жет опрокинуться. Когда этот предмет был выпрямлен, то мое существо пронизало чувство безграничного блаженства. Я сказал Учителю: "Из этой кельи, в которой я сижу перед тобой, я вижу истинный образ внутри меня, и мне кажется как-будто другой Тевекул-Бег сидит перед другим Молла-Шахом".
Он ответил: "Это хорошо, первое явление, которое представляется тво-ему взгляду, есть образ твоего Учителя. Твоим товарищам другим новичкам помешали другие мистические упражнения, но что касается меня, то этот случай встречается мне впервые".
Он затем приказал развязать мне глаза, что я и сделал. И когда я увидел его своими телесны-ми глазами, сидящим предо мной, он снова предложил мне завязать глаза, и я увидел моим ду-
ховным зрением его, сидящим передо мной. Полный удивления я воскликнул: "О Учитель, смотрю ли на тебя своими телесными глазами или духовными, все время я вижу именно тебя!".
Я стал в точности выполнять предписания моего Учителя и день ото дня мне стал открывать-
ся духовный мир. На следующий день я увидел образы пророков и их главных последователей, и легионы ангелов и святых проходили пред моим духовным взором.
Три месяца прошли таким образом. Затем мне раскрылась сфера, где все цвета расплылись, и затем все картины исчезли.
В течение этого времени Учитель не переставал объяснять мне учение о духовном единении с Богом и о мистическом зрении, но абсолютная реальность все еще не хотела мне показываться.
Только через год ко мне пришло знание абсолютной реальности по отношению к сознанию моего собственного бытия."
Из рассказа Тевекула-Бега, ученика Молла-Шаха, о своем
мистическом послушничестве
В качестве следующего шага во всех тантрических текстах упоминается световая медитация в МУЛАДХАРЕ.
Так, мы читаем в "ШАТЧАКРАНИРУПАНА": "…как пребывающая в сердце в виде остро-конечного пламени, в месте где отсутствует ветер ДЖИВАТМЫ индивидуальное сознание, пе-
реносится в МУЛАДХАРУ и оттуда вместе с пробужденной КУНДАЛИНИ, должно проводится через все ЧАКРЫ вплоть до САХАСРАРЫ."
В этом смысле говорит Шри Шанкара в своем комментарии к десятому стиху 7-й главы "ГИТЫ": "Сначала должна ЧИТТА мыслительная субстанция быть приведена в сердечном ло-
тосе под контроль. Затем должна быть приведена ПРАНА в идущее спереди НАДИ СУШУМ-НА, ступень за ступенью, от земли МУЛАДХАРА до середины места между бровями АДЖ-
НА - и йогин достигает наивысшего божественного ПУРУША Духа."
Так как Шри Шанкара принадлежал к школе ВЕДАНТА, которая признает, что местоприбы-
ванием сознания является сердечный лотос, то он рекомендовал именно этот центр для начала практики ХРИДАЙЯ - "сердце" и "внутренность тела". Однако, согласно взгляду РАДЖА-
ЙОГИ, местопребыванием сознания является АДЖНА-ЧАКРА. Так утверждает Ишварачарья Брахмачарья: "Когда воля сможет целиком динамизироваться в этой точке АДЖНА, то адепт будет иметь возможность передавать свою мысль на расстояние и достигает больших успехов в ЙОГЕ АУМ." "Трактат по царственной Йоге".
При этом под "ЙОГОЙ АУМ" он подразумевает следующее: "…заставить подняться, посред-
ством волевого усилия, змеиному потоку КУНДАЛИНИ от МУЛАДХАРА-ЧАКРЫ до шишко-видной железы…"
То же самое говорит и наш Учитель: "Сначала концентрация должна быть на лбу АДЖНА, чтобы стать сенситивом вторая ступень ДАРШАНЫ, причем будут видимы образы собствен-ных мыслей. Затем надлежит разбудить КУНДАЛИНИ, и только когда КУНДАЛИНИ подня-
Глаза должны оставаться полуоткрытыми, в то время как мышление должно быть сконцентрировано на этом месте ЧАКРЕ.
В то же время часть внимания должна быть посвящена МУЛАДХАРЕ. Там следует произно-сить мысленно ОМ и прислушиваться к звуку из этого центра. На полдюйма выше, в центре крестца должно снова произноситься ОМ.
Постепенно поднимаясь вдоль всего позвоночника с концентрацией и произнесением ОМ в каждом центре, пока не будет достигнут Христов центр или КУТАСТХА между бровями.
Затем часть концентрации опускается вниз по позвоночнику и делает остановку в каждом центре, где мысленно повторяется ОМ."
Теперь мы переходим ко второму методу световой медитации в АДЖНА-ЧАКРЕ. Подгото-вительной ступенью для нее является грубоматериальное созерцание Учителя. Если ученик еще не знает своего Учителя, то он должен непосредственно переходить к световой медитации и со-
зерцать образ Учителя - сначала только его глаза, в солнечном диске, окруженные лучистым светом, но значительно превосходящие своим блеском этот свет. Это является наилучшим приб-
лижением к чувству ожидания и одновременно стремлению увидеть лицо Учителя.
Само по себе это упражнение уже есть погружение САМЬЯМА, о которой Патанджали го-ворит: "Посредством погружения в свет вершины, приходит видение ДАРШАНА совершен-
ного СИДДХА." "ЙОГА-СУТРА", III, 33.
СИДДХА есть тот, кто достиг совершенства в ЙОГЕ, таким образом он должен иметь все си-лы СИДДХИ, в противном случае он еще не достиг этого совершенства, как бы против этого не пытались возражать. Конечно, он не должен выставлять свои силы напоказ, но обладать ими он уже должен.
Все совершенные йогины так же спонтанно применяли эти силы. Но тот , кто прибегает к обычному высказыванию, что эти силы являются препятствиями в дальнейшем раз-
витии, действует не особенно убедительно.