ДЛЯ ЧЕГО НАМ НУЖНА ЙОГА?


риях или даже практике, ни в бережно хранимых остатках ЙОГИ, по той простой причине, что одно следует за другим и он все принимает за чистую монету. То, что это не просто злая крити-ка, доказывает следующий пример.

Нет ни одного индийского дыхательного упражнения, при котором воздух выдыхается через рот. Дыхание через нос за исключением одного единствен-
ного случая, когда воздух втягивается через язык соответствует физиологии дыхательных ор-
ганов и является единственно правильным способом дыхания. И наоборот, выдыхание через рот является типичным явлением, даже правилом, во всех гимнастических школах Запада. Здесь я хочу особо подчеркнуть, что выдыхание через рот вызывает астму.

Известен развивающийся долгие годы астматический хабтус Краума-Швиммера. Какая же западная астматическая школа может похвастаться тем, что техникой дыхания был вылечен хотя бы один астматик, если не считать правильного индийского способа дыхания так называемая БХАСТРИКА?
Исходя из этого, каждое индийское дыхательное упражнение основывается на более или менее длительной задержке дыхания. Лишь при сочетании этих обеих частей, не связывая как это требует правильная, но довольно строго хранимая в тайне, индийская техника положитель-
ного давления задержка дыхания с воздухом с отрицательным давлением задержка дыхания без воздуха, избегают серьезной способности кроме астмы нажить еще эмфизему лёгких. Часты случаи пожизненного срыва здоровья, так что обязательно нужно своевременно изучить пра-вильный индийский способ дыхания!

Это только один из немногих примеров, которые можно привести в подтверждение сказанного нами о факте, что нельзя без ущерба для успеха в одно дыхание выполнять противоречивые упражнения Востока и Запада.
Так мечутся некоторые неопытные приверженцы ЙОГИ между Сциллой и Харибдой между знанием без комментария и комментариями без знаний, что и является единственной опаснос-тью ЙОГИ. Следовательно, если увязать знание и комментарий, в ЙОГЕ нет никакой опасности, как и в любой другой дисциплине.
Глава 3. ДЛЯ ЧЕГО НАМ НУЖНА ЙОГА? "Тот, кто всегда неустанно занимается
всеми видами ЙОГИ, достигнет в ней
совершенства, будь он стар или молод,
немощен, болен или слаб."
"ХАТХА-ЙОГА ПРАДИПИКА"
Хотя в последнее время интерес к ЙОГЕ растет со дня на день и она стала модным занятием, многие люди настроены к этому целому комплексу вопросов довольно скептически. "Это все очень красиво и хорошо, говорят они, и эта своеобразная наука может нам в конце концов очень пригодиться и даже не составляет опасности, но что это такое? Разве у нас недостаточно и без этого спортивных и гимнастических школ, жизненных реформ и, как они все там называют-ся, зачем нам нужна еще и ЙОГА?
Ну, ЙОГА не спорт и с гимнастикой не имеет ничего общего, даже в большей мере является ее прямой противоположностью. Любая гимнастика является мышечной деятельностью мыш-цы контрагируют, т. е. сжимаются, значит более или менее напрягаются и вследствие этого ус-
тают. ЙОГА, напротив, не имеет ничего с развитием мышц, хотя они и развиваются как второ-степенное. Мышцы упражнениями ЙОГИ расправляются, расслабляются и успокаиваются этим объясняется другое, почему ЙОГА заменяет собой любой вид массажа, и любая усталость, если она и предшествовала упражнению, исчезает полностью и совершенно.

Гимнастика является дальнейшим движением, порывом, сильным прыжком, рывком, упором или растяжением. ЙОГА это покой, более или менее полная неподвижность и длительное минутное или даже ча-
совое застывание в одной и той же позе, в том самом духовном и психологическом состоянии, и абсолютно не требует силы, достигая всего без скачка, а много более постоянным упорным рас-
слаблением тела, дыхания, мысли во всех отношениях.
Это расслабление является и всей тайной, единственным правилом ЙОГИ. Поэтому этот вид телесной деятельности годится для любого возраста, как для здорового, так и для больного.

Хотя бы уже за одно это расслабление и нужна нам ЙОГА, потому что нам в первую очередь нужно расслабляться с любой точки зрения.


Сегодня повседневная жизнь непрестанно вовлекает нас в мощный круговорот деятельности, требует от нас крайнего напряжения всех сил в борьбе за существование можно нам вообще расслабиться? Даже если это будет не больше, чем леность, бездушное безделие? А тем более, что мы видим в дикой природе, не знающей благ любимой цивилизации, звери всегда расслаб-


лены, движутся почти лениво и при этом всегда в готовности, в мгновение они тем быстрее прыгнут, тем крепче схватят! С этих диких зверей, если мы непременно должны восторгаться их самоуверенной гордой силой, нам следовало бы брать пример и признать, что тем больше сил можно высвободить в нужный момент, чем будешь расслабленнее и спокойнее.

