САТЬЯ Satya
Правдивость; вторая из форм воздержаний ямы см.. Эта добродетель приводит к прояснению разума и облегчению работы памяти.
Обманывающий других неизбежно приходит к самообману. Худшим в лжи является то, что она вызывает взаимное недоверие и портит социальные отношения.
Мы часто слышим, как люди говорят: "Я не могу доверять этому человеку, потому что он следует ложным принципам, утверждая, что 'они ведут к лучшему', и не я не могу верить моему врачу, ибо он считает, что если я узнаю о своих болезнях, то буду беспокоиться и только усугублю их." Решение йога - не вовлекаться в эти проблемы и быть правдивым по отношению к себе и к другим. Это не связано с верным или ложным пониманием, но только с правдивостью.
САХАСРАРА ПАДМА The Sahasrara Padma
"Тысячелепестковый лотос" - название центра сознания, расположенного на вершине позвоночного столба, на макушке головы каждого человеческого существа. Каждой букве алфавита соответствует по двадцать его лепестков, которые покрывают весь спектр цветов. Он соответствует самой атме и Параматме.
Помимо божеств шести чакр, он является обителью непроявленного Шивы, поэтому когда кундалини достигает его, а затем возвращается вниз, к основанию позвоночника, пронизывая на своем пути все чакры, она не только восстанавливает их силы, ставшие латентными, когда она проходила через них вверх, но и придает им новые качества, происшедшие от ее единения с Шивой.
САЧЧИДАНАНДА Sachchidananda
Суть Того Тат как отличная от Этого идам. "Это" означает все, пребывающее в области проявленного, как объективное, так и субъективное.
Понятие саччидананда составлено из слов сат, чит и ананда см.. См. также Сат-Чит-Ананда.
САЮДЖЬЯ Sayujya
Воссоединение с Богом. См.
Путь к Богу.
СВАДХИШТХАНА ЧАКРА The Swadhishthana Chakra
Колесо, или лотос, расположенный на уровне гениталий. У него шесть лепестков оранжево-красного цвета, которым соответствуют буквы "б", "бх", "м", "н", "р" и "л".
В ее неокрашенном центре может размещаться образ макара крупного водного животного, совмещающего образы крокодила и кита, или дельфина; в литературе он рассматривается также как символ бога любви, который считается указанием на жидкую, текучую, водную энергию, или силу. Божества, которым следует поклоняться в связи с этим центром, относятся к группе проявлений Вишну, то есть ответственны за силы мудрости и любви; однако на низших уровнях это означает внешнее чувственное искушение, низшую форму любви под названием кама страсть, подобно случаю с проявлениями муладхары см..
СВАДХЬЯЯ Swadhyaya
Самоизучение. Слово происходит от "сва" "собственный, само-" и "адхьяя" "изучение".
Обычно оно считается размышлением на собственными сочинениями и записями, но в широком смысле означает постижение всего, что связано с подлинной сутью человека.
СВАПНА Swapna
Состояние сновидения. См.
Авастха.
СВАСТИКАСАНА Swastikasana
Подобородок опущен на грудь или направлен прямо.
СИДДХИ Siddhis
Представляют собой набор из восьми оккультных сил - достижений, совершенств, или приобретений, - сил разума, проявляющихся в отношении мира. Патанджали не рекомендует йогу намеренно преследовать эти силы; в противоположность, интерес к ним рассматривается как отклонение от высших целей, на которые должен ориентироваться йог, и как несомненное препятствие на пути к самадхи созерцанию, см..
Эти силы естественным образом вырабатываются, когда йог достигает определенных уровней в движении к своей основной цели, и адепт способен тогда использовать их при необходимости.
Конкретно, эти силы включают способности по собственной воле становиться очень маленьким анима, большим махима, легким лагхима или тяжелым гарима; добираться и дотягиваться до любого предмета прапти; удовлетворять любое желание пракамья; обладать и контролировать все, что угодно ишатва; и власть направления любых событий в нужном направлении вашитва. Последняя способность является наиболее важной, поскольку все, с чем приходится иметь дело, пребывает в области личности, и будучи хозяином всех процессов в этой области, йог или адепт может не сомневаться в своей неподверженности внешним воздействиям и обладании только внутреннего источника побуждений.
