Экстаз посредством блаженства во вкусе


3. РАСАНАНДАЙОГА-САМАДХИ "Экстаз посредством блаженства во вкусе"
Медленно вдыхая воздух, делай БХРАМАРИ-КУМБХАКА и выдыхай очень слабо - тем самым возникает звук жужжащей пчелы.
Прислушиваясь к этому звуку, подобно жужжанию пчелы, концентрируй затем свое мышле-ние МАНАС на возникшем тем самым САМАДХИ и блаженстве, как познание СО-ХАМ"Я - Тот", т. е. БРАХМАН.
Это жужжание, так называемый "звук АНАХАТА", рассматривается как повторение вечного звука ОМ. Этим объясняется экстатическое действие этого упражнения.

Впрочем оно требует продолжительной практики.
В этом БХРАМАРИ-упражнении различные четыре ступени, так как при нем производится три узла ГРАНТХИ ПРАНЫ в МУЛАДХАРЕ, в АНАХАТЕ и в АДЖНА. Сначала звуки будут громкими, но с успехом в практике они становятся все нежнее и тише, и в заключение при нас-
туплении экстаза, они полностью прекращаются.
4. ЛАЙЯСИДДХИЙОГА-САМАДХИ "Экстаз посредством успеха в растворении"
Производя ЙОНИ МУДРА, чувствуй, что ты став единым с ШАКТИ, вкушаешь высшее бла-
женство соединения со Всевышним духом ПАРАМАТМА. Полный блаженства ты будешь, посредством познания "Я Всевышний" БРАХМАН, единым со Всевышним и достигнешь АД-
ВАЙТА-САМАДХИ.
Это довольно эротически звучащая, но в принципе высокодуховная аллегория указывает йогину, между прочим, путь к окончательной сублимации своего пола, так как он посвящает свой пол единственному объекту - почитаемому им Божеству, пока эта могучая энергия посте-
пенно не очистится и не останется лишенной всякого полового выражения, не перейдет в энер-
гию духа и не станет с ней единой.
В этом состоит значение понятия УРДХВАРЕТАС "чья семенная энергия идет кверху", выс-шее и полное решение всех половых проблем, которое является отличительным признаком Учи-теля, так как эта проблема для человека не решена полностью, он не может быть Учителем. Для других, однако, это вовсе не является проблемой А-ДВАЙТА означает "без двойственности", "полное единство бытия".
5. БХАКТИЙОГА-САМАДХИ "Экстаз посредством преданности"
Созерцай в твоем сердце твое любимое Божество слово "ИШТА" буквально означает "же-
ланный, ставший любимым" в свойственном ему образе. Так размышляя ощутишь ты пос-
редством ЙОГИ преданности БХАКТИ-ЙОГИ настоящее наслаждение.
С радостным возбуждением ПУЛАКА и слезами счастья приходит экстатическое состоя-
ние. Так будет ощущаться САМАДХИ и оно возникнет без экзальтации УНМАНИ мышления МАНАС.
Этот экстаз часто переживается христианскими мистиками. Мы видим это в своеобразной чу-
десной книге "Экстатические признания" Мартина Бувера, в которой эти переживания описаны самим мистиком и показаны на богатых примерах.


6. РАДЖАЙОГА-САМАДХИ "Экстаз посредством царского пути"
Посредством упражнения в МАНОМУРЧХА - МУРЧХА-КУМБХАКА соединит твое мысли-
тельное начало с Я АТМАН. Посредством этой связи с высшим Я ПАРА-АТМА, ты достиг-нешь САМАДХИ.
Наш анализ различных элементов ЙОГИ выяснил, что во время всей практики ЙОГИ, мы име-ем, собственно, дело, с тремя главными факторами - с телесными упражнениями очищениями и положениями тела, с дыхательными упражнениями ПРАНАЯМА и с упражнениями концен-трации ДХАРАНА, ДХЬЯНА и САМАДХИ, которые в своей совокупности образуют, так назы-
ваемое упражнение САМЬЯМА.
Эти три вида упражнений соединены в соответствующих МУДРАХ, которые представляют квинтэссенцию, великую тайну ЙОГИ.
Теперь мы приходим к выводу, что в качестве последнего синтеза, так же эти МУДРЫ не только образуют одно объединенное упражнение, но и могут быть сведены к самому необходи-
мому минимуму.
Учитель - и это является причиной того, что упражняющийся может иметь такового который в каждом отдельном случае будет извлекать из этой сокровищницы духовного знания упражне-ния, которые в точности соответствуют физико-духовной основе ученика, и заботясь о телесном и духовном благе своего питомца, будет вести его от более грубого к более тонкому, как столь прекрасно выражает УПАНИШАДА: "От недействительному к действительному, от тьмы к све-ту, от смерти к бессмертию веди меня." "БРИХАДАРАНЬЯКА-УПАНИШАДА".
Это также указано в правильной последовательности ЙОГ.


