Упражнение: резонирование при соединении звуков "ж" и "з"


1. Звук "плывет" неровной волной - это зависит от двух причин:
а) слишком сильная выдача звука. Приглушите величину выдачи; для этого представьте себе, что Вы хотите, сообщить кому-нибудь, что-либо по секрету, но с чувством большой злости, и, следовательно Вам придется "приглушить" силу звука.
б) в процессе произнесения звука либо губы периодически распускаются теряя, тем самым, необходимую плотность, либо челюсти слегка размыкаются, изменяя, соответственно степень сжатия. В данном случае нужно просто быть внимательнее и следить за степенью плотности губ и сжатия челюстей.

Помогает также представление о чувстве злости, раздражения.
2. Звук не резонирует в груди. Упражнение теряет смысл.

Попробуйте в этом случае произнести звук очень сердито, зло, на более низкой ноте, и очень коротко. Проконтролируйте правильность образования звука с помощью приема, описанного выше: зажмите и отпустите нос.

Звук должен в обеих случаях звучать одинаково и отчетливо резонировать в груди.
Приложите раскрытую ладонь к груди и попытайтесь ощутить легкое вибрирование груди во время жужжания.

Упражнение: резонирование при соединении звуков "ж" и "з"

После того, как звуки "ж" и "з" будут хорошо освоены по отдельности, можно переходить к их соединению. На одном дыхании следует несколько раз произнести и "ж" и "з", протянув немножко, каждую из них.
Должно получиться примерно следующее: "жжжзззжжжззз...".
Важно отметить, что при этом будет меняться только форма губ: от формы ж она должна плавно переходить к форме з и обратно. Если мы начинаем с буквы "Ж" то, плотные, сложенные в "бублик" губы, переходят в положение "улыбки" и наоборот.
Сильно сжатые челюсти, ощущение злости в произношении, достаточно низкое звучание - все эти требования аналогичны требованиям двух предыдущих упражнений.

Схема упражнения:
( основная стойка )
выдох - пффф
пауза
возврат дыхания

жжжжжзззззжж.. ( с резонированием в груди )


пауза
возврат дыхания

2-4 раза

выдох - пффф
пауза
возврат дыхания

Типичные ошибки.
1. Звук "ж" звучит правильно, а звук "з" резонирует не в груди, а в носу. Это очень опасная ошибка, сводящая всю пользу от упражнений на нет. Звук "з" подсознательно ощущается как звучащий выше, чем "ж", и, поэтому при смене формы губ от "ж" к "з" произошло повышение высоты звучания.

Представьте себе, что звук "з" должен звучать на полтона, а то и на целый тон, ниже, чем "ж", и, кроме того, мысленно представьте, что Вы посылаете звук "з" в грудь ниже того места, где был звук "ж".
Остальные типы ошибок разобраны выше, после упражнения с звуком "з".
Отметим, что в системе правильного дыхания имеется большое количество упражнений, направленных на организацию правильного резонирования. В этой книге, которая посвящена начальному знакомству с трехфазной системой дыхания, даны основные упражнения на резонирование.
Если Вы, уважаемый читатель, хорошо освоите вышеприведенные упражнения, то этого будет достаточно для того, чтобы Ваш разговорный голос стал гуще, богаче, красивее, приобрел бы дополнительную тембральную окраску, а также меньше уставал и все больше и больше бы "слушался " Вас. Желаем удачи в работе над грудным резонированием!

Тренируем зевок

Почему человек зевает. Роль зевка в речи и пении.

Вежливый зевок. Роль гортани в организации зевка.

Упражнения на развитие зевка.

Вот как определяется акт зевания в популярной медицинской энциклопедии: " Зевота - рефлекторный акт; появляется при утомлении, пребывании в душном или накуренном помещении, ухудшении работы сердечно-сосудистой системы, отсутствии мышечной деятельности, а также в сонливом состоянии. Зевота выражается в глубоком затяжном вдохе через рот и относительно быстром выдохе при широко открытом рте, зеве, голосовой щели, сопровождается своеобразным звуком; Зевота легко возникает как подражательное действие." (Поп. мед. энцикл. с. 242).
А вот что пишет о зевоте цитировавшийся выше знаменитый английский этнограф - Э.Б.Тайлор: " Для нашей цели еще более важно отметить существование соответственного ряда воззрений и обычаев, связывавшихся с зевотой. Зулусы считали частую зевоту и чиханье признаком предстоящей одержимости злым духом. Индус при зевоте должен сжать большой и еще какой-нибудь палец и несколько раз произнести имя какого-нибудь бога, например Рамы: пренебрежение к этому обряду такой же большой грех, как убийство брахмана ( представителя высшей касты Индии ). Персы приписывают зевоту и чиханье одержимости злым духом. У мусульман человек, когда зевает прикрывает рот левой рукой и говорит: Аллах, укрой меня от проклятого сатаны !. Вообще-то, по мусульманскому воззрению, зевоты следует избегать, потому, что дьявол имеет привычку прыгать в рот зевающего.



