Непознавательное созерцание асампраджнята самадхи, однако, зависит от высшей формы отстраненности паравайрагья. В этом случае человека не интересуют те объекты, которые обеспечивают 1 стабильность, продолжительность и комфорт, или 2 активность, изменение и деятельность, или 3 гармонию, мир и покой как плоды мастерства созерцания. Разум человека является настолько зрелым, что он становится обителью интуиции, интуитивного понимания подлинной сути человека пуруша, см.. Это не объект мышления, не мысль, но непосредственное восприятие, которое не подразумевает управления см. ниродха мыслями низшего разума, обращенного наружу, но избавление от желание совершенствования, так как даже оно субъективно является объективным. В западной терминологии, это момент рождения духа, не связанного радостями души.
Для достижения этого не сущестJует начальных точек опоры; этого возможно достичь, воспользовавшись рукой помощи его подлинного Я, которое познается пониманием, не связанным со знанием в терминах субъекта и объекта, присущего разуму, или душе. Все, что остается в разуме после такого созерцания, есть его собственный шаблон состояния см., наклонность, настроение, или привычка санскара, см., которая облегчает и помогает этому процессу в будущей практике созерцания.
См. также Препятствия Созерцания.
САМАНА Samana
Вайю см., жизненный ветер, приписываемый пупочному центру, или солнечному сплетению см. Манипурака чакра и связанный с надчревным сплетением, и следовательно, с процессами пищеварения.
Иногда он наблюдается имеющим зеленый или молочно-туманный цвет.
САМАТВА Samatwa
Уравновешенность разума. В "Бхагавад-Гите" говорится: "Саматва называется йогой." Это соответствует учению о том, что мудрый человек с одинаково ровным настроением воспринимает все разнообразие оыпыта, который ему приносит карма. Это предполагает полное отсутствие любых враждебных или недовольных ощущений и состояние разума, при котором человек способен увидеть доброе и полезное во всем и обрести лучшее, что возможно извлечь из любого опыт.
Конечно, это дополняется спокойствием разума, необходимым в йоге.
САМИПЬЯ Samipya
Близость к Богу. См.
Путь к Богу.
САМОИЗУЧЕНИЕ Self-Study
См. Свадхьяя.
САМООСОЗНАНИЕ Self-Realization
См. Атмавидья; Освобождение; Кайвалья; Мокша; Нирвана.
САМОПОЗНАНИЕ Self-Studying
См. Свадхьяя.
САНКХЬЯ The Sankhya Philosophy
Одна из шести известных философских систем Индии, включающая классифицированное описание 25 составляющих, принципов, или истин таттва нашего мира восприятия, истинным знанием которых человек способен достичь Освобождения см.. Эта философия особо примечательна в связи с раджа-йогой, описываемой Патанджали, терминология которой в большой степени базируется на понятиях санкхьи.
Слово "санкхьи" означает перечисление и классификацию, поэтому эта система считается научной, и представляется в этом виде начальной частью учения Шри Кришны в "Бхагавад-Гите", в которой он объясняет отношения между телом и душой и говорит о своих описаниях как о "согласных с санкхьей", только после этого дополняя их своим собственным учением Глава II, стих 39 и далее.
В двадцать пять категорий, таттва см., входят две основных - дух пуруша и материя пракрити, последняя из которых далее подразделяется на 3 интеллект махат, или буддхи; 4 индивидуальность, или персональность аханкара; 5 разум как координатор и логический интерпретатор чувственного опыта; 6-10 пять органов восприятия джнянендрийя; 11-15 пять органов действия кармендрийя; 16-20 пять грубых элементов эфир, воздух, огонь, вода и земля; 21-25 пять тонких чувств см. Танматра.
САННЬЯСА Sannyasa
Это не означает прекращение активной деятельности во внешнем мире; наоборот, дары дана, жертвы яджня, см. и тапас см. чрезвычайно необходимы.
САНСАРА Sansara
Течение человеческого существования в цепи перерождений.
САНСКАРА Sanskara
Санскара представляет собой привычку, или влияние прошлого на настоящее, проявляющееся как рефлекс, автоматизм, а также шаблон состояния см.. Она рассматривается как психический центр части всеобщей инерции, который функционирует как основной инстинкт, управляющий телом, или склонность, управляющая потоком мыслей в данный момент.
