Принципы:
9. Понятие организации управления и ее принципы.
Под организацией понимается структура (состав), в рамках которой проводятся сознательно координируемые мероприятия, направленные на достижения общих целей.
Организация - анатомия предприятия. Управление - физиология.
Структура организации - это логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенные в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достичь целей предприятия.
Формальные - по воле руководства;
Неформальные - стихийно образованная группа людей, вступивших в регулярное взаимодействие для достижения цели.
10. Организационные отношения в системе управления предприятием.
Организационные отношения - это устойчивая зависимость между субъектами совместной деятельности.
Организационные связи - те коммуникации, которые существуют между работниками аппарата управления и не опосредованы устойчивой зависимостью между ними, а в основном только единством реализуемых ими целей. Основу процесса управления составляет взаимодействие между элементами управленческой структуры - подразделениями, должностями, отдельными лицами.
По содержанию такое взаимодействие может быть информационным, административным или техническим. И рамках информационного - обмен сведениями, необходимыми для принятия решений.
Административное - управленческие полномочия и ответственность, распоряжения, приказы, рекомендации, отчеты и процесс контроля. Техническое - реализуется через совместное участие в практической деятельности ( обмен опытом, проведение совещаний ....)
Отношения внутри организации могут быть формальными и неформальными. Первые связывают должности или подразделения, вторые - частных лиц.
По формальным каналам осуществляется передача только формальной информации, по неформальным - как официальной, так и личной.
Если отношения связывают элементы структуры принадлежащие к ее различным уровням, то они являются вертикальными, а если к одному - горизонтальными. По вертикали сверху вниз передаются команды и инструкции, в обратном - отчеты о проделанной работе, советы или рекомендации.
Горизонтальные каналы непосредственно связывают равные по положению или статусу элементы организации, обеспечивают наиболее эффективное решение общих проблем за счет оперативности, возможности действовать инициативно и самостоятельно.
11. Виды управленческих организационных отношений.
1. Оганизационно-властные отношения -- опосредованы властью и полномочиями вышестоящих руководителей к подчиненными. Различают:
- распорядительные - обладатели имеют право принимать решения обязательные для исполнения теми, кого они касаются. Могут быть линейными и функциональными. Линейные - прямая связь между руководителем и подчиненными ( оперативное управление, прием и увольнение сотрудников ...) Функциональные - косвенная связь, решения для подчиненных других руководителей;
- рекомендательные - необязательны для исполнения, не носят инициативный характер;
Регламентируются стороны : имущественные и организационные.
Подвиды договорных : организационно -экономические и организационные социально-психологические отношения.
12. Механизм формирования управленческих организационных отношений.
Договорные отношения - договором о соблюдении определенных установок или правил деятельности данной организации. Фирма имеет концепцию управления или систему взглядов на осуществление той или иной деятельности.
Концепция излагается в виде конституции фирмы. Принимаются обязательства как работником , так и фирмой.
Для определения масштаба полномочий, концентрируемых на том или ином уровне, учитываются факторы:
При распределении управленческих полномочий учитывается :
Зависимость между субъектами организационных отношений формируется способами:
1.Путем наделения одного из субъектов властными полномочиями по отношению к другому.
2.На основе единства материальных интересов и ответственности за выполнение обязательств.
3.На основе установления или соблюдения единых социально-психологических, нравственных, этических установок или ценностей.
4.Путем различных комбинаций предыдущих способов.
13. Принципы управления предприятием.
Роль принципов - конституционная основа. Различают общие и правила функционирования отдельных элементов.
Общие принципы определяют как систему управления, так и присущи отдельным элементам.
2 . Принцип экономичности.
Основные затраты на управление - оплата труда персонала управления.
Должна обеспечиваться высокая прибыльность функционирования предприятия. Затраты и результаты необходимо соотносить.
Учет управленческой деятельностью всех факторов.
Предполагает кроме комплексности учет влияния всех факторов друг на друга и на результат управленческой деятельности.
Гибкость, легкая адаптируемость к изменяющимся внешним условиям.
7, Принцип самокорректировки .
Система управления должна сама выявлять свои несовершенства и вырабатывать механизмы противостояния.
Быстрая реакция на изменение ситуации.
14. Цели управления предприятием
Цели - это конечные состояния или желаемый результат, которого стремится добиться организация в процессе бизнеса. Цели должны быть реальными ( исходя из возможностей самой фирмы ) и реализуемыми с точки зрения персонала фирмы.
Стратегические цели выражают качественные параметры функционирования фирмы, текущие - количественные на определенный период. Организация всегда имеет хотя бы одну общую целью. Организации, имеющие несколько взаимосвязанных целей, называют сложными организациями .В процессе планирования руководство организацией разрабатывает цели и сообщает их членам организации.
Этот процесс не имеет односторонней направленности т.к. в выработке тактических целей принимают участие все члены организации.
15. Функции управления предприятием: их виды и содержание.
Функции управления - это конкретный вид управленческой деятельности, который осуществляется специальными приемами и способами, а также соответствующая организация работ.