Первым выполняется расслабление САВАСАНА, это мы и изучим. На ковре но не на пос-тели! выпрямить все тело расслаблено и без какого-либо напряжения. Для контроля есть два момента: 1 ступни должны образовывать прямой угол с ногами, когда ноги деяствительно рас-слаблены значит не совсем параллельны и не положены друг на друга; 2 если быстро и силь-но сжать пальцы к ладони и тотчас их отпустить, вся рука до локтя с кистью подскакивает к плечу и падает безжизненно назад. Это возможно лишь при полном расслаблении.
Кроме того, руки должны лежать не вывернутыми, ладонью вверх, а на ребре большим пальцем вверх.
В этом расслаблении остаются до тех пор по меньшей мере в начальной стадии пока не появится чувство нежелания встать -знак того, что расслабление действует.
Затем идет следующая подготовка так называемый “упор на локтях”. Сначала расставить ноги на ширину ступни не более!. Затем упереть подбородок в ладони, причем локти нужно держать вместе.
Затем отклонить голову как можно больше назад и попытаться с возможно вогнутой спиной и прямой поясницей не бойтесь, это лишь выпрямит поясницу! согнуться в тазобедренном суставе вперед с целью сжатые локти поставить в конце на пол. Главное при этом как это впрочем и во всех других АСАНАХ за малым исключением голову, шею и спи-ну голову назад держать прямо и неподвижно и очень медленно подавать вперед. При всех условиях можно идти лишь до того момента, пока позволяет тело без боли. Если начинается боль, нужно немедленно остановиться и дождаться пока она исчезнет. Можно удивиться, как далеко может поддаваться тело.
Если таким же образом подходить к каждому упражнению, можно без боли, без ломоты в мышцах овладеть всей системой. Если чувство боли не проходит, это значит, что на сегодня достаточно ведь будет и завтра день. Ни в коем случае нельзя пре-вознемогать чувство боли, неудобства или дурноты.
Это верный признак того, что что-то не так или перешли личные границы или техника выполнения упражнения неверна. Дело боится только мастера но дело-то и дает мастерство!
Стойка на голове СИРШАСАНА
После того, как тело стало эластичным под действием “танца живота” и “упора на локтях” и расслаблено подготовлено к повышенному притоку крови к голове, начнем овладевать первой и важнейшей из всех АСАН. Хотя эта поза выполняется лишь после целого ряда других АСАН, как заключение, я рекомендую приведенную мною выше очередность АСАН, где стойка на го-лове поставлена и выполняется первой.
Опыт учит, что стойка на голове удается легче и с меньшей затратой сил как первое упражне-ние всего ряда, чем если оно будет выполняться в конце. Это же самое рекомендуется и для всего дня, т. е. стойка на голове удается утром или же сразу после подъема, чем вечером или перед сном как уже говорилось, при стойке на голове утром нет того неприятного ощущения давления в голове, потому что ночь напролет проведена в постели и благодаря такому положе-нию тела, голова уже подготовлена к повышенной циркуляции крови при стойке на голове, а с другой стороны, непременно обязателен этот переход САВАСАНОЙ, если другие упражне-ния, и особенно стойку на голове, делают вечером.
Следовательно, практика этой АСАНЫ непосредственно перед сном не рекомендуется, так как дает бодрость и трудно заснуть.
Это безусловно только в начале практики, ибо со временем становишься хозяином положения и при этих затруднениях. В остальном преследуют приведенную очередность от стойки на голове к треугольнику определенную цель: так как каждая из этих основных повлияет на дея-тельность соответствующей железы внутренней секреции, которая со своей стороны связана с психическими функциями человека, как и со всем относящимся сюда участком тела, тем под-черкивается специфический характер духовно-телесного совершенствования в РАДЖА-ЙОГЕ, прекраснейшей из всех видов ЙОГИ, как идущей от духовного шишковидной железы к мате-риальному половым железам, а не наоборот, от материального к духовному, как это проис-ходит в ХАТХА-ЙОГЕ.
В один момент это объяснить не представляется возможным, это явля-ется содержанием одного из следующих отрывков. Чтобы быстрее овладеть стойкой на голове, рекомендуется идти вперед ступенями.
Это рав-новесие достигается носками в воздухе так достигается цель этого подготовительного упраж-нения. Ни в коем случае нельзя сначала на этой предварительной ступени перескакивать на конечный результат готовую стойку на голове, а оставаться на этой начальной ступени долго, может быть месяцами. Если при этом теряется равновесие, не следует пугаться разъедините пальцы и перекатитесь через голову и спину.
