» даже по офлциальным данным, минимум 25% доходов населения приходят в скрытой форме.
Детерминанты "теневой" экономики по ведущим капиталистическим странам на конец 70-х годов
Груп |
№ |
Место страны |
Налоги и |
Доход на душу |
Рабочее время |
Количество |
Занятые на |
па |
п/п |
по удельному |
социальные |
населения(в |
в неделю в ме |
безработных в |
госпредпри |
весу"теневой" |
взносы |
долл. по ценам |
таллопромыш |
1969-1978 |
ятиях (в %) |
||
экономики по |
(в%к |
и курсу |
ленности |
годах (в %) |
|||
убывающей |
ВВП) |
1975 г.) |
(в час.) |
||||
1 |
Швеция |
53,0 |
7353 |
30,0 |
2,0 |
28,2 |
|
2 |
Бельгия |
42,6 |
6305 |
35.2 |
3,7 |
15,8 |
|
3 |
Нидерланды |
47,0 |
5918 |
41,1 |
3,0 |
13,9 |
|
4 |
Норвергия |
48,9 |
6394 |
30,1 |
1,5 |
20,7 |
|
I |
5 |
Дания |
42,0 |
7421 |
38.5 |
2,8 |
22,8 |
6 |
Италия |
32,9 |
3292 |
41,5 |
6,1 |
13,2 |
|
7 |
ФРГ |
39,8 |
6683 |
41,6 |
3,1 |
13,9 |
|
8 |
США |
31,1 |
7184 |
40,4 |
5,8 |
15,7 |
|
9 |
Финляндия |
36,3 |
5072 |
41,0 |
-3,3 |
16,9 |
|
10 |
Ирландия |
34,8 |
2683 |
42,4 |
7,0 |
15,3 |
|
11 |
Испания |
23,0 |
2803 |
41,6 |
3,7 |
11,3 |
|
12 |
Англия |
34.7 |
3892 |
41,9 |
3,4 |
20,7 |
|
11 |
13 |
Канада |
30,2 |
6784 |
38,8 |
6,0 |
18,3 |
14 |
Франция |
38,4 |
6302 |
41.0 |
3,4 |
13,6 |
|
15 |
Австрия |
36,6 |
4787 |
33,4 |
1,5 |
17,9 |
|
III |
16 |
Швейцария |
31,0 |
7973 |
44,4 |
0,2 |
10,1 |
17 |
Япония |
22,9 |
4416 |
40,6 |
1,8 |
6,3 |
Весьма интересны в этом отношении данные опросов общественного мнения, проведенных специалистами Фонда социально-экономических исследований "Перспективные технологии". На вопрос о доле капитала, уводимого предпринимателями в сферу "теневой" экономики, практически все опрошенные предприниматели ответили утвердительно.
При этом 37,6% опрошенных ответили, что уводят "в тень" свыше 50% своего капитала. Из представителей же правоохранительных органов 80% отметили, что более половины капитала уводится "в тень", из них 41% назвали цифру более 80%.
Анализируя статистику, западные исследователи обычно выделяют следующие факторы, определяющие масштабы и динамику "теневой" экономики: 1) тяжесть налогообложения; 2) размеры получаемого дохода; 3) продолжительность рабочего времени; 4) масштабы безработицы; 5) роль государственного сектора (подробнее см. [2, с. 54102]). С учетом данных факторов 17 ведущих стран мира можно разбить на три группы (см. таблицу).
В первой группе (10 стран) распространение теневой деятельности наибольшее, а в третьей (две страны) - минимальное (она практически отсутствует). Из таблицы видно, что наименьшее влияние на выход в "передовики" оказал размер доходов.
И это понятно, ибо здесь представлены развитые страны, в которых высокий уровень доходов основной массы населения обеспечивается независимо от "теневой" деятельности. Вместе с тем из 11 стран, имеющих относительно низкий уровень дохода (меньше 6400 долл. на душу населения), пять (Бельгия, Нидерланды, Италия, Финляндия и Ирландия) оказались среди стран с наименьшим удельным весом "теневой" экономики.
В первой группе преобладают страны (7 из 10) с наименьшей продолжительностью рабочей недели (не более 41 часа), т.е. страны, где у работников больше свободного времени, а следовательно, и больше возможностей для побочных занятий. И только три страны (Канада, Австрия, Япония) с относительно короткой рабочей неделей не попали в первую группу.
В конце 70-х годов в большинстве из рассматриваемых стран уровень безработицы был низким (в 13 странах - не менее 4%), т.е. она в эти годы не могла оказать существенного влияния на распространение теневой деятельности. Но при этом показательно, что из четырех стран с наибольшей безработицей (свыше 5%) только одна (Канада) не попала в десятку лидеров "теневой" экономики.
И только в трех странах из этой десятки безработица оказалась ниже 3%.
