При образовании различных звуков ротовая полость, имея мягкие стенки, изменяется в объеме и величине соответственно высоте звука в зависимости от положения нижней челюсти, языка, напряжения щек. Глотка способна увеличиваться в объеме за счет опускания гортани и поднятия небной занавески. Правильно организованное пространство глотки и ротовой полости: поднятое небо, опущенная гортань, "стенки" из губ, глубоко опущенный язык образует как бы форму купола.
Такое "правильное" использование речевого резонатора, при наличии нижнереберного - диафрагматического дыхания, позволяет наиболее эффективным образом "подключить" и грудной резонатор. В свою очередь подобное оптимальное использование всех природных резонаторов не дает звуку "уходить" в нос, предоставляет голосу возможность резонировать во всем возможном тембровом диапазоне, максимальным образом включая дополнительные гармоники.
Тембровая красота как речевого так и певческого звука существенным образом зависит и определяется оптимальным резонированием. Голос, образующийся на основе правильно резонирующих звуков имеет очень большое преимущество по сравнению с обычным, или как его еще можно назвать "непоставленным" голосом.
Это именно тот голос, который пользуется "процентами с капиталла, а не самим капиталлом". Такой голос меньше устает, меньше подвержен различного рода заболеваниям, несравнимо более красив, подвижен, обладает большими акустическими возможностями, большим выразительным диапазоном для отражения чувств и эмоций.
У Тоти Даль Монте был небольшой голос, даже совсем небольшой, говорил Тосканини, но какую бы партию она ни пела, ее было слышно в любом уголке зала: казалось она поет именно там. Это впечатление создавали вибрации, благодаря которым, этот не очень сильный голос был слышен повсюду".
Наряду с оптимальным резонированием, к факторам, определяющим эффективную работу дыхательной мускулатуры, относится четкость дикции и опора дыхания, о чем будет подробно рассказано в последующих главах книги.
Итак, начинаем учится "правильно резонировать".
Вначале будем тренировать произнесение звука "Р". Подчеркнем, что это упражнение еще не "настоящее" грудное резонирование, но лишь очень важная первая ступень к нему.
Упражнение: "Р"
Это упражнение очень простое. Нужно произнести звуки "рррр" подряд друг за другом в очень быстром темпе. ( Аналогично тому как рычит собака или тигр ). Это упражнение тренирует также и подвижность языка и очень хорошо способствует организации длинного выдоха.
Положение губ произвольно, так как удобно, но лучше если они будут слегка растянуты в полуулыбку, челюсти слегка разжаты, а кончик языка очень быстро вибрирует между нижней и верхней челюстями, которые удобно держать неподвижными.
"Р"должно звучать на достаточно низких, но не слишком низких нотах. Последнее обеспечит грудное резонирование.
Подчеркнем, что для тренировок нельзя использовать максимально низкие для Вас звуки. Высота звука должна определяться прежде всего удобством, не напряженностью звучания.
Упражнение не утомительно, его можно повторять чаще, других в течение дня. Особенно полезно это упражнение детям.
Но дорогие родители - дети ( как и Вы, впрочем) должны возвращать дыхание НОСОМ!!!
Схема упражнения:
выдох - пффф
Организуйте более слабый воздушный поток, но на той же высокой ноте и также направьте его в нос. Нос продолжает быть зажатым пальцами.
Звучание опять будет очень высоким и "противным", т.е. неправильным.
Б). Теперь, попробуйте организовать правильное звучание: звук "ррр..." должен оставаться там, где он "зародился" - на кончике языка и не направляться в нос.
Нос продолжает быть зажатым пальцами. Более того звук "ррр..." по высоте должен быть несколько ниже, чем только что использованный Вами "носовой" звук.
В). В этом случае проверка правильности будет чрезвычайно простой: звук "ррр..." должен звучать одинаково и резонировать в груди ( приложите для контроля ладонь к верхней части груди - она должна слегка вибрировать) независимо от того, зажаты ли Ваши ноздри руками или нет.
Итак, повторимся: контроль правильности звучания - не только легкая вибрация в груди, но и тождественность звучания ( по крайней мере для Вас лично ) как в том случае, когда ноздри зажаты рукой, так и в том случае, когда нос свободен. Если же, когда Ваш нос зажат, Вы ощутите вибрацию в области носа, носовых пазухах - это прямой показатель неправильности образования и направленности звука. Не направляйте звук "вверх" в нос, а старайтесь мысленно опустить его в грудь, на более низком звучании. Подчеркнем еще раз, что для тренировок нельзя использовать максимально низкие для Вас ноты.