Ничего не случиться, пока ноги не выпрямлены.
СТУПЕНЬ 2. Если овладели равновесием в ступени №1, можно переходить к следующей. Поднимайте вверх колени не ступни, которые по возможности должны оставаться на весу тем, что медленно и осторожно будете прогибать поясницу. И эта позиция требует овладения рав-новесием чем выше колени подняты вверх, тем лучше.
Побыть некоторое время в этом поло-жении и возвратиться на пол.
СТУПЕНЬ 3. Когда осилете вторую ступень, попытайтесь ни в коем случае не раньше перейти к конечной ступени. Не теряя равновесия, медленно выпрямить обе ноги, причем те-перь снова поднимайте ступни вверх.
Соответственно нужно прогибаться и в пояснице, чтобы не потерять равновесие и не упасть. Но и в этом случае ничего не случиться, если падать мед-ленно и с круглой спиной, хотя этого не произойдет, если первые две ступени выполняются правильно. Точно с такой же последовательностью и такой же техникой опуститься.
Для тех, кто несмотря на все усилия не овладеет этим упражнением, делается уступка. Положить подуш-ку в свободный угол комнаты и можно легким толчком приподнять зад в угол.
Длительность упражнения смотря по обстоятельствам. Вначале лишь несколько секунд и каждую неделю при ежедневном упражнении добавлять примерно по 15 секунд, до общего времени выполнения в 10-15 мин., затем снова постепенно сокращать длительность, чтобы в заключение остановиться на 5 мин. ежедневно.
Второе, при повышенном чувстве голода при нормальных условиях после примерно 8-й минуты длитель-ности нужно непременно что-то съесть, например чашку молока или яблоко, так как возбуж-денный стойкой на голове процесс сгорания пищи начинает истощать собственное тело, если не получит другой пищи.
Достигший совершенства в стойке на голове, может испытать следующий способ контроля: стоять с закрытыми глазами и дышать через нос. Первое время нос остается заложенным и ды-шать через него трудно.
Пока это есть значит стойкой не овладел.
ДАЛЬНЕЙШИЙ КОНТРОЛЬ. В стойке на голове дышать маятникообразно равномерно, так, чтобы вдох длился столько же, сколько выдох. Если стойка совершенна и дыхание тоже, то йогин переживает удивительный феномен.
Ему кажется, что все его сознание только лишь в голове, ибо чувство тела совершенно исчезает, как будто бы голова отделена от него. Нужно только быть внимательным и не опрокинуться.
Действие стойки на голове на тело очевидно. Все ученые сходятся на том, что человек гомо сапиенс, как двуногий, наносит ущерб в кровоснабжении областей мозга и органов головы, как глаза, уши и т. п. В той мере, что невозможно поставить ни в какое сравнение ни с какой нагруз-кой в жизни и поэтому подвержен важнейшим факторам заболеваний. Если подумать о том, что сердце за 24 часа при доставке 18 тонн крови по сосудам работа, производимая лифтом, под-нимающим 3 человек на высоту 100 м мобилизуя никогда не успокаивающееся, не знающее усталости сердце, потому что при вертикальном положении корпуса ему приходится преодо-левать силу тяжести. Какую неоценимую помощь мы можем оказать стойкой на голове сердеч-ной деятельности, которая не прекращается ни на одно мгновение всю жизнь. Отсюда и получа-ется, что в Индии с большим успехом прописывают стойку на голове больным страдающим сердечными заболеваниями, именно потому, что она НЕОСПОРИМО снижает нагрузку со сла-бого сердца.
Особое перенасыщение кровью головы ведет в дальнейшем к несравненному улуч-шению функционирования мозга, глаз, ушей и всей интеллектуальной деятельности, в первую очередь мышления. Этот факт многократно подтверждали студенты и все, кто лучше выдержи-вал экзамены и другие технические испытания благодаря стойке на голове.
Этим способом ин-дийские врачи борются против многих заболеваний. Свами Шивананда Сарасвати, крупный ин-дийский врач и йогин пишет:”Люди, страдающие заболеваниями глаз, носа, головы, шеи, же-лудка, половых органов или органов выделения, печени, селезенки, легких или почечной коли-кой, глухотой, геморроем, астмой, чахоткой, запорами и многими другими болезнями, найдут облегчение при практике стойки на голове.
Бесплодие проходит как и заболевание матки и яич-ников”.