При прочих равных условиях, чем обширнее государственный сектор, тем выше степень госрегулирования. А оно способно выталкивать предпринимателей "в тень", о чем свидетельствуют данные таблицы: из стран первой группы только в трех (в Нидерландах, Италии и ФРГ) удельный вес госпредприятий (по занятости) меньше 15%.
Многие западные специалисты считают основной, а то и единственной причиной развития "теневой" экономики налоговый прессинг. Фактор, думается, не единственный, но весьма существенный: в десятке лидеров "теневой" экономики лишь США имели уровень налогообложения ниже 33%, и только три страны с более высоким уровнем (Англия, Франция, Австрия) в десятку не попали.
33% ВНП - этот уровень налогов и социальных отчислений можно считать критическим в плане провоцирован™ расползания "теневой" экономики.
Отсюда можно сформулировать вывод: распространенность "теневой" деятельности в решающей степени зависит от общего состояния экономики, уровня жизни населения и исходящих от государства ограничений.
Данный вывод сделан на основании изучения практики развитых стран, но он еще более справедлив для стран развивающихся. В частности, наиболее известный в этой области знания перуанский ученый и общественный деятель Э. де Сото приходит к выводу, что "теневая" экономика есть реакция граждан на систему, которая ставит их в положение своеобразных жертв правового и экономического беспредела [З].
Опираясь на зарубежный опыт и анализ отечественной практики, нельзя не увидеть, что определяющую роль в резком росте масштабов "теневой" экономики в России сыграли явные просчеты и ошибки в проведении экономических преобразований. Именно это привело к формированию дестимулирующего механизма легальной экономической деятельности и дестабилизации материального положения основной массы населения.
Дестимулирующий механизм сложился в ходе реализации модели экономического реформирования, включающей в себя: а) массовую форсированную приватизацию;
б) одномоментную либерализацию цен; в) разовое "открытие" экономики внешнему миру; г) рестриктивную денежно-кредитную политику; д) жесткий налоговый прессинг производителей (подробную характеристику дестимулирующего механизма см. в [4]).
Ситуация с материальным положением основной массы населения в России складывается совершенно по-иному, чем диктуется правилами рыночного хозяйствования. Налицо резкое снижение даже прежнего невысокого уровня жизни: по достоверным оценкам, это падение составляет не менее 40% по отношению к 1991 году.
Либерализация цен свела к нулю сбережения основной массы населения, и тем самым был осуществлен крупномасштабный акт по перераспределению доходов.
Вопрос о бедности - это и вопрос о минимальной заработной плате, соотношении последней с прожиточным минимумом. Если в 1990 году она составляла 80 руб., в полтора раза превышая его, то с 1992 года она в четыре-пять раз меньше прожиточного минимума.
Это означает, что минимальная заработная плата утратила роль важнейшей социальной гарантии.
Бедность усугубляется задержками с выплатой заработной платы, пенсий, пособий, порой доходящими до полугода и более. Неплатежи как массовое явление - нонсенс для рыночной экономики, и для решения этой проблемы нужны, конечно, экстренные меры правового и административного характера (о чем в последнее время настойчиво говорят высшие должностные лица).
Но дело не только в этом. Нельзя всю вину за неплатежи валить на умышленных и неумышленных неплательщиков, хотя таковых и
немало. Корни проблемы гораздо глубже: само государство - неплательщик, прибегающий к неплатежам как к средству подавления инфляции.
К тому же большинство предприятий "лежит" (в том числе из-за неоплаты государством своих заказов), и у них просто нет средств для выплаты заработной платы и осуществления других платежей. И если их заставить погасить задолженность, они просто лишатся остатков оборотных средств и... остановятся окончательно.
Отсюда следуют два важных вывода. Во-первых, государство раз и навсегда должно отказаться от задержек с оплатой своих долгов как средства борьбы с инфляцией. Во-вторых, проблема неплатежей в народном хозяйстве не будет решена до тех пор, пока политика подавления отечественного производства не сменится политикой его стимулирования. Резюме анализа причин расширенного воспроизводства "теневого" хозяйствования в России: в облике российской экономики все явственнее проступают черты, характерные для так называемой латиноамериканской модели.
Последняя предполагает наличие одного мощного финансового или связанного с природными богатствами источника валютных поступлений; формирование из тех, кто причастен к данному источнику, узкого слоя сверхбогатой элиты, которая служит опорой власти и срастается с ней; удержание основной массы населения в состоянии малой обеспеченности. Следствием всего этого и является особая роль "теневой" экономики.
О структуре "теневой" экономической деятельности
Нет абсолютного разделения: "теневая" экономика - по одну сторону, легальная -по другую. Есть один хозяйственный процесс с "теневой" составляющей. При этом важно учесть следующие обстоятельства и ответить на соответствующие вопросы.
В настоящее время в разряд тсневиков переходят не только сугубо криминальные элементы, но и отечественные предприниматели, не принимающие действующих правил экономической игры.