На первом месте стоит БХАКТИ-ЙОГА, соответственная ей ТРАТАКА с МАНТРОЙ.
Затем следует РАСАНАНДА-ЙОГА и ЛАЙЯСИДДХИ-ЙОГА с ЙОНИ МУДРА, которые обе образуют одну ступень, потому что при ЙОНИ МУДРА концентрация ДХАРАНА на отдель-
ных центрах является главным фактором, и каждая концентрация требует расширенного вдоха, который в свою очередь является элементом БХРАМАРИ-КУМБХАКА.
Наивысший член этой цепи есть теперь ДХЬЯНА-ЙОГА с ее техникой САМБХАВИ МУДРА, которая сама по себе является шестой концентрацией на АДЖНА-ЧАКРА, но которая превра-щается в медитацию ДХЬЯНА и поэтому сочетается с путем РАДЖА-ЙОГИ.
В самом деле, медитация невозможна без расширения выдоха МУРЧХА-КУМБХАКА.
А что подразумевается под НАДА-ЙОГОЙ и ее КХЕЧАРИ МУДРА?
Мудрый Гхеранда давно перешагнул через эту "глубину сострадания" в качестве действитель-ного представителя такого всеобщего и пригодного на все случаи жизни выражения Горация: "Презираю невежественную толпу и отбрасываю ее." Мудрый, напротив, давно преодолел это отношение и показывает понимание массы, которая ничего не может противопоставить ему и его духовному учению. Он осуществляет концентрацию для великого духовного учения. Он де-
лает уступку этой широкой массе, которая, однако, если рассматривать в истинном свете, увели-
чивает все его усилия поднять самое грубое до самого тонкого, великолепной диадемы - НАДА-ЙОГА с КХЕЧАРИ МУДРА!
К каждой по отдельности он подходит в зависимости от того, понимает ли он этот вид ЙОГИ грубоматериально как физическое напряжение "ХАТХА" или хочет иметь вид мистически воз-вышенного сочетания "ХА" и блаженства "ТХА", человека и Бога "ТХА" есть эпитет Шивы, "Шива" означает "блаженство".
ХАТХА-ЙОГА или ХА-ТХА-ЙОГА?
Это вопрос на который должен себе ответить каждый, кто изучает это Учение и готов упраж-
няться в нем.
Кто будет понимать эту НАДА-ЙОГУ как ХАТХА-ЙОГУ, тот должен подвергнуться мучи-
тельной дисциплине и на ее вершине научиться заглатыванию языка. Но человек, который со-вершает это, унижает себя вместо того, чтобы подниматься над животными, только для того, чтобы взять пример с маленькой лягушки, которая так же заглатывает свой язык, чтобы впасть в зимнюю спячку.

Когда же он от своей "йоги сна" ЙОГАНИДРА вернется, то он становится тем же человеком, не став ни на йоту духовнее. Он должен уподобиться хатха-йогинам, которые позволяют себя таким образом похоронить заживо и на сто лет, и когда они после этого проме-
жутка времени снова приходят в себя, то они говорят о вещах того давно забытого прошедшего времени - они в своем развитии остановились на месте в течение ста лет!
Или же можно ту же самую НАДА-ЙОГУ понять духовно. НАДА есть звук и, как таковой, есть откровение вечного звука ОМ - "слова" ШАБДА-БРАХМАН, Rоторое создало всю Все-
ленную, и о котором индийские писания сообщают почти дословно как "Библия".
В "Библии": "Вначале было слово, и слово было у Бога, и слово было Богом." "Евангелие от Иоанна".
В индийских Писаниях:
"ОМ! Этот слог есть целый мир", "МАНДУКЬЯ УПАНИШАДА";
"В начале был этот мир АТМАН…", "АЙТАРЕЯ УПАНИШАДА","БРИХАДАРАНЬЯКА УПАНИШАДА";
"Это Я АТМАН есть Бог БРАХМАН", "БРИХАДАРАНЬЯКА УПАНИШАДА", "ЧХАЙДОГЬЯ УПАНИШАДА";
Этого мира являюсь Я Отцом, Матерью, Хранителем и Дедом. Познай его как очистительный звук ОМ", "БХАГАВАДГИТА";
"И слово ВАК есть Бог БРАХМАН", "БРИХАДАРАНЬЯКА УПАНИШАДА".
Как говорит "ХАТХА-ЙОГА ПРАДИПИКА": "ЧИТТА мыслительное начало движется в КХА место над нёбом, и так как речь ДХИЖВА так же движется в КХА, то КХЕЧАРИ МУДРА почитается всеми СИДДХАМИ." "ХАТХА-ЙОГА ПРАДИПИКА", III, 41.
Когда хатха-йогин концентрируется на слове ОМ на звуке, или НАДА, то он замечает этот ответный звук как раз над нёбом КХА - род МАНДУКИ МУДРА, которая в соединении с "пламенем" становится КХЕЧАРИ МУДРА, - что мы уже подробно описали.
Однако, следует подчеркнуть, что обозначение РАСАНАНДА-ЙОГА лучше подходит для этого вида ЙОГИ. Поэтому мы обращаем внимание читателя на то, что слово "РАСА" означает так же слог ОМ, и что следовательно эту ЙОГУ снова связывает духовная КХЕЧАРИ МУДРА с РАДЖА-ЙОГОЙ!
Эта КХЕЧАРИ МУДРА поэтому есть высший синтез.
Таким образом, я тебе, о Чанда, сообщил о приносящем освобождении САМАДХИ. Практика САДХАНА РАДЖАЙОГА-САМАДХИ есть единобытие с Я АТМАН и равнозначаще с УНМА-НИ и САХАДЖАВАСТХА.
САХА - "вместе", САХАДЖА - "прирожденный", САХАДЖАВАСТХА - "естественное сос-
тояние духа".
Вездесущий Вишну есть в воде. Он есть в земле и на вершинах гор.

Вездесущий есть в вихре пылающих огней - весь мир наполнен Им.
Все создания и живые существа, которые движутся на земле или в воздухе, деревья, кусты, лианы, вьющиеся растения и другие корни, моря и горные цепи - узнай их всех как Высшего Бога БРАХМАНА, видь их в твоем Я АТМАН.
Пребывающее в теле Я АТМАН есть абсолютное сознание ЧАЙТАНЬЯ, одно-без-второго, вечный, наивысший. Если познать его отделенным от тела во время экстаза или вообще отлич-ным от тела, то остаются свободными от похоти и влечения.



Содержание раздела