теперь ничто не может помочь вам. Вы решили уничтожить сами себя.
Он вернулся к Пандавам; всё было готово к войне.
Обе армии стали друг против друга на огромном поле, которое называлось Курукшетра. В этот момент Арджуна захотел повнимательнее посмотреть на людей, собравшихся воевать. Они были ему хорошо известны. Он сказал:
-Кришна, я хочу просто взглянуть на всё это. Направь, пожалуйста, колесницу к центру поля брани.
Отсюда и начинается повествование Бхагавад Гита.
Но прежде, чем мы перейдём к нему, следует сделать важное пояснение относительно Гиты. Весь диалог между Кришной и Арджуной и саму войну следует рассматривать, как аллегорию. История битвы на Курукшетре символизирует войну в жизни человеческого тела. Пандавы и Кауравы являются параллелями добрых и злых человеческих тенденций. Плохими тенденциями являются Кауравы; естественно, их большинство.

Почему они являются плохими? Потому что они порождены слепым отцом, которым является невежество. Как вы помните, Дхритараштра был слепым.

В то время как его брат, Панду, как уже было сказано, был светлокожим. Это не имеет отношения к его расовой принадлежности. Слово панду означает белый.

Белый цвет символизирует саттву: чистоту и спокойствие. 5 сыновей Панду являются производными спокойствия и представляют добродетельные человеческие качества.
Существует постоянная борьба между добром и злом. Но оба эти качества черпают свою энергию из высшего Бога или Атмана, внутреннего сознания. Без Атмана или Души даже плохие качества ничего не могут сделать. Бог Кришна представляет Атмана.

Хорошие качества всегда ищут руководства внутреннего сознания, Атмана или Кришну. В то время как другие тенденции ищут помощи чувств и физических сил - армии Кришны.
Итак, битва на Курукшетре произошла не когда-то в доисторические времена. Она постоянно происходит внутри каждого из нас. Если хорошие тенденции позволят сознанию управлять собой, они могут получить благосклонность и дружескую поддержку Бога; тогда они могут выиграть битву жизни.
С другой стороны, боевая колесница - это тело; 5 прекрасных лошадей - это 5 чувств; а поводья, управляющие лошадьми - это буддхи или интеллект. Если интеллект или способность различать находится в руках сознания, которое является Богом в вас, тогда ваша колесница будет ехать хорошо. Если душа или вмещающий желания ум находится позади и просто следует за тем, что говорит сознание, это движение всегда будет успешным.

Таково аллегорическое значение Гиты.
Теперь давайте перейдём к самой Бхагавад Гите.



Содержание раздела