СНОВИДЕНИЕ Dream
Это очень широкая тема, но она занимает немного места в практике йогов, ибо сновидения представляют собой в большинстве случаев автоматическую работу низшего ума и тела эмоций или набора привычек, тогда как рассудочное свойство позитивного, или высшего разума при этом пребывает в неопределенном, неактивном состоянии. В целом, сновидения оказывают целительное воздействие на разум, пребывающий в свободном течении мыслей; фантастичность сновидений позволяет непоследовательным и несогласованным эмоциям прийти в относительное равновесие.
Сновидения подобны шторму, неукротимым силам природы, которые, жестоко бушуя, пытаются достичь насильственного равновесия, покоя, хотя сами по себе они не являются жестокими и насильственными.
В сновидения человека могут входить также мысли других людей, а также идеи, нанесенные и оставшиеся привязанными к предметам ближайшей обстановки, например, находящихся в комнате спящего. Сновидения могут, кроме того, обеспечить определенный опыт, получаемый во время "путешествий в астрал" во время сна; многие люди вполне осознанно осуществляют их, хотя обычно не помнят об этом в бодрствующем состоянии.
Известно и записано довольно много подобных случаев, когда в сновидении человек встречается и беседует с другими людьми и видит множество удивительных вещей. Решение проблем и открытия, совершенные во сне, осуществляются не пассивностью подсознательного умом, но действиями, происшедших в описанных выше условиях. Эти путешествия, или проекции в астрал не должны, однако, занимать все время сна человека, ибо умственный и эмоциональный аппарат нуждаются в расслаблении, во время которого они достигают внутренней координации.
Помимо прочего, ментальной триаде, по крайней мере, разуму манасу необходимо время на размышления наедине с самим собой.
СОВЕРШЕНСТВА ТЕЛА Perfections of the Body
Совершенство тела описывается в различных книгах, посвященных йоге. Патанджали определяет его как правильную форму, красоту, силу, и очень крепкую сложенность. "Упанишады" дают следующие признаки: легкость, хороший цвет кожи, правильное функционирование органов, стройность и невозмутимость. Ни одно из описаний не предполагает изнуряющего тело аскетизма.
Некоторые люди проповедуют умерщвление плоти см. и пренебрежение им, однако для здравомыслящего человека этот подход неприемлем; единственное, что можно сказать в его пользу: он приводит к развитию силы воли, которое, впрочем, достигается при следовании старому совету: в качестве упражнения человек каждый день должен совершать нечто такое, чего ему не хочется делать. См. также Тело.
СОЗЕРЦАНИЕ Contemplation
Самадхи, последняя, высшая стадия из трех внутренних аспектов антаранга раджа-йоги. Полное согласование, или координация всего содержимого разума по отношению к объекту созерцания, в котором невозможно возникновение новых мыслей об объекте, то есть сознание проявлено в своем максимуме, предельном состоянии сознания без ожидания, ведущей к восприятию осознанных ощущений, ранее не испытанных.
СОЗНАНИЕ Consiousness
Нечто внутри нас, или скорее, то, чем мы действительно являемся, то, что осознает и разум, и тело. Мы осознаем наше тело и на самом деле способны чувствовать и видеть его предельно четко и ясно. Также, мы осознаем свой разум и его деятельность. Таким образом, наше сознание нельзя путать ни с разумом, ни с телом.
В действительности, сознание есть просто знание, которое не подразумевает и не требует чего-то или кого-то, кто знает. Мы осознаем разум и тело, не сами по себе тело и ум являются бессознательными. См.
Чит.
СОКРОВИЩЕ Treasure
См. Скрытое Сокровище.
СОН Sleeping State; Dream
См. Авастха; Сновидения.
СОСРЕДОТОЧЕНИЕ Concentration
См. Дхарана.
СОСТОЯНИЕ БОДРСТВОВАНИЯ Waking State
См. Авастха.
Авастха; Сновидения.
СОСТОЯНИЕ "СТЕНЫ" Wall-Gazing
Метод медитации, распространенный среди дзен-буддистов, при котором йог становится "подобным стене" а не смотрит в стену, как иногда полагают, то есть отрешается от желаний, интересов или склонностей.
См. также Шанти.
СТАДИИ ЖИЗНИ The Four Stages of Life
Существуют четыре стадии жизни:
1 Детство и обучение, в течение которых в первую очередь развиваются способности и свойства тела, восприятия, и т.п.
2 Стадия "семьянина", период семейной жизни, во время которого основным является эмоциональное развитие.
3 Подготовление к отдыху, период раздумий, преимущественного развития интеллекта и разума.