Это должны быть удобные для Вас ноты, достаточно низкие. Если Вы будете использовать максимально низкие ноты, то звук будет «заваливаться», станет «тяжелым», «неудобным», упражнение потеряет смысл.
Отметим, что подобный контроль, а именно сравнение звучания упражнения с зажатым носом и с свободным носом, за правильностью грудного резонирования применим и для других упражнений этого раздела.
2. Не получается отчетливого, раскатистого и длинного "рррр...". Иначе говоря, имеются трудности с произношением звука "ррр...".
В этом случае следует начинать тренировку со звка "Т" и в него "вкладывать" "ррр...". Это будет выглядеть так: "Тррр...", "Тррр...".
Случается также, что мышцы языка зажимаются, отчего звук "Р" быстро прекращает звучать. В этом случае следует потренироваться на произнесении нескольких коротких звуков "Трр", чередуя их с "р".
Это может выглядеть примерно так: "Трр", "ррр", "Тррр", "рррр" и т.п.
Конечно, все это включается в стандартную схему выполнения всех упражнений трехфазного дыхания.
Тренировка грудного резонирования на жужжании
Упражнение: резонирование с звуком "ж".
Это упражнение уже целенаправленно тренирует грудное резонирование.
В этом упражнении необходимо "протянуть" звук "ж" на достаточно низкой, удобной для Вас ноте некоторое время, не тратя дыхание до конца. Звучание должно напоминать жужжание шмеля или гудение механической пилы.
Упражнение лучше всего выполнять стоя.
Для правильного выполнения упражнения чрезвычайно важное значение имеет форма губ. При произнесении "жжж..." зубы плотно сжаты ( но не с силой!), а губы образуют как-бы плотное кольцо, имеющее, достаточно большое отверстие в середине, сквозь которое видны зубы.
Если губы сложены неверно, упражнение не получится, поэтому будьте внимательны!
Правильно сложить губы, возможно, поможет Вам следующее представление: плотные губы как бы начали вытягиваться в трубочку, но не закончили это движение, а остановившись в начале своего оформления в трубочку слегка раскрылись. Получилась хорошо известная в геометрии фигура - тор, или по простому - баранка.
В начале тренировок низко, негромко и не долго произнесите на правильной форме звук "ж", подражая звучанию шмеля. Правильности произношения звука "ж" может помочь чувство злости: представьте себе, что Вы очень сильно рассердились на кого-либо, и выражаете свое отношение к этому человеку, тем что на низкой ноте, зло произносите звук "ж".
При этом, звук отчетливо резонирует в груди. После того, как Вы несколько месяцев потренируете это упражнение, у Вас может появиться даже ощущение того, что звук "ж" резонирует не только в груди, но и во всем теле.
Последнее ощущение возможно, конечно, только в том, случае, когда "ж" оформлен безупречно, т.е. на правильной форме и оперто ( зло ). Отметим, что форсировать подобные ощущения не следует, это отдаленная цель тренировок этого упражнения, и в том случае, если Вы будете регулярно и целенаправленно заниматься, все придет само собой.
Схема упражнения:
( основная стойка )
выдох - пффф
пауза
возврат дыхания
жжж... ( с резонированием в груди )
пауза
возврат дыхания
3- 4 раза
выдох - пффф
пауза
возврат дыхания
Типичные ошибки приведены ниже после схемы упражнения на жужжание с звуком "з".
Упражнение: резонирование с звуком "З"
Это упражнение также направлено на тренировку грудного резонирования на жужжании. Однако здесь "жужжит" не "ж", а "з". Цель "жужжания" с помощью звука "з" точно такая же, как и с "ж".
Единственное существенное отличие между двумя этими упражнениями заключается в форме губ. При оформлении звука "З" губы должны быть растянуты вдоль плотно сжатых зубов в улыбку.
Схема упражнения:
( основная стойка )
выдох - пффф
пауза
возврат дыхания
ззз... ( с резонированием в груди )
пауза
возврат дыхания
3-4 раза
выдох - пффф
пауза
возврат дыхания
Типичные ошибки. Ошибки для "Ж" и "З" одинаковы.