Общие, или универсальные, функции присущи управлению любым бизнесом или объектом. Они расчленяют управленческую деятельность на ряд этапов или видов работ , классифицируемых по признаку их порядка выполнения во времени в целях получения результата.
Общие функции : целеполагание, планирование, организация, координирование (регулирование ), стимулирование, контроль ( учет, анализ деятельности ).
16 Функции классической (традиционной ) системы управления предприятием.
Содержание и набор функций, осуществляемых в процессе управления, зависят от типа организации (деловая, административная, общественная, армейская и т.д.), от размеров организации и сферы ее деятельности (производство товаров, оказание услуг), от функции внутри организации (производство, маркетинг, кадры, финансы) и многих других факторов.
Однако несмотря на все разнообразие, для всех процессов управления в организации характерно наличие однородных видов деятельности. В 1916 г. А.Файоль сгруппировал все виды управленческой деятельности в 4-е основных функции управления:
1.Функция планирования, состоящее в выборе целей и плана действий по их достижению;
2.Функция организации, посредством которой происходит распределение задач между отдельными подразделениями или работниками и установление взаимодействия между ними;
3.Функция руководства, состоящее в мотивировании исполнителей к осуществлению запланированных действий и достижению поставленных целей;
18. Принципы осуществления функций управления.
1, Специализация исполнителей;
Управленческая деятельность должна осуществляться в установленном режиме функционирования.
Должна осуществляться постоянно в выработанном режиме.
4. Прямоточность;
Должна осуществляться по найкратчайшему и оптимальному маршруту.
ния.
6. Регламентация деятельности;
Установление объема и порядка выполнения работ каждым сотрудником .
Руководитель отвечает за результаты работы.
Работник получает указание от одного лица.
10. Сочетание централизации и децентрализации
Сочетание функций и полномочий
Передача полномочий, функций на нижестоящий уровень.
19. Механизм осуществления функции “ организация ”.
Применительно к управлению функция организация представляет собой процесс:
Последовательность осуществления функции “организация”:
1.Определение целей и задач совместной деятельности людей;
2.Выявление потребности в ресурсах для осуществления целей;
3.Установление последовательности действий исполнителей, продолжительности и сроков их выполнения;
4.Выбор способов осуществления необходимых действий и взаимодействий людей для достижения целей;
5.Установление между людьми организационно-экономических отношений.
20. Метод оценки совершенства организации управления.
Задача анализа совершенства организации управления состоит в определении способности противостоять внешним и внутренним дестабилизирующим воздействиям. Порядок проведения такого анализа:
1.Формализация всех параметров фирмы, характеризующих ее как сложную систему;
2.Выделение в системе локальных и глобальных целей;
3.Четкое выделение (обособление) операций (совокупности действий), реализуемых в системе для достижения этих целей;
4.Анализ перечня возмущений, дестабилизирующих эффективную деятельность фирмы;
5.Выделение сложных системных ситуаций (состояний с указанием всех факторов, их формирующих), возникающих под воздействием возмущений;
6.Выработка и анализ нейтрализаторов этих возмущений;
7.Формулирование критериев оценки живучести фирмы, исходя из состава свойств подобранных нейтрализаторов;
8.Оценка живучести фирмы на основе сопоставления ее свойств с критериями живучести.
Методы проведения анализа : сравнительный, балансовый, по отклонениям показателей от заранее запрограммированных, факторный, функционально-стоимостной и т.д.
21. Организационная структура управления предприятием : понятие , состав элементов.
Организационная структура - один из основных элементов управления организацией. Она характеризуется распределением целей и задач управления между подразделениями и работниками организации.
По сути структура управления - это организационная форма разделения труда по принятию и реализации управленческих решений.
Т.О. ,под организационной структурой управления необходимо понимать совокупность управленческих звеньев, расположенных в строгой соподчиненности и обеспечивающих взаимосвязь между управляющей и управляемой системами.
Внутренним выражением организационной структуры управления является состав, соотношение, расположение и взаимосвязь отдельных подсистем организации. Она направлена прежде всего на установление четких взаимосвязей между отдельными подразделениями организации , распределение между ними прав и ответственности.
В структуре управления организацией выделяются следующие элементы: звенья (отделы),
уровни (ступени) управления и связи - горизонтальные и вертикальные.
К звеньям управления относятся структурные подразделения , а также специалисты, выполняющие соответствующие функции управления либо их часть.
К звеньям управления следует относить и менеджеров , осуществляющих регулирование и координирование деятельности нескольких подразделений.
В основе образования звена управления лежит выполнение отделом определенной функции управления. Устанавливающиеся между отделами связи носят горизонтальный характер.
Под уровнем управления понимают совокупность звеньев управления , занимающих определенную ступень в системе управления организацией .Ступени управления находятся в вертикальной зависимости и подчиняются друг другу по иерархии : менеджеры более высокой ступени управления принимают решения , которые конкретизируются и доводятся до нижестоящих звеньев.
Организационные структуры управления отличаются большим разнообразием форм , в основе которых лежат отличительные признаки , в частности размеры производственно -коммерческой деятельности организации ,производственный профиль , степень финансово-экономической самостоятельности, централизация (децентрализация) управления и др.