Когда воля это допускает, в низшем уме читта происходит перемена к состоянию расслабленности, в котором в нем свободно, "от центра" ассоциативно сменяя друг друга текут мысли, либо когда воля того требует, низший ум переходит в управляемое состояние, течению мыслей "к центру" к выбранному предмету, что называется концентрацией дхарана, см.. Такое состояние является привычкой; другими словами, воля устанавливает склонность разума к контролированию ниродха.
Человек, познавший ощущения при концентрации, способен вновь устанавливать это состояние, или привычку, благодаря своим "воспоминаниям", или "возвращению" этих ощущений, и затем это состояние остается в силе без специального внимания, ему уделяемого ибо оно стало привычным в течение определенного периода времени. Таким образом, человек может обладать либо привычкой концентрации, либо склонностью к распылению внимания. Общим, обычным состоянием разума является разрешение свободного ассоциативного течения мыслей дрейфа, распыления, но йога предусматривает практику концентрации, что устанавливает новую санскару, обращающую течение мыслей к центру. В ней каждое мгновение внимание возвращается и оживляет один и тот же объект. Когда исчезающие и возникающие друг за другом образы становятся схожими, наступает сфокусированное состояние разума.
Привычная склонность превращает этот процесс в спокойное течение концентрации, которое вскоре начинает происходить без усилий внимания и становится основой медитации см. Дхьяна и созерцания см.
Самадхи, то есть полной саньямы см..
Все объекты мира, включая органы восприятия человека, обладают своими собственными привычками благодаря их санскарам.
САНТОША Santosha
Удовлетворение. Оно требуется от практикующего йогу как один из пяти обрядов ниямы см., предписываемых повседневной мирской жизни.
САНЧИТА Sanchita
Определение, применяемое к скрытой части кармы см. человека, которая пребывает в состоянии "сохранения" до тех пор, пока для нее не возникнет возможность проявиться в окружении человека. Такой кармы, как считается, можно избежать путем искупляющих ее противоположных по характеру действий в настоящем.
Например, жестокость, имевшая место в прошлом, может быть нейтрализована добротой в настоящем.
САНЬЙОГА Sanyoga
Буквально: "воссоединение". Мысленное объединение наблюдателя с наблюдаемым объектом см.
Аханкара.
САНЬЯМА Sanyama
Фиксация разума на одной мысли или предмете средствами сочетания концентрации, медитации и созерцания см. соответственно Дхарана, Дхьяна и Самадхи, непрерывно следующих друг за другом. См. также Плоды Медитации; Высшая Самьяма.
САРВАНГАСАНА Sarvangasana
"Поза всех конечностей". Стойка на плечах, с ногами, направленными вертикально вверх; при этом спина поддерживается ладонями, а локти упираются в землю, помогая плечам удерживать вес тела.
САРУПЬЯ Sarupya
Богоподобность, сходство с Богом. См.
Путь к Богу.
САТ Sat
Реальность, Истина, Брахман, или Бог см. также Чит; Ананда; Сат-Чит-Ананда.
САТТВА Sattwa
Упорядоченность, порядок; качество, или сила Природы гуна, см., заставляющая предметы сохранять их взаимные отношения и реакции после того, как они установлены. Означает также закон природы, порядок в ней. То же понятие используется иногда применительно к разуму, так как его деятельность направлена на установление порядка в природе, как например, при изготовлении часов, в которых разные части механизма пребывают в согласованных отношениях, или при развитии физических тел человека и животных.
В человеке этот порядок проявляется в незаметных и согласованных функциях дыхания, кровообращения, пищеварения - непрерывных обыденных процессах, хорошо скоординированных и помогающих друг другу. Более широким примером может быть явление наследственности.
САТ-ЧИТ-АНАНДА Sat-Chit-Ananda
Три характеристики, присущие Реальности, или Брахману - бытие сат, знание, или сознание чит и неомраченное счастье, радость, или блаженство ананда. Они рассматриваются не как три свойства, или качества, так как каждое из них тождественно с двумя другими, и Реальность обладает одной единой сущностью, хотя человеческий разум, наблюдая их сквозь покров майи, ошибочно считает их тремя в одном.
См. также Саччидананда.