Теневой сектор в странах развивающейся демократии


Наблюдающаяся в последние время тенденция к демократическим преобразованиям и переходу к рыночной экономике изменила к лучшему жизнь миллионов людей по всему миру. Во многих странах расширилось участие населения в политической жизни, стабилизировались макроэкономические показатели, возобновился экономический рост. Однако, наряду с этими позитивными изменениями, миллионы людей, проживающих в странах развивающейся демократии, не принимают участия в политической и экономической жизни государства и живут в бедности.

Самым заметным признаком этого является растущее число предпринимателей, занимающихся малодоходными и малоперспективным бизнесом, который находится за рамками легальной экономической системы. Эти люди считают, что демократия и рыночная экономика не принесла им тех благ, которых они ждали1.

В результате, все большее число граждан, проживающих в странах с развивающейся демократией и рыночной экономикой, испытывают разочарование и чувство безнадежности. Чтобы поддержать демократические и рыночные преобразования нужно понять, корни этого явления, и выработать пути практического решения этой проблемы. Основная причина того, что многие граждане стран с развивающейся демократией и рыночной экономикой не принимают участие в политической жизни страны или не занимаются легальным бизнесом, состоит в том, что существующие государственные институты и правила игры не дают им этой возможности.

Иными словами, существуют препятствия, затрудняющие участие этих слоев населения в политической жизни или экономике страны.
Эти препятствия существуют, несмотря на систему демократических выборов руководителей государства. Регулярное проведение свободных и открытых выборов является первым шагом на пути к созданию политической системы, предполагающей широкое привлечение населения к формированию политики страны.

Следующий шаг, устранение препятствий к постоянному, повседневному участию общества в принятии решений на государственном и местном уровне, привлекает все большее внимание по всему миру и является необходимым условием совершенствования демократической системы управления. Ряд политических рекомендаций, касающихся обеспечения широкого доступа населения к участию в руководстве страной, дан в Декларации, подписанной в Сане 30 государствами с развивающейся демократией2.

До тех пор, пока эти препятствия не устранены, они будут мешать развитию демократии и росту экономики страны.
В настоящем докладе обсуждается один из факторов, препятствующих широкому вовлечению населения в политическою и экономическую жизнь государства, а именно, затраты, связанные с организацией легального бизнеса, и то, какую опасность представляет этот фактор для укрепления демократии и осуществления экономических реформ. Примеры затрат, связанных с организацией легальной предпринимательской деятельности, включают:

  • получение лицензии на предпринимательскую деятельность;
  • покупка права на владение или аренду земли;
  • наем рабочей силы;
  • знание и соблюдение соответствующих законов и нормативов;
  • получение информации о ценах, качестве и количестве конкретных товаров и услуг, о потенциальных клиентах;
  • получение кредита;
  • покупка сырья и материалов;
  • подключение к электросети и телефонной станции, дальнейшее использование этих услуг;
  • оплата налогов;
  • система контроля за выполнением условий договоров и т.д.




Эти расходы часто называют операционными издержками.3

Ключевым фактором, определяющим операционные издержки в каждой отдельной стране, является правовая система, т.е., правила и нормативы, которые регулируют экономическую деятельность. Хорошо разработанная государственная правовая система дает предпринимателю возможность работать в рамках предсказуемости и предоставляет ему необходимую информацию по цене, которая позволяет ему соблюдать правовые требования и оплачивать услуги соответствующих правовых институтов.

Слабая правовая система требует от предпринимателя соблюдать обременительные требования и нормативы, заставляет его обращаться в неэффективные, коррумпированные учреждения, и мало что предлагает взамен. Подобная система увеличивает операционные издержки, мало стимулирует предпринимателей к соблюдению установленных правил и препятствует их вовлечению в политическую и экономическую деятельность.4


Одним из важнейших прав, определяющих успех капиталистической системы, является система официально признанного права частной собственности. Эта система предусматривает правовые механизмы, посредством которых собственность можно превращать в капитал и использовать для получения добавочной стоимости, повышения производительности и развития производства (см. De Soto 2000). Хотя, по существу, в каждой стране существует система официально признанного права собственности и ей отводится важная роль, в развивающихся странах мира широкие слои населения ничего не выигрывают от существования этого института по двум причинам. Во-первых, официальные законы часто разрабатываются правящей верхушкой, составляющей меньшинство (и в ее интересах), и поэтому не отражают интересы и потребности широких слоев населения.

