1. Арджуна сказал: Кришна, расскажи мне, пожалуйста, о сущности отречения (санньяса) и непривязанности (тьяга).
2. Благословенный Господь сказал: Отказ от всех личностно мотивированных действий является отречением, а отказ от заинтересованности в получении результатов от своих действий является непривязанностью.
3. Некоторые мудрецы считают, что от всех действий следует отречься как от семян зла. Другие считают, что от определённых действий не следует отрекаться: от самопожертвования, самоотверженного подношения и от самодисциплины.
4. Послушай, Арджуна, сейчас Я расскажу тебе о сущности непривязанности. В действительности существует три уровня непривязанности.
5. Не следует отказываться от самопожертвования, самоотверженного дарения и самодисциплины. Вместо этого они должны, несомненно, продолжать существовать, поскольку такие действия очистят ум и сделают тебя мудрым.
Под видом отречения, поясняет Бог Кришна, мы не должны отрекаться от всякого действия. Фактически, мы должны совершать определённые действия, которые очистят наш ум. Это очень важно, поскольку, когда мы слышим о том, что отречение ведёт к освобождению, мы немедленно хотим отбросить все неприятные для нас обязанности.
Мы быстро отрекаемся от всего, что не хотим. Мы можем отречься от употребления салата и простого хлеба, но не от мороженого. Мы склонны выбирать то, от чего хотим отказаться.
Но здесь Бог говорит, что существуют определённые вещи, от которых духовному искателю не следует отрекаться: яджна, данам и тапас. Яджна, как вы знаете, является пожертвованием; данам - это предложение даров; тапас - это аскетизм, самодисциплина. Эти три вещи должны совершаться людьми, которые хотят быть мудрыми.
Иными словами, разумный человек не должен отказываться от этих действий.
Бог Кришна хочет, чтобы даже эти обязательные действия не совершались ради заслуг за их выполнения. Они должны осуществляться просто как часть ваших обязанностей.
6. Однако, важно, Арджуна, чтобы эти действия совершались без привязанности к плодам.
7. В действительности, неправильно отрекаться от какой-либо обязанности, которая предназначена для тебя. Подобное (так называемое) отречение происходит от незнания реальности (тамас).
Оно тамасическое, поскольку в этом случае вы не знаете, почему пренебрегаете своей обязанностью, и вы слишком ленивы, чтобы понять это; вы просто отрекаетесь без какого-либо различения. Это так называемое отречение не принесёт должных результатов.
8. Отказ от обязанности из-за того, что она является (или может быть) трудной или болезненной - это раджасическая отрешённость, которая не приносит заслуг.
Иногда мы должны оставить или отбросить наши обязанности. Если вы являетесь тамасической личностью, то даже не знаете, почему отказываетесь от них. Если вы являетесь раджасической личностью, то знаете, что это слишком болезненно или слишком трудно для вас. По крайней мере, вы знаете почему, но ваше размышление не здравое.
Оно является умственным стремлением уйти от действительности.
Мы часто хотим избежать определённых мест или действий. Поэтому мы прибегаем к какой-нибудь хорошей философии: Я - отрешённый, поэтому отрекаюсь от этого. Мы не отрекаемся с пониманием, а делаем это из-за страха. Это стремление является бегством от жизни, которое связывает нас. Вот почему здесь Кришна косвенным образом намекает, что отречение Арджуны от участия в войне является раджасическим.
Арджуна просто хочет оправдать своё освобождение от обязанности сражаться. Он расстроен убийством своих знакомых и родственников. Но это не убедительная причина для отречения.
9. Чистая (саттвическая) непривязанность - это выполнение обязанностей, просто потому что это правильно и что ты должен так поступать, одновременно отказываясь от привязанности к плодам своих усилий.
10. После того, как ты откажешься от всех личных привязанностей, ты станешь наполненным чистотой и будешь ясно различать природу бесстрастия (тьяга). [Тогда] все оставшиеся сомнения отпадут, и у тебя не будет ни антипатии, ни привязанности к неприятной или приятной работе.