4 Стадия, гармонизирующая все три предшествующих, во время которой должное внимание уделяется внутреннему Я.
Таким образом, жизнь высшего Я и ради высшего Я считается обычно наступающей в четвертом периоде - на Западе это приблизительно соответствует 63-му году жизни. Однако йог объединяет все три направления в гораздо более раннем возрасте, и в некоторых случаях, если его предыдущая жизнь была сознательно посвящена йоге, он может начать эту практику с самого детства нового воплощения.
См. также Ашрама.
СТАТИЧНАЯ ИНЕРЦИЯ Static Inertia
См. Тамас.
СТИХИИ Elements
Пять великих материальных элементов или состояний материи, махабхуты см.: эфир, воздух, огонь, вода и земля. Но те элементы, которые известны нам, являются по грубому и видимому миру, не являются чистыми состояниями этих пяти стихий, но их комбинациями, панчикаранами, которые описываются следующим образом:
Грубая земля состоит из 50% чистой земли и 12.5% каждого из остальных четырех элементов.
Грубая вода состоит из 50% чистой воды и 12.5% каждого из остальных четырех элементов.
Грубый огонь состоит из 50% чистого огня и 12.5% каждого из остальных четырех элементов.
Грубый воздух состоит из 50% чистого воздуха и 12.5% каждого из остальных четырех элементов.
Грубый эфир состоит из 50% чистого эфира и 12.5% каждого из остальных четырех элементов.
СТОЙКА НА ГОЛОВЕ The Head Posture
См. Ширшасана.
СТРАДАНИЕ Pain
См. Духкха; Сукха-Духкха; Удовольствие и Страдание; Клеша.
СТРАСТЬ Desire-Nature
Та часть низшего ума см., которая связана с нашими чувствами об объектах мира и приводит нас к мнениям о них, к ранее полученным наслаждениям и страданиям, вызванным ими. Такая естественная страсть, кама см., приносит возбуждение и придает силу отношениям между разумом и объектами внешнего мира, что приводит внутренне к знанию, а внешне - к действию; это взаимодействие возникает и усиливается до той степени, когда накапливается достаточно много материала для оодключения интеллекта, который обрабатывает и организует полученную информацию.
См. также Вайрагья; Васана; Двеша; Желание; Кама; Рага.
СТРЕМЛЕНИЕ К ОБЛАДАНИЮ Possessiveness
Последнее из пяти клеша, источников несчастья. См.
Абхинивеша.
СТХУЛА Sthula
См. Упадхи; Физическое Тело.
СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ Subject and Object
Эти категории представляют собой две стороны сотворенного: объект - материальный, а субъект - умственный, жизненный аспект Природы. Оба они рассматриваются как эманации единой Божественной и верховной Реальности, беспричинной причины всякого бытия и всего сущего; таким образом, они являются теми силами, которые в современных понятиях могут быть описаны как сила, претворяющая прошлое в настоящее что, по нашему мнению, может служить наиболее точным определением материи, и сила, привносящая в настоящее будущее что, очевидно, является свойством позитивного разума.
Объект и субъект соответствуют функциям Брахмы и Вишну. Третий член Божественной троицы, Шива, пребывает вне категорий объекта и субъекта, и йогу необходимо воспитать свой разум как можно более открытым и незамутненным с целью приближения к этому третьему проявлению Божественного.
СУКХА-ДУХКХА Sukha-Duhkha
"Удовольствие и страдание". В начале своего развития человек вял пребывает во власти тамаса и даже не заботится о заблаговременном поиске пищи до тех пор, пока его не начинает подталкивать к этому страдание от голода.
Затем он открывает для себя удовольствие процесса питания и другие наслаждения, и с этого момента становится очень энергичным и даже беспокойным переходит во власть раджаса в преследовании удовольствий, так что в результате пресыщается ими. Это вновь приносиZ страдания, благодаря которым он становится разумным и учится управлять своими действиями и желаниями и приводить их в надлежащую упорядоченность саттва, в соответствии с умеренностью и гармонией, требуемыми законами Природы.
СУКХАСАНА Sukhasana
"Приятная Поза". Поза удобна для тех, кто хочет сидеть на полу, но чьи члены недостаточно разработаны для удобства падмасаны см., позы со скрещенными ногами, принятой на Востоке.
В сукхасане для поддержки веса колен используется длинная лента ткани, или шарф, который пропускается под коленями и сзади через поясницу; таким образом, шарф удерживает колени в приподнятом положении. Руки при этом покоятся на связанных концах ленты, между коленями.