Свойства, подобные уменьшению и увеличению, связаны с относительностью и способностью изменять свои собственные пропорции так, чтобы видеть и оперировать большим и малым, вплоть до бескрайних пространств мельчайшего, атомного, и величайшего, астрономического уровня.
Хотя Патанджади описывает сиддхи как благоприобретения саньямы и предоставляет множество соответствующих указаний, он упоминает, что психические силы необязательно входящие в перечисленные восемь могут быть выработаны, начиная с рожденья, посредством наркотических веществ, заклинаний мантр, или аскетизма тапас. Здесь понятие тапас имеет гораздо более строгий характер, чем тапас, являющийся частью йоги в повседневной жизни, начальной йоги, входящий в пять обрядов ниямы см..
Без практики восьми аспектов йоги анга, см., однако, любая психическая сила, хотя и может быть достигнута, будет функционировать только на низших уровнях. Например, в отсутствие отказа от желаний причинить вред, лгать, воровать, быть чувственным или алчным, требуемого первым аспектом яма, см. йоги, психические силы способны вовлечь человека в практики черной магии.
Что касается крайнего аскетизма, он способен значительно утончить характер физического тела, но это еще не подразумевает развития разума.
СИЛЫ Forces
Это понятие используется в йоге и оккультизме в четырех различных значениях.
1 Силы Природы. Они выполняют роль регуляторов равновесия материального мира, и относятся к тем явлениям, которые традиционно изучаются наукой, в частности, физикой: тепло, свет, звук, элктричество, магнетизм, и так далее.
2 Силы эфирного двойника, в частности, жизненные ветры см. Вайю и кундалини см..
Они также входят в область проявления материальной Природы.
3 Силы, вызываемые мыслеформами и эмоциональными формами, которые, хотя и порождены разумом, становятся, покидая своих создателей, независимыми сущностями, обладающими зарядом эмоциональных и ментальных сил до самого момента их гибели. Они также относятся к материальной Природе, хотя обитают на тонких планах на уровне низшего ума.
4 Живые существа, подобные человеческим существам,также называются Силами, поскольку они обладают способностью использовать свою собственную энергию мысли, любовь и волю для внесения изменений в три вышеупомянутых отдела Природы. К ним относятся крийяшакти и инчашакти см..
См. также Сиддхи; Шакти.
СИМВОЛИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ Similes
См. Изображения и Образы Божеств; Актер; Аллигатор; Змея и Веревка; Приснившаяся Змея; Художник; Облака и Солнце; Олень, Слон, Мотылек, Рыба и Пчела; Рогатый Заяц; Скрытое Сокровище; Неугасимая Лампа; Город Девяти Врат.
СИСТЕМЫ ФИЛОСОФИИ Systems of Philosophy
См. Даршана.
СКРЫТОЕ СОКРОВИЩЕ The Hidden Treasure
Урок образа Скрытого Сокровища заключается в том, что оно не возникает из-под земли, если его только лишь желать. Необходимо обладать точными данными о его местоположении, разобрать на этом месте камни и выкопать Сокровище. См.
Символические Образы.
СЛУХ Hearing
См. Шравана; Внутреннее Звучание.
СМРИТИ Smritis
Память см.. Это понятие применяется к большому количеству древних книг, которые, как считается, содержат воспоминания, записи о лично пережитом и испытанном.
Термин также используется для тех мыслей вритти, см. разума, которые воспроизводят прошлые мысли или образы прошлого опыта.
СМЕРТЬ Death
С мистической точки зрения, смертью является наше телесное условие воплощенной жизни, ибо оно в огромной степени омрачает и погребает подлинную суть человека. Он пребывает в тесных рамках ограничений, хотя с другой точки зрения, благодаря им он один за другим получает множество полезных уроков. Даже смерть тела идет ему на пользу, ибо позволяет душе войти в новый и иной урок следующего воплощения. Таким образом развивающееся существо постепенно восполняет недостатки своих способностей.
Йога представляет собой изучение этих уроков и осознанное, волевое заполнение этих пробелов силы, в противоположность пассивному восприятию медленному процессу обучения, обеспечиваемого Природой.