Если государство посредством изменения действующих норм и законов проведет амнистию в отношении тех средств, которые были выведены из-под налогообложения, российская экономика получит значительные инвестиции. Все понимают, что из экономического кризиса без инвестиций не выйти.
А кризис, в свою очередь, наиболее остро проявляется в инвестиционной сфере: Объем капиталовложений сокращается быстрее, чем производство, на протяжении всего хода социально-экономических преобразований. В 1995 году при спаде промышленности на 4-5% капиталовложения из всех источников финансирования уменьшились на 17% по сравнению с 1994 годом и составили всего около трети от уровня инвестиций в 1991 году6.Государство стоит перед выбором: либо пойти на экспроприацию теневого капитала и получить крохи, поскольку укрыт он с большими предосторожностями, либо объявить этому капиталу амнистию и на выгодных для него условиях стимулировать его вложение в российскую экономику.
Расчитывать на иностранных инвесторов, кредиты и помощь международных финансовых институтов, конечно, можно, но это ли главные источники инвестирования?
Возьмем, к примеру, российских “челноков”. По имеющимся данным, несмотря на сложнейшие условия своего бизнеса, сегодня они обеспечивают 20-25% импорта России. В 1995 году на плечах “челноков” было ввезено в страну товаров на сумму, превышающую $10 млрд.; для сравнения - экспорт нефтепродуктов “потянул” на $12,3 млрд7 Именно деятельность российских “челноков” стимулирует иностранное производство - создаются новые рабочие места в Турции, Китае, Польше и т.д.
Итальянские специалисты оценивают вклад российских “челноков” в экономику Италии в 10% ВВП. Почему не в Россию? Ведь это серьезный вопрос - куда пойдет накопленный торговый капитал “челноков”. Это значительный внутренний источник инвестиций в малый и средний бизнес страны.
Причем не только деньгами, но и бесценным опытом, практическими навыками и умением организовать собственное дело.
И здесь обращают на себя внимание оценки специалистов Международного фонда “Реформа”, обнаруживших огромный разрыв между данными Роскомстата о валовом накоплении основного капитала и экспертным данным об объеме капиталовложений: величина этого разрыва в 1995 году достигла астрономической цифры - 205 трлн. рублей8. Нет сомнений, что подавляющая часть этих триллионов “теневая”.
А если к этому добавить утечку капиталов по другим каналам, накопления в “чулках” российских граждан, то упущенные за годы “перестройки” внутренние инвестиционные ресурсы приближаются к отметке в несколько миллиардов долларов. По крайней мере, они сопоставимы с объемами финансирования программ строительства жилого фонда десятка российских городов.
Существенную роль при этом сыграла разумная налоговая политика: налог составлял 25% дохода частника. Это позволило ему развернуться, причем прежде всего в сферах, работающих на потребителя.
Когда же власть решила вытеснить частника, налоги стали повышаться: сначала до 30%, а затем, с переходом к индустриализации и массовой коллективизации, - до 90% и более.
Оппоненты налоговой реформы часто приводят такой пример: уменьшим налоги - завалим бюджет. К сожалению, они не замечают, что именно из-за высоких налогов бюджет пустой.
К тому же, кроме налогов, есть и другие источники пополнения казны.
Следует вспомнить, как много надежд возлагалось еще недавно на приватизацию. Безвозмездная приватизация заведомо не могла обеспечить должный приток средств для инвестирования, финансовой стабилизации и решения социальных проблем.
Но сегодня возможен переход к денежной форме приватизации с привлечением инвестиций. Где же их взять?
Из легализованных теневых источников.
Так, например, в п.2 Указа Президента от 20 февраля 1996 года “О передаче субъектам РФ находящихся в федеральной собственности акций Акционерных Обществ, образованных в процессе приватизации” в качестве покупателей акций справедливо указываются в первую очередь граждане. Но если бы к этому добавить, что их средства могут быть инвестированы без представления доходных деклараций и с налогом не выше 25%, скажем, в акции сельского хозяйства, строительства и стройматериалов, пищевой, легкой промышленности, то это безусловно, дало бы импульс притоку солидных средств в эти отрасли.
По замыслу создателей это должен быть эффективный рычаг контроля властей над соответствием расходов граждан получаемым доходам, в первую очередь при покупке транспорта и недвижимости.
В принципе, документ правильный, соответствует мировым стандартам. Есть в нем определенная логика.
Однако практика его применения без учреждающих изменений правохозяйственных условий, без программы репартации капиталов, ушедших за рубеж, может быть такова, что данный закон расширит масштабы теневой экономики.
Аналогичный вывод напрашивается и по законопроектам по легализации доходов, полученных преступным путем.
Как представляется, проблема легализации теневого капитала должна базироваиться на следующих принципах:
- благоприятные для бизнеса изменения правохозяйственных условий (налоговая политика, приватизация, внеэкономическая деятельность), причем изменения, носящие упреждающий характер к необходимому усилению карательных мер;
- четкое разграничение капиталов криминальных элементов и теневиков-хозяйственников и учет данного разделения в законодательных актах по борьбе с организованной преступностью и коррупцией, о легализации преступных доходов, в Уголовном Кодексе.
- формирование нового отношения к отечественным предпринимателям, в том числе к “новым русским”, проживающим за рубежом, отношения на основе эффективной программы репартации капиталов и превращения их в инвестиционный ресурс России;
- укрепление доверия к власти, предполагающего в качестве одной из мер демонстрацию эффективной защиты населения от финансовых мошенничеств, защиты сбережений, капиталов и самого института частной собственности;
- Установление общественного контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов в границах правового поля. Механизм такого контроля должен быть основан на данных о правонарушениях в сфере экономики, что облегчает выбор партнера в деловых отношениях.
