ВНУТРЕННЕЕ ОЧИЩЕНИЕ


Поэтому следующая, добавляемая к НИЙАМЕ Яджнавалкьей, качество ученика "вера в Бога" АСТИНЬЯ, от АСТИ "он есть". Поэтому ЙОГА является путем к Богу, системой практичес-ких упражнений более или менее свойственной каждой религии.

Поэтому ЙОГА является уни-версальной дисциплиной, мировой религией, если вам угодно таковую иметь. И по этой самой причине последние предпосылки ЙАМЫ звучат так:
5. ИШВАРО-ПРАНИДХАНА хвалв Богу. В чем состоит она. Не в славословиях, чтобы сде-
лать господа бога благосклоннее к нашим постоянным молениям, ибо бог лучше знает чего нам не хватает, нам надо все создать, а не выполнить. Яджнавалкья говорит: "Мыслить Бога как за-щитника ВИШНУ или даже в его гневе РУДРА в мягких почетных молениях и приношени-ях это поклонение Богу.

Сердце обнаженное каждому страданию, тело, от которого отошли радость, уничтожение, неправда и зло это поклонение Богу".
И практика ЙОГИ предлагает еще более тонкую и охватывающую форму почитания Бога. "Вот это Дух, и ему молятся те, которые должны держать его в мыслях и в правдивости молить-
ся", От Иоанна. И Патанджали дает технику этого душевного моления "Повторение ОМ и раз-
мышление о его значении", "ЙОГА-СУТРА", I, 28. А о слоге ОМ он говорит: "Его Бога выра-
жение есть ОМ", там же.
Этот слог ОМ хвалебное гудение называемое ПРАНАВА, потому что он произносится как АОУММММММММ с жужжащим рокотом, объемлет и охватывает все, что может высказать ртом человек. Высшим символом этого святейшего из слов является не крест, к которому привя-
заны мысли о распятом и его мучениях или по меньшей мере о материи, охватывающей дух что-то еще более совершенное, сияющее солнце, которое "равно восходит над злым и добрым, и которое нужно всегда представлять так называемая НАБХА МУДРА сияющим на "небе"
КХА место в голове между бровями и мозжечком. Но мы уже подошли непосредственно к практике.
3. АСАНА Положение тела
После духовной подготовки первой ступени ЙАМА и НИЙАМА, которые следует рассматри-вать не только как предшествующие подготовительные частности, а как постоянные и непре-рывные основы целого, начинается сама практика. Сначала тело должно быть основательно очи-
щено. Индийские предписания об этом с одной стороны углубляются в мельчайшие детали в указаниях на внутренние психические очищения, с другой стороны оставляют почти без вни-
мания внешние очищения тела, как нечто само собой разумеющееся. Нам хотелось бы поэтому всю проблему свести в приемлемую для нас систему.
ВНЕШНЕЕ ОЧИЩЕНИЕ
Сюда относится в первую очередь купание или омовение всего тела. Если ортодоксальный индус, придерживаясь своих предписаний. омывается 2-3 раза ежедневно, то западному йогу мыть все тело по меньшей мере раз в день. При этом он должен помнить, что кожа дышит и по-
тому должна иметь открытые поры. В настоящее время является своего рода снобизмом ругать цивилизацию и технику, но нельзя забывать, что цивилизация и техника представляют собой ступени необходимого развития.

И если с одной стороны нужно подняться к высшей заповеди, приблизиться к природе столь возможно, что удивишься сколь малыми природными средствами можно обойтись в повседневной жизни, то, с другой стороны, косметика и уход за телом, и не только очищение тела, как во все прочие времена, составляют культурный уровень сегодняшне-го человека.
Царица Помпея, купавшаяся ежедневно в молоке ослиц и Диоген, единственный в мире, соб-
ственностью которого была пустая бочка и которому казалось достаточной посудой ковш для питьевой воды, могут оставаться крайностями, хотя это сравнение не так далеко можно продол-
жать, как казалось бы. Ибо наша эпоха химии доставляет нам взамен молока ослиц многочис-ленные косметические препараты, экстракты и гормонные вытяжки. Действительно ли они не излишни? Например, есть мыло, производяще дезодорацию. Но факт, что того же результата можно добиться много проще а именно, толькохолодной водой без всякого мыла.



Наша кожа не только чудо красоты, но и орган дыхания и выделения. Горячая вода и особенно химические средства хотя и устраняют продукты ассимиляции кожи и вместе с ними запах тела, но и побуж-дают кожу к тем же функциям, и отделение пота и жира происходит вновь и в увеличенном мас-


штабе. Отдельные части тела, как лицо, руки и ноги, а также места соединения этих частей с те-лом, следует обмывать даже и с мылом, а в остальном мыло нужно лишь постольку поскольку, чтобы удалить пыль и грязь.
Что касается горячей ванны, ее можно рассматривать лишь как лечение, но не чаще, чем ежедневное действие. Моющиеся горячим японцы не чище европейца, если встает вопрос о за-пахе тела а для чего же еще это делать?

