Если Я перестану действовать, мир погибнет.


23. Арджуна, если Я прекращу совершать свою непрерывную работу, каждый, так или иначе, последует моему примеру.
24. Если Я перестану действовать, мир погибнет. Произойдёт беспорядок среди всех существ, который приведёт к их гибели.
25. Арджуна, непросветлённые люди делают вещи с привязанностью (желая для себя каких-то благ). Просветлённая личность совершает действия с таким же рвением, но без привязанности, и таким образом руководит другими на пути самоотверженного действия (Карма Йога).
Если обычный человек совершает действия с эгоизмом, то просветлённый человек делает это без эгоизма. Единственное различие между ними - обычный человек делает что-то для своей выгоды, а просветлённый - делает что-то для пользы другим. Выполнение действий для других ни в коей мере не является более низким.

Бог Кришна говорит, что самоотверженный человек должен действовать даже несколько более внимательно и эффективно, чем эгоистическая натура. Йог действует ради всех людей и должен выполнять работу немного лучше. Иногда можно встретить такое отношение: Поскольку я ничего особенного не получу от этого действия, ибо оно в основном предназначено для других людей, это не важно, как я буду его выполнять.

Пусть будет так, как получится. Вероятно, Бог Кришна знаком с таким отношением, являющимся частью человеческой натуры. Поэтому он говорит: Не думай, что если ты действуешь бескорыстно, ты можешь пустить всё на самотёк.

Нет, ты должен выполнять работу лучшим образом.
Кто является йогом? Тот, кто совершает действия искусно и эффективно. Почему? Ваш интерес заключается в служении другим. Поэтому многие должны получить пользу от ваших действий; и работу вы должны совершать наилучшим образом.

Если обычный человек не выполняет работу хорошо, в этом случае теряет только он. Но если вы не делаете работу хорошо, представьте, сколько людей потеряют от этого.
26. Мудрец не будет беспокоить ум обывателя, который ещё привязан к плодам своих действий. Но, постоянно выполняя совершенные (самоотверженные) действия, мудрец влияет на других людей во всём, что они делают.
С одной стороны Бог Кришна говорит: Хотя в определённом смысле слова необходимость совершать действия отпадает естественным образом, реализованная личность не должна прекращать делать вещи. В качестве примера он приводит себя: Посмотри, Я - Кришна, воплощённый. Хотя для меня нет ничего в этом мире, что нужно было бы достичь, Я работаю. Почему? Если Я не буду это делать, другие люди скажут: Почему он ничего не делает, а мы должны работать?

Должно быть, бездействие является признаком реализации.
Предположим, маленький ребёнок спрашивает своего дядю:
- Кто этот человек, у которого что-то висит на шее?
- Это доктор, а на шее у него стетоскоп.
- Дядя, я тоже хочу быть доктором. Купи мне стетоскоп.
Подражать легко. Поэтому учителя делают вещи, в которых у них нет необходимости. Они делают это не для себя, а чтобы показать пример своим ученикам.

Если они прекратят совершать действия, их ученики немедленно последуют этому примеру. Об этом Кришна как раз и говорит здесь.
Он также подробно отвечает на вопрос, как мы должны работать, если делаем это не для себя, а для других. Должны ли они отблагодарить нас за то, что мы делаем? Можем ли мы выполнять работу как угодно?
Кришна говорит, нет; тогда это будет уже не Карма Йога. Даже обычный алчный человек будет выполнять работу хорошо для собственной пользы. Мы тоже должны делать вещи хорошо, если не лучше. Не думайте, что если это посвящённое действие или действие карма йоги, не важно, как его выполнять.

На самом деле, действия карма йоги должны быть совершенными, более аккуратными и опрятными, чем обычные, поскольку являются подношениями.
Предположим, вы каждый день готовите кашу и печёте хлеб, чтобы поесть. Когда ожидается приход множества гостей, разве вы будете готовить то же самое? Нет, вы приготовите что-то особенное.

Это не для себя. В этом вся прелесть. Всё, что вы делаете для себя, может быть обычным.



Но, когда вы делаете для пользы другим людям, вы делаете это для Бога. Поэтому работа должна выполняться лучше, чем когда вы делаете её для себя.


Посмотрите, сколько всего следует иметь в виду на пути действия.
27. Качества природы [спокойствие, беспокойство, инерция] делают всё, что сделано. Но поскольку из-за эго затуманивается ум, человек думает: Я - деятель.
28. Арджуна, человек может интуитивно постичь взаимоотношения между качествами природы (гуны) и действием (карма). Кто делает это, познаёт эту природу, как чувства, просто взаимодействует с природой, как с чувственными объектами.