Вторая причина в том, что огромные затраты времени и денег, необходимые для официального приобретения прав собственности, в развивающихся странах часто не окупают полученной в результате прибыли. У предпринимателей со средними доходами, которые не имеют политической поддержки, просто нет достаточных ресурсов или стимулов для соблюдения дорогостоящих законов и требований, включая приобретение законных прав собственности, получение разрешения на предпринимательскую деятельность или ведение предусмотренной законом бухгалтерской отчетности. Будучи исключены из системы, позволяющей обогащаться законным путем, они занимаются неофициальными маломасштабными, краткосрочными, низкодоходными и не требующими больших капиталовложений видами деятельности, либо вообще не занимаются бизнесом.

Это значительно тормозит экономическое развитие страны.
Кроме того, такие предприниматели часто исключаются из процесса принятия политических решений и законотворческого процесса. В результате, правительство не отвечает за соблюдение их интересов, что наносит ущерб демократии.

Это дает возможность небольшому числу политически активных олигархов контролировать национальную экономику путем создания системы законов и нормативов, принятых по политическим мотивам, санкционированных правительством и идущих вразрез с интересами всего остального населения, которое зарабатывает средства на жизнь в теневом секторе.5 Поскольку чрезмерно жесткие правила создаются в целях получения прибылей конкретными заинтересованными группами, а не на благо общества в целом, наличие теневого сектора в экономике является результатом неспособности института государственной власти защитить и обеспечить эффективную работу рыночной экономики (Loayza 1997:2). Кроме того, отсутствие демократических, рыночных рычагов власти ставит под угрозу свободу конкуренции в экономической сфере и ограничивает возможности государства использовать преимущества глобализации.
Подытоживая сказанное, плохо организованная система государственных институтов (правовая система) не дает предпринимателям возможности и необходимых стимулов для участия в политической и экономической деятельности. Поэтому они вынуждены работать в теневом секторе экономики.

Это может иметь тяжелые последствия для будущих политических и экономических реформ в странах с развивающейся демократией и рыночной экономикой, и поэтому этим вопросом следует заняться всерьез.
По этой причине CIPE начал уделять все большее внимание реформе основных политических и экономических институтов в целях создания стимулов и привлечения предпринимателей, работающих в теневом секторе стран с развивающейся демократией, к активному участию в легальной экономической деятельности на базе рыночных отношений и в процессе приятия политических решений. В этой связи CIPE провел семинар по проблемам теневого сектора экономики в рамках Второй всемирной ассамблеи движения за демократию, организованной Национальным фондом за демократию в Сан-Паулу, Бразилия, в ноябре 2000 года (см. www.wmd.org ).В ходе подготовки к этому мероприятию сотрудники CIPE до начала работы ассамблеи подготовили и разослали будущим участникам семинара первую редакцию настоящего доклада.

В семинаре приняли участие представители различных слоев населения двадцати четырех стран всех регионов мира (41 человек), включая специалистов по теневой экономике и представителей различных областей гражданского общества, например, предпринимательских ассоциаций, мозговых центров, университетов, профсоюзов, а также правозащитных групп и групп, выступающих в поддержку демократии (см. список участников в Приложении B). Эта статья была подготовлена с целью анализа проблем, возникших в связи с растущим теневым сектором экономики и препятствующих экономическим и политическим преобразованиям в странах с развивающейся демократией с тем, чтобы в ходе семинара стимулировать целенаправленное обсуждение конкретных причин и действенных подходов к устранению препятствий и легализации теневого бизнеса.



Содержание раздела