Мать-природа не предусмотрела для нас ни горячих ванн, ни горячей пищи. Действительно ли мы хотим взять на себя право "улучшить" природу?

Было бы достаточно не нарушать законов природы, что мы непременно делаем. Холодные омо-вения тела закаляют, теплая и горячая вода, наоборот размягчают. Еще раз возвращаясь к вопро-су о запахе тела, советую каждому человеку, читателю, особенно читательнице, проделать сле-
дующий эксперимент: побрейте подмышечные впадины, затем чуть теплой водой вымойте одну с мылом, другую без мыла. После примерно двух часов, впадина, вымытая с мылом покажет ис-тинный запах пота, другая нет что и требовалось доказать.
Кстати, устранение волосянного покрова тела это не современное достижение, а было уже религиозной заповедью исламистских женщин и индусских аскетов см. "САННИЯСА УПАНИ-ШАДА".
Еще об употреблении мыла. Хотя индийский текст никогда не упоминает мыла, но рекомен-дует квасцы, катоху, глину зеленая глина лучшее в мире мыло и проч. Сделаем уступку на-
шей склонной к косметике цивилизации предпринимаемое после каждой еды омывание остат-ков пищи между зубами при помощи щетки и мыла, в дальнейшем предохранит от болезней зу-бов, если не делать таких глупостей, как перемешивать горячую пищу с холодной, колоть зуба-ми орехи и прочее. Зубную щетку можно заменить яблоком, так как яблочный сок уничтожает до 96,6% бактерий, в то время как водой и зубной щеткой уничтожается всего 64,3% микробов, не говоря уже об остальных составных частях как добавочное железо и витамины.
ВНУТРЕННЕЕ ОЧИЩЕНИЕ
Это раздел распадается на две большие процедуры очищение дыхательных путей и очище-
ние пищеварительного тракта. Рассмотрим их по отдельности.
1. Очищение дыхательных путей.
Это очищение предпринимается в трех плоскостях воздухом, водой и шнуром.
а Воздухом.
Закрыть правую ноздрю правым большим пальцем и вдыхать медленно и глубоко до тех пор, пока можно это делать без усилий, затем закрыть левую ноздрю мизинцем и безымянным паль-цами правой руки и также медленно и равномерно выдохнуть через правую ноздрю. Сразу за этим вдыхать правой и выдохнуть левой вдыхают всегда через ту ноздрю, через которую перед этим производился выдох.

Выдох всегда следует делать через другую ноздрю.
Это упражнение, проделываемое утром и вечером по несколько раз, очищает не только носог-
лотку в чем вы очень скоро убедитесь, но и укрепляет нервы всей левой и правой стороны, и оба потока посредством повышенной поляризации…, возбуждаемый особым магнитным пото-ком. То, что эти потоки не являются фантазией, а действительным явлением можно выяснить тем, что тело каждого человека имеет правое и левое дыхание.

При нем перекрывается правый и левый дыхательный путь в большей и меньшей степени, так что дыхание поочередно через одну ноздрю происходит легче, чем через другую. Это соотношение меняется примерно каждуе два часа и легко может быть проконтролировано у любого человека. Отклонение от этого космичес-
кого режима по учению ЙОГИ может быть причиной болезни.
б Водой
Зачерпнуть пригоршней воды, зажать одну ноздрю, а свободной втянуть несколько капель воды, затем зажать обе пальцами, откинуть голову назад и освободить ноздри. Вода просочится через нос в рот и ее можно выплюнуть.

Проделать то же самое с другой стороны. Для начала этой практики брать теплую подсоленую воду, затем можно обходиться холодной водой без добавления соли, а также брать большее количество воды для втягивания и даже втянуть одно-
Временно двумя ноздрями и снова выплевывать через рот.
Это упражнение, если его проделывать каждое утро, особенно после каждого сильного воз-
Действия цели, устраняет и предохраняет насморк самых хронических видов, фронтит, гаймо-рит, поддерживает кожу носоглотки постоянно здоровой.
Индусы рекомендуют и обратную процедуру втягивание воды через рот и выделение ее через нос трудная практика, рекомендуемая лишь тем, кто уже овладел первым вариантом. "Трюк" состоит в том, что при этом обратном упражнении нужно сначала вдохнуть немного воздуха и в момент глотания "выдохнуть" воду через нос. Для начала брать небольшое количе-ство воды.
Упражнения под пунктами а и б называются КАПАЛАБХАТИ в индийских текстах.
в Шнуром.
Взять шнур длиной около 20 см и медленно и осторожно ввести его в ноздри, пока его конец не выйдет из носоглотки и затем вытянуть шнур за этот конец через рот. Таким же способом протянуть шнур в одно носовое отверстие, а вынимать через другое.

Эти упражнения НЕТИ должны очистить слизистую оболочку носа и им приписывается даже благотворное влияние на силу зрения.



Содержание раздела