Таков, вероятно, смысл еврейской пословицы: Не открывай своих уст сатане . К этой же категории воззрений относится и рассказ Иосифа Флавия ( знаменитого древнееврейского историка О.Е.), который видел, как один еврей, по имени Елизар, излечивал бесноватых во времена Веспассиана, вытаскивая у них демонов через ноздри. Он делал это при помощи кольца, заключавшего в себе корешок, который имел мистическую силу и о котором упоминал Соломон.
Рассказы о секте мессалиан, отплевывавшихся и сморкавшихся, чтобы выгнать бесов, которые могли попасть в нос при дыхании, свидетельства о средневековых заклинателях, изгонявших чертей через ноздри больных, обычай и теперь соблюдаемый в Тироле, креститься при зевоте, что - бы что-нибудь недоброе вошло через рот, все - это заключает в себе подобные же воззрения". (Тайлор с. 85 ). "
""Сто болезней входит через рот" гласит китайская пословица. Действительно, рот - входные врата многих заболеваний дыхательных органов и желудочно-кишечного тракта.

Вы никогда не задумывались пишут Плужников и Рязанцев, почему раньше, особенно в крестьянской среде, было принято крестить рот после зевоты? Движение это выполнялось механически, было доведено до автоматизма, и вряд ли сам "осенявший рот крестным знамением" задумывался над смыслом этого жеста. А символ этот имеет давнюю, еще языческую традицию. Считалось, что через рот в организм мог попасть "злой дух" и вызвать какую-либо болезнь. А чтобы его туда не пустить, надо открытый рот защитить каким- либо магическим символом, позже -крестом.

Не умея еще правильно объяснить этого факта человек сделал интереснейшее наблюдение: через полость рта в организм могут проникать самые разнообразные заболевания." ( Плужников,. Рязанцев с. 166 -167 ).

Диалог
Л.Ч. Правильно ли я понял, прочитав вышеизложенное, что зевать опасно?.

А как же быть в том случае, если очень хочется?
А. Ну конечно же зевать опасно, в такой же степени, в какой опасно возвращать дыхание через рот. Особенно при зевании если Вы возвращаете воздух ртом, то вдох выходит очень глубоким, как правило, насильственным.

Получается именно "вдох", а не нормальный возврат дыхания. Конечно зевают все. Зевание - это безусловнорефлекторный акт.

Посмотрите как "сладко" зевает после пробуждения домашняя кошка, грациозно потягиваясь. Но нужно овладеть "правильным" зевком, и все проблемы с "сатаной, влетающем в рот при зевке", будут решены.
Л.Ч. А так ли важно, "зевать правильно", ведь это происходит не так часто, и в достаточно короткое время.
А. Повторимся еще раз- вдох ртом при акте зевания, рефлекторно оказывается чрезвычайно глубоким и достаточно долгим, рот при этом широко открывается, гортань низко опускается, "вход" в легкие оказывается незащищенным, и в этот незащищенный "вход" воздух "всасывается" с силой. Иначе говоря интенсивность вдоха через рот при зевании значительно выше, чем при обычном разговоре.

К чему это приводит мы уже подробно говорили выше, повторяться не будем.
Л.Ч. Так как же все таки зевать?
А. При зевании нужно соблюдать все то же основное правило
трехфазного дыхания - возврат дыхания носом.
Л.Ч. А это возможно?
А. Да, и на тренировку этого навыка и направлены предлагаемые ниже упражнения трехфазного дыхания.
Л.Ч. Вы только что упомянули о вдохе, извините, возврате дыхания через рот при разговоре.
А. Да.
Л.Ч. А нет ли тут какой-либо связи.
А. Вы затронули очень важную, на мой взгляд проблему. Давайте посмотрим любую литературу по дыханию ( и "правильному" и "неправильному"). Практически в каждой работе говорится о необходимости носового возврата дыхания. Доказывается польза носового дыхания, вред дыхания ртом, а люди все равно продолжают дышать ртом при разговоре.

Почему?
Л.Ч. Ну, наверно потому, что не все интересуются литературой по дыханию.
А. Да, конечно, а как же быть в этом случае с медиками, и авторами ряда дыхательных систем, выступающими по телевизору? Я всегда в этих случаях вспоминаю любимую поговорку моей бабушки: «Врач!

Исцели Самого Себя».( Евангелие от Луки. 4.23).
По-видимому возврат дыхания ртом при разговоре происходит потому, что люди просто не обращают на это внимание. Можно предположить, также, что одной из причин, обуславливающих это явление т.е. возврат дыхания через рот при разговоре является неразвитость зевка.
При этом имеется в виду, что у говорящего, в момент разговора не поднимается небный язычок, небная занавеска неподвижна, гортань не опускается, а следовательно объем глотки оказывается слишком мал, и поэтому воздуха, возвращаемого через нос не хватает, и приходится "добирать" через рот. А поскольку дышать ртом и "проще" и "легче" то такой дыхательный стереотип закрепляется и становится автоматизмом.



Содержание раздела