Он не отождествляет себя с ними и поэтому не становится вовлечённым.
29. Те же, кто ещё остаются в заблуждении качествами природы, становятся привязанными к естественным функциям. Но человек, обладающий совершенным пониманием, не должен беспокоить ум того субъекта, который не знает лучшего.
30. Посвящай все свои действия Мне. (Тогда) твой ум будет покоиться в Душе (Атмане), свободный от желания и эгоистического возбуждения, и ты сможешь вступить в бой.
31. Тот, кто живёт по этим предписаниям с верой и без выражения недовольства, превзойдёт карму.
32. Те же, кто не следуют этим предписаниям, а вместо этого ищут возможность покритиковать их, всё понимают неправильно. Они не обладают способностью различать (вивека) и погибают.
33. Даже мудрец следует своей природе, подобно всем существам. Зачем стараться заставлять кого-то быть другим?
34. Для чувств естественно привлекаться или отталкиваться от различных чувственных объектов. Но ни на секунду не попадайся под их влияние, иначе они точно станут твоими врагами.
35. Лучше выполнять свою собственную дхарму (призвание), пусть не столь совершенным образом, чем в совершенстве выполнять дхарму кого-то другого. Лучше даже умереть в своей дхарме, нежели в чужой, которая вызывает сильный страх.
Вас это сбивает с толку? Какова ваша дхарма и дхарма других людей? То, что вы действительно призваны сделать, является вашей дхармой.

Она соответствует вашим склонностям, способностям и естественным наклонностям. Конституционно ваша физическая и умственная дхарма представляет собой ходьбу. Посмотрите на змею.

Если попытаетесь ползти как она, это не будет вашей дхармой. Это может выглядеть привлекательно, но помните, что вы созданы для того, чтобы ходить. Не пытайтесь подражать ползающим тварям.
Это грубый пример. Но мы часто сталкиваемся с подобной ситуацией, например, под названием равенство. Я должен делать всё, что делает он. Только тогда я буду равен ему.

Если он прыгает, я тоже должен прыгать. Если он летает, я тоже должен летать. Если он водит трактор, я тоже должен водить трактор. Только тогда я буду равным.

Это абсолютно неправильный подход. Помните, это даже доказано научно, что во всём творении не существует копии. Нет даже двух совершенно одинаковых снежинок.

Раз так, то и вы уникальны. Вы были сотворены с определёнными способностями, которых нет ни у одного человека. Это составляет вашу свадхарму, вашу индивидуальную обязанность.
Выясните, что является вашей свадхармой. Когда вы что-то делаете, спросите себя: Как я себя чувствую? Что мне легче делать? Это естественно для меня или я пытаюсь кому-то подражать? Вначале возьмите ряд своих естественных наклонностей и способностей, которые вам по вкусу, соответствуют вашему темпераменту и возможностям.

В некоторых делах вы чувствуете себя естественно, как рыба в воде. В этих случаях вы просто осознаёте, что требовалось от вас сделать. На санскрите это называется вашей свадхармой.
Но помните, что свадхарма отличается от кармы, которая является просто действием, основанным на эгоистическом интересе. Свадхарма - это нечто добродетельное; это нечто совершенно естественное для вас, что вы можете сделать для пользы другим. Это свадхарма. Вы не можете сказать: Моя свадхарма заключается в воровстве.

Я чувствую естественную наклонность лезть к кому-то в карман, чтобы украсть. Это мне по душе. Нет, слово дхарма всегда подразумевает пользу для других. За этим не стоит личное желание. Подумайте, что является вашей свадхармой, и старайтесь выполнять её.

Если вы опытный повар, - это ваша свадхарма. Она просто естественно пришла к вам. Прекрасно!

Готовьте для всех. Но, если вы естественно имеете склонность к работе в другой области, тогда в данное время это является вашей свадхармой.
Свадхарма с годами может меняться. Как вы знаете, ваше мышление меняется по мере того, как вы растёте. Свадхарма ребёнка состоит в ползании, а взрослого человека - в хождении. Она меняется, как бы течёт.

Это не то, что вы сознательно решаете, говоря: Это не хорошо. Я бы хотел вместо этого сделать что-то другое. Это вытекает само.

Новые вещи случаются даже без вашего знания и планирования.
Я приведу вам пример из своей собственной жизни. С самого начала я никогда ничего не планировал. В детстве меня взяли в школу, оттуда - в высшую школу и далее - в сферу бизнеса. Всё это происходило естественно.

Я никогда не говорил: Это не хорошо, а это хорошо. Я получил техническое образование, но позже я естественным образом был перемещен в другое место, чтобы заботиться о храме. Вы только посмотрите! От технического образования - к управлению храмом!

Это было так естественно, что я просто следовал. Я переходил с одного места на другое до тех пор, пока не оказался в Ришикеше. Даже оттуда я естественным образом был направлен на Цейлон (Шри Ланку), а потом - в страны Дальнего Востока, Европу, Нью-Йорк, причём, без моего планирования, естественно.

Вероятно, поэтому я получил статус натурализованный гражданин.



Содержание раздела