3. РАСАНАНДАЙОГА-САМАДХИ "Экстаз посредством блаженства во вкусе"
Медленно вдыхая воздух, делай БХРАМАРИ-КУМБХАКА и выдыхай очень слабо - тем самым возникает звук жужжащей пчелы.
Прислушиваясь к этому звуку, подобно жужжанию пчелы, концентрируй затем свое мышле-ние МАНАС на возникшем тем самым САМАДХИ и блаженстве, как познание СО-ХАМ"Я - Тот", т. е. БРАХМАН.
Это жужжание, так называемый "звук АНАХАТА", рассматривается как повторение вечного звука ОМ. Этим объясняется экстатическое действие этого упражнения.
Впрочем оно требует продолжительной практики.
В этом БХРАМАРИ-упражнении различные четыре ступени, так как при нем производится три узла ГРАНТХИ ПРАНЫ в МУЛАДХАРЕ, в АНАХАТЕ и в АДЖНА. Сначала звуки будут громкими, но с успехом в практике они становятся все нежнее и тише, и в заключение при нас-
туплении экстаза, они полностью прекращаются.
4. ЛАЙЯСИДДХИЙОГА-САМАДХИ "Экстаз посредством успеха в растворении"
Производя ЙОНИ МУДРА, чувствуй, что ты став единым с ШАКТИ, вкушаешь высшее бла-
женство соединения со Всевышним духом ПАРАМАТМА. Полный блаженства ты будешь, посредством познания "Я Всевышний" БРАХМАН, единым со Всевышним и достигнешь АД-
ВАЙТА-САМАДХИ.
Это довольно эротически звучащая, но в принципе высокодуховная аллегория указывает йогину, между прочим, путь к окончательной сублимации своего пола, так как он посвящает свой пол единственному объекту - почитаемому им Божеству, пока эта могучая энергия посте-
пенно не очистится и не останется лишенной всякого полового выражения, не перейдет в энер-
гию духа и не станет с ней единой.
В этом состоит значение понятия УРДХВАРЕТАС "чья семенная энергия идет кверху", выс-шее и полное решение всех половых проблем, которое является отличительным признаком Учи-теля, так как эта проблема для человека не решена полностью, он не может быть Учителем. Для других, однако, это вовсе не является проблемой А-ДВАЙТА означает "без двойственности", "полное единство бытия".
5. БХАКТИЙОГА-САМАДХИ "Экстаз посредством преданности"
Созерцай в твоем сердце твое любимое Божество слово "ИШТА" буквально означает "же-
ланный, ставший любимым" в свойственном ему образе. Так размышляя ощутишь ты пос-
редством ЙОГИ преданности БХАКТИ-ЙОГИ настоящее наслаждение.
С радостным возбуждением ПУЛАКА и слезами счастья приходит экстатическое состоя-
ние. Так будет ощущаться САМАДХИ и оно возникнет без экзальтации УНМАНИ мышления МАНАС.
Этот экстаз часто переживается христианскими мистиками. Мы видим это в своеобразной чу-
десной книге "Экстатические признания" Мартина Бувера, в которой эти переживания описаны самим мистиком и показаны на богатых примерах.
Когда же он от своей "йоги сна" ЙОГАНИДРА вернется, то он становится тем же человеком, не став ни на йоту духовнее. Он должен уподобиться хатха-йогинам, которые позволяют себя таким образом похоронить заживо и на сто лет, и когда они после этого проме-
жутка времени снова приходят в себя, то они говорят о вещах того давно забытого прошедшего времени - они в своем развитии остановились на месте в течение ста лет!
Или же можно ту же самую НАДА-ЙОГУ понять духовно. НАДА есть звук и, как таковой, есть откровение вечного звука ОМ - "слова" ШАБДА-БРАХМАН, Rоторое создало всю Все-
ленную, и о котором индийские писания сообщают почти дословно как "Библия".
В "Библии": "Вначале было слово, и слово было у Бога, и слово было Богом." "Евангелие от Иоанна".
В индийских Писаниях:
"ОМ! Этот слог есть целый мир", "МАНДУКЬЯ УПАНИШАДА";
"В начале был этот мир АТМАН…", "АЙТАРЕЯ УПАНИШАДА","БРИХАДАРАНЬЯКА УПАНИШАДА";
"Это Я АТМАН есть Бог БРАХМАН", "БРИХАДАРАНЬЯКА УПАНИШАДА", "ЧХАЙДОГЬЯ УПАНИШАДА";
Этого мира являюсь Я Отцом, Матерью, Хранителем и Дедом. Познай его как очистительный звук ОМ", "БХАГАВАДГИТА";
"И слово ВАК есть Бог БРАХМАН", "БРИХАДАРАНЬЯКА УПАНИШАДА".
Как говорит "ХАТХА-ЙОГА ПРАДИПИКА": "ЧИТТА мыслительное начало движется в КХА место над нёбом, и так как речь ДХИЖВА так же движется в КХА, то КХЕЧАРИ МУДРА почитается всеми СИДДХАМИ." "ХАТХА-ЙОГА ПРАДИПИКА", III, 41.
Когда хатха-йогин концентрируется на слове ОМ на звуке, или НАДА, то он замечает этот ответный звук как раз над нёбом КХА - род МАНДУКИ МУДРА, которая в соединении с "пламенем" становится КХЕЧАРИ МУДРА, - что мы уже подробно описали.
Однако, следует подчеркнуть, что обозначение РАСАНАНДА-ЙОГА лучше подходит для этого вида ЙОГИ. Поэтому мы обращаем внимание читателя на то, что слово "РАСА" означает так же слог ОМ, и что следовательно эту ЙОГУ снова связывает духовная КХЕЧАРИ МУДРА с РАДЖА-ЙОГОЙ!
Эта КХЕЧАРИ МУДРА поэтому есть высший синтез.
Таким образом, я тебе, о Чанда, сообщил о приносящем освобождении САМАДХИ. Практика САДХАНА РАДЖАЙОГА-САМАДХИ есть единобытие с Я АТМАН и равнозначаще с УНМА-НИ и САХАДЖАВАСТХА.
САХА - "вместе", САХАДЖА - "прирожденный", САХАДЖАВАСТХА - "естественное сос-
тояние духа".
Вездесущий Вишну есть в воде. Он есть в земле и на вершинах гор.
Вездесущий есть в вихре пылающих огней - весь мир наполнен Им.
Все создания и живые существа, которые движутся на земле или в воздухе, деревья, кусты, лианы, вьющиеся растения и другие корни, моря и горные цепи - узнай их всех как Высшего Бога БРАХМАНА, видь их в твоем Я АТМАН.
Пребывающее в теле Я АТМАН есть абсолютное сознание ЧАЙТАНЬЯ, одно-без-второго, вечный, наивысший. Если познать его отделенным от тела во время экстаза или вообще отлич-ным от тела, то остаются свободными от похоти и влечения.