Отмывание “грязных” денег и легализация теневых капиталов - это отнюдь не одинаковые процессы, хотя криминалисты зачастую их отождествляют, понимая под криминальным доходом любую экономическую выгоду, полученную в результате нарушений. “Грязный” бизнес захлестнул российскую экономику. Свыше трех тысяч организованных преступных группировок специализируются на “отмывании” доходов, половина из них организовала для этого собственные легальные хозяйственные структуры.
В этих целях путем насилия и шантажа установлен контроль над десятками тысяч субъектов рынка. Современные теневики получают доходы не только от преступной деятельности, но и в результате совершения хозяйственных, финансовых, таможенных нарушений.
Уголовная ответственность за легализацию незаконных доходов находится над нами уже с 1 января 1997 года, времени вступления в силу нового Уголовного Кодекса Российской Федерации. Но его статья 174 не в полной мере отражает многообразие и опасность такого рода операций.
Кроме того, одних уголовно-правовых мер явно не достаточно. Необходимы, как показывает международный опыт, согласованные меры административного и финансового контроля за денежными и имущественными операциями юридических и физических лиц и соответствующее законодательство.
Мировым экономическим сообществом признано, что одной из самых больших угроз безопасности бизнеса становится использование банковской системы для совершения крупномасштабных финансовых преступлений, сокрытия и “отмывания” денег, добытых преступным путем. Криминальные круги эффективно используют в своих интересах традиционную закрытость банковской информации от внешнего контроля, стремление финансовых институтов любой ценой привлечь клиентов.
Абсолютизация банковской тайны, долгие годы служившая на благо банковского дела, оборачивается сегодня своей изнанкой, противоположностью.
Цивилизованные банковские сообщества понимают необходимость налаживания контактов с контролирующими органами в интересах как собственной безопасности, так и безопасности всей экономической системы. Если отечественные банки и другие кредитные институты не оценят серьезность ситуации - вседозволенность при отсутствии надлежащего контроля,- они могут оказаться отсеченными и изолированными от мирового финансового сообщества (как это произошло, например, с некоторыми странами Персидского залива).
В большинстве развитых стран приняты и совершенствуются системы мер по предупреждению и пресечению использования финансово-кредитных институтов в преступных целях. Новый законопроект “О предупреждении легализации (“отмывании”) доходов, полученных незаконным путем” учитывает опыт стран с развитой банковской системой и российскую специфику.
В законопроекте закладывается подробная схема противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, определены правомочия госорганов. Он позволяет поставить под контроль легальными, правовыми средствами широкий спектр доходов, ускользающих от налогов и пополнить бюджет.
Когда особо крупные средства ставятся под контроль государства и общества, организованная преступность лишается свой мощной экономической основы.
Заключение.
Приведенная информация представляет собой средний обзор масштабов теневой экономики, но даже эти данные позволяют понять насколько сильно воздействует теневая экономика на все сферы нашей жизни.
Подводя итоги вышесказанному, хотелось бы подчеркнуть, что в условиях той абсурдной экономической системы, которая сложилась в нашей стране, теневая экономика просто не могла не возникнуть.
В отношении теневой экономики нужны два вида действий. С одной стороны, предстоит с ней “бороться”, а это функция правоохранительных органов, которую они должны выполнить как можно лучше.
С другой - вводить “тень” в стандартные размеры посредством легализации, причем так, чтобы это пошло на пользу отечественному производству.
Сегодняшняя экономическая политика по отношению к предпринимателю выражена очень просто: “Мы тебя будем давить, а ты выживай как хочешь”. Поэтому предприниматель оказывается перед дилеммой: либо нарушить закон, либо разориться.
И чтобы теневая экономика не росла, необходимо добиваться существенных изменений в экономической политике, которая обеспечит нормальные условия для функционирования отечественных производителей.
Список использованной литературы.
1. “Теневая экономика” / Бунич А.П. , Гуров А.И. и др. / М.: Экономика, 1991.
2. Яшин А. “Противостояние” / “Экономика и жизнь”, № 41, 1996.
3. Пономарев П. “Теневой лик банковской тайны” / “Экономика и жизнь” , № 39, 1996.
4. Исправников В.О. “Теневой капитал: конфисковать или амнистировать?” / “Экономика и жизнь” , № 24, 1996.
5. Ореховский П. “Статистические показатели и теневая экономика” / РЭЖ , № 4, 1996.
6. Величенков А., Куликов В. “Теневые пирамиды реформируемой экономики” / РЭЖ , №№ 8-9, 1996.
7. Пансков В. “Налоги и налоговая политика - 96” / РЭЖ , № 1, 1996.
1 Исправников В.О. “Теневой капитал: конфисковать или инвестировать?”(“Экономика и жизнь”, №24 июнь 1996)
2 Исправников В.О. “Теневой капитал: конфисковать или амнистировать?” (“Экономика и жизнь” №24 июнь 1996).
3 Ореховский П. “Статистические показатели и теневая экономика”(РЭЖ №4 1996,стр.14)
4 Исправников В.О. “Теневой капитал: конфисковать или амнистировать?” (“Экономика и жизнь” №24 июнь 1996).
5 Ореховский П. “Статистические показатели и теневая экономика” (РЭЖ №4 1996 год стр.21)
6 Ореховский П. “Статистические показатели и теневая экономика” (РЭЖ №4 1996 год стр.20)
7 Яшин А. “Противостояние” (“Экономика и жизнь”, №41, 1996 год)
8 Ореховский П. “Статистические показатели и теневая экономика” (РЭЖ №4 1996 год стр.19)