Вместо этого наши нервы до предела натянуты, наши мышцы дряблы, каждый второй из нас судорожно напряжен и бегает вокруг со сжатыми кулаками и скрежетом зубов. Поэтому у нас происходит отказ именно тогда, когда нам срочно нужны силы, поэтому мы и страдаем от нервных потрясе-
ний, болезненного экстаза и т. п.
Никакая игра и никакой спорт не дадут нам столь необходимого отдыха. Взгляните в какое-нибудь недельное обозрение со спортивными сообщениями вместо истинно прекрасной раз-рядки, что там видно?

В большинстве дикая гонка, ожесточенная борьба за победу, искажен-ные лица, судорожная борьба за дыхание… И это называется отдыхом! Кому не понравится наша критика, пусть подумает хоть раз ведь эти же атлетические бои проводятся по эллинско-
му образцу. Но есть ли ныне среди чемпионов мира, при всем нашем уважении и признании, хоть один атлет, который по этому эллинскому образцу был бы хотя бы приблизительно похож на божественное совершенство и гармонию? Поэтому настоящее расслабление нам остро необ-ходимо, поэтому нам нужна ЙОГА, не как замена атлетике и спорта, а как дополнение, ибо нич-
то не дает такого полного расслабления и одновременно полной гармонии и эллинскограциоз-ной гармоничности тела, души и психики, как только ЙОГА.
Запад знает лишь покой и деятельность и для него расслабление чуть больше, чем отдых от усталости. Философия ЙОГИ, напротив, различает три состояния ТАМАС такой как инерт-ность, апатия, РАДЖАС деятельность как борьба, страсть, САТТВА успокоение духа как гармония и мудрость все в ЙОГЕ, включая и питание, служит той единственной поставлен-ной цели, во всякой области, как духовно, так и психически, достичь САТТВЫ. Западному че-
ловеку, между прочим, нелегко в каждом отдельном случае выбрать САТТВУ, не говоря уже о том, чтобы ее достигнуть, ибо мы привыкли не в последнюю очередь, благодаря рекламе и кино, как к само собой разумеющемуся, к восхвалению страсти, борьбы, соревнования. Так и с этой точки зрения нам требуется расслабление в нашей духовной жизни, в искусстве. Пойдите в опе-
ру, на доклад или концерт. Кто там сидит спокойно и наслаждается музыкой или пением в пол-ной мере?

В большинстве случаев те, которые в силу своего возраста или возможностей лишены спорта. Молодое поколение непоседливо и выдает свою неспокойность бесконечным покашли-
ванием и шарканьем ногами, оно не может долгое время находиться в покое. Поэтому оно с большим удовольствием стремится на соревнования по боксу и на футбольные матчи, где оно в волнении может бушевать.

При этом я ничего не хочу сказать дурного об этих мероприятиях "девятый" или "кетч" это дело вкуса, а каждый развлекается по собственному вкусу, хотя вкус, как и все в мире можно также культивировать!
Здесь ЙОГА тоже может быть нам весьма полезна, потому что она благодаря дыхательной технике и концентрации мысли, которая является завершающим этапом того же расслабления, в большей мере служит облагораживанию всего нашего существа в медитации. По наиболее мет-кому из всех определений, ЙОГА является "отсутствием волн в море души". Наш дух подобен морю, поверхность которого постоянно волнуется под "ветром" побуждений, желаний и колы-
шется "волнами" душевными движениями. Все искусство ЙОГИ состоит в том, что она дости-
гает полного "штиля". В той мере, в которой этот штиль достигнут и поверхность души стано-
вится зеркальной гладью, отражается весь прекрасный ландшафт высшие и благороднейшие чувсва и откровения и до такой степени, что в заключение через полностью устоявшуюся крис-
тально чистую воду можно смотреть на дно наше подлинное Я. Этот штиль называется НИР-ВАНА высшая цель ЙОГИ НИР "без", ВАНА "дуновение ветерка". Это конечная цель земного бытия, равноценная царству богов и поэтому она не ничто.
По этой причине, ЙОГА не является также заменой нашей религии, как могут подумать неко-
торые, скорее всего она полноценная помощь. Свами Вивекананда сказал однажды: "Нам, ин-
дусам, не интересно импортировать религию с Запада. Нам достаточно унижения и всего друго-
го, что приходит с Запада". Точно также думаем и мы, когда мы повсюду вмешиваем слова "За-
пад" и "Восток". Снова и снова слышим о намерении достигнуть понимания между Востоком и Западом, об обмене духовного потенциала на технические достижения, о всемирной религии. Некоторые йогины хотели бы принести в Индию все блага цивилизации, но за то, чтобы пропа-



Содержание раздела