Но эта беспристрастность иногда переходит даже на само действие: Я не заинтересован в результатах, поэтому не заинтересован и в хорошем исполнении дела; это просто Карма Йога. Но саттвический отрешённый, истинный Карма йог - это тот, кто совершает свои обязанности настолько совершенно, насколько это возможно, и одновременно предлагает результаты своих действий Господу или человечеству, или семье, или кому-то ещё.
Вы можете делать это для показухи и из гордости: Ты видел, какую прекрасную комнату я приготовил для тебя? Для других людей может показаться, что вы придаёте большое значение приёму своего гостя и поэтому вы делаете всё наилучшим образом. Но ваш собственный ум знает истинную мотивацию.
Как искатель духовности вы должны быть искренним с самим собой. Другие люди не всегда могут знать и видеть ваши истинные мотивы к действиям.
11. До тех пор, пока у тебя имеется физическое тело, ты не сможешь полностью отказаться от всех действий. Но ты сможешь отказаться от привязанности к плодам своих действий, а это, в конце концов, и является истинной отрешённостью.
12. Те, кто не отбросят привязанность, после физической смерти будут переживать три вида последствий от своих действий (карма): приятные, неприятные и смешанные. Но те, кто откажутся от желания получать результаты за свои действия, выйдут за пределы своей кармы.
13. Сейчас, Арджуна, Я научу тебя, согласно Самкхья Йоги, пяти составным частям того, что заставляет совершаться каждое действие.
14. Место действия, которым является тело; эго, которое является посредником действия; органы чувств; действительное функционирование тела и ума, которые совершают действия; и различные аспекты Бога (дэвы), которые соответствуют различным частям тела.
15. Всё, что человек делает, независимо от того: правильно или неправильно; мысль, слово или дело - все эти действия совершаются пятью элементами.
16. Таков способ осуществления. Но люди, чьи умы не представляют (что являются посредниками действия) себя деятелями; или они думают, что деятель - это истинная Душа, которая абсолютно независима (кевалям).
Их способность различать искажена и они не видят.
17. Когда человек свободен от эгоистического чувства обособленности (ахамкар), его различающий интеллект (буддхи) больше не является испорченным. Хотя может казаться, что он убивает своих врагов, на самом деле он не деятель и не связан с этими действиями (карма).
18. Существует три стимула к действию: знание; то, что следует узнать; и познающий. Существует три компонента действия: средство (телесная часть, которая совершает действие), совершение действия и посредник действия (индивидуум).
Семена всего, что проявлено, находятся в этой тройственности: знание, познаваемое и Знаток. К сожалению, мы обычно не видим их отдельно. Например, я, как наблюдатель, вы - как наблюдаемое, а процесс моего наблюдения за вами - как действие: зритель, видимое и зрение.
Эти три части: субъект, объект и взаимодействие между ними следуют вместе. Мы обычно не отделяем один аспект от другого.
Если бы мы могли разделить их, то всегда могли бы видеть: я - субъект, и то, что я вижу, становится объектом. Это становится объектом, поскольку я вижу также его. Осознание этого создаёт новый взгляд на мир. Объект становится особым объектом, поскольку мы также его видим. Я могу видеть эту личность, как женщину.
Я могу видеть её просто как человеческое существо. Я могу видеть её как выдающуюся умную личность. Я могу видеть её как святую душу.
Я могу воспринимать её худой, толстой, белой или чёрной. Всё это - один и тот же человек. Она что: представляет всё это, что-то из этого или ничего из этого?
Это зависит от того, как вы на неё посмотрите.
Это означает, что весь видимый мир, насколько вам известно, является не чем иным, как вашей проекцией того, как вы смотрите на него. Мир является проекцией зрителя. Вы видите его, поэтому он такой.
Но, если вы можете видеть его по-другому, он будет другим. (Атом, например, можно рассматривать как частицу или как волну; это зависит от наблюдателя.) Различия заключаются в вашем способе видения. Вероятно, это - причина того, почему, например, для одного человека какая-то женщина является замечательной любимой подругой, а для другого - просто ужасной. Как она может быть одновременно дьяволом и ангелом?
Это ваша субъективная проекция.