Кроме того, нормативы по найму рабочей силы, которые предусматривают высокие затраты, приводят к тому, что официально зарегистрированные предприятия используют меньше рабочей силы и больше капитала, чем они могли бы, если бы нормативы по найму рабочей силы были менее обременительными и более гибкими. При этом, в большинстве развивающихся стран имеется излишек рабочей силы и поэтому смягчение слишком строгих нормативов может привести к более эффективному использованию этих ресурсов.
С другой стороны, в теневом секторе наблюдается перекос в противоположную сторону: предпринимательская деятельность слишком сильно зависит от неквалифицированной рабочей силы, отсутствуют возможности и умение использовать более дешевый капитал. Далее, если официальная система защиты прав частной собственности недоступна для широких слоев населения, так как она требует соблюдения дорогостоящих и обременительных законов и правил, многие активы остаются не использованными в экономической деятельности и не достигают своего экономического потенциала. Если эти средства официально не защищены как частная собственность, их нельзя делить, объединять и вообще эффективно использовать для повышения их стоимости или повышения производительности (например, путем создания компаний с ограниченной ответственностью или залога части активов для обеспечения кредита).
Каждый из перечисленных случаев являет собой неэффективное использование ресурсов, которое можно исправить путем внесения изменений в правовую и нормативную базу.
4.3. Подрыв конкурентоспособности.
Коус (Coase) (1937) указывает на то, что отсутствие хорошо спланированных, экономически эффективных, стабильно работающих институтов, защищающих права собственности и договорные отношения, заставляет предпринимателей сокращать затраты и снижать уровень риска путем вертикальной интеграции. Это ограничивает свободу действия частных компаний и глушит сигнальные механизмы рынка. Более того, отсутствие таких институтов препятствует децентрализации и специализации компаний, не позволяет им заключать договоры субподряда с конкурентоспособными поставщиками, предлагать умеренные страховые взносы и привлекать инвесторов – как иностранных, так и отечественных. Это также затрудняет использование современных, новаторских подходов к комбинированию активов, например, создание корпораций или гибких акционерных структур типа обмена долговых обязательств на акции, либо участие в долгосрочных инвестициях или контрактах, необходимых для экономии, обусловленной ростом объема производства.
В результате страна не получает достаточных средств для того, чтобы выдержать конкуренцию на мировой арене, и рискует быть вытесненной с мировых рынков19.
Высокие операционные издержки также влияют на степень конкурентоспособности легального бизнеса по сравнению с теневым бизнесом. Участники теневого сектора не платят налогов и не расходуют средства на соблюдение установленных законов и нормативов, что, по мнению некоторых авторов, дает им неоправданные конкурентные преимущества перед теми, кто работает легально20.
4.4. Отсутствие доступа и более высокая плата за пользование государственными услугами.
Во многих странах для подключения к системам коммунального снабжения (водопровод, электросеть, телефон) требуется предъявить официально зарегистрированное право на собственность или аренду в целях гарантии оплаты услуг. Поскольку у большинства лиц, осуществляющую нелегальную деятельность, нет официальных прав на собственность, они могут быть лишены возможности пользоваться водопроводом, электричеством и телефонной связью.
В ряде случаев у них не остается иного выхода, как незаконно подключаться к электрической, водопроводной и телефонной сети, что увеличивает расходы постоянных абонентов и потребителей. При широко распространенной системе нелегального пользования коммунальными услугами, ни одна частная компания не захочет предоставлять такие услуги, что заставляет государство принимать эти функции на себя, повышая плату за пользование коммунальными услугами или работая себе в убыток (см. de Soto 1996).
Это ограничивает их возможность расширять свой бизнес и пользоваться преимуществами экономии, обусловленной ростом объемов производства. В некоторых случаях теневые предприниматели, лишенные доступа к правовой системе, могут прибегать к насильственным действиям, чтобы заставить партнера выполнять обязательства или чтобы отстоять свои права на собственность.
4.5. Сокращение госбюджетных поступлений от коммунальных служб.
Джонсон и др. (Johnson et al.) (1997) считает, что страны со сложной и дорогой системой налогообложения и государственного регулирования, в конце концов, вынуждены сосуществовать в условиях экономически невыгодного равновесия с крупным теневым сектором. Высокие налоги провоцируют уклонение от выполнения требований закона, то есть, нелегальный бизнес. Это приводит к снижению бюджетных поступлений, в результате чего сокращаются финансовые ресурсы, которые идут на обеспечение и поддержку производства необходимых для рыночной экономики товаров и услуг государственного сектора, например, на оплату судебной системы, органов государственного управления, дорог и т.д.
Сокращение бюджетных средств и невозможность перекрыть бесплатный доступ к коммунальным услугам со стороны теневого сектора приводит к снижению качества обслуживания, повышению цен и перегрузке работы коммунальных сетей. Это, в свою очередь, заставляет все большее число предпринимателей уходить из легального сектора, чтобы избежать необходимости принимать на себя оплату растущей доли налогового бремени за пользование низкокачественными товарами и услугами 21. Кроме того, качественно и эффективно работающие государственные службы, например, судебные органы, органы охраны правопорядка и надзора, являются необходимым условием производства.
Их отсутствие или слабость ставят под угрозу экономическую деятельность. В конечном счете, страны попадают в порочный круг низко продуктивной экономики.
Например, при решении вопроса о покупке компании необходимо знать, насколько запрошенная цена соответствует рыночной стоимости этой компании. Если компания аккуратно ведет бухгалтерский учет, выяснить этот вопрос не представляет труда, если же нет, то приходится либо принимать на себя риск, исходя из того, что продавцы правильно указали рыночную стоимость компании, либо нужно выделить ресурсы на проверку учетной документации и определение активов и пассивов компании.
Известно, что нормативы, которые не обеспечивают прозрачность и отчетность в ходе приватизации и в процессе осуществления закупок и выдачи подрядов, способствуют коррупции и увеличивают расходы на ведение коммерческой деятельности (см. Costa, Pedrone, and Fleischer 1998)23.
Высокие операционные издержки также способствуют коррупции. Предприниматели, работающие в теневом секторе, могут прибегать к помощи коррумпированных чиновников, чтобы уйти от дорогостоящих штрафов за ведение незаконной деятельности или чтобы получить определенные услуги, например, полицейскую охрану, которую иным путем они получить не могут. Исследования, проведенные с использованием различных методик, постоянно показывают положительную связь между объемом теневого сектора и степенью коррупции (Enste and Schneider 1998:37; Johnson et al.
1997). Точно также, недавно полученные результаты подтверждают, что более тяжелые условия регистрации частных компаний тесно связаны с повышенной степенью коррупции и объемным теневым сектором (Djankov et al. 2000:4).
Коррупция повышает стоимость товаров и услуг, сокращает суммы бюджетных статей на поддержку основных государственных служб, подрывает экономическую деятельность и ослабляет доверие к государственной власти.
4.7. Ослабление доверия к институтам государственной власти и подрыв демократии.
Наличие крупного теневого сектора указывает на то, что значительная доля населения постоянно нарушает государственные законы и нормативы и что правительство не способно заставить эту часть населения соблюдать их. Это подрывает доверие к институтам государственной власти и к правительству.
Брунетти, Кисунко и Уэдер (Brunetti, Kisunko and Weder) (1998) указывают на то, что отсутствие заслуживающих доверия правил препятствует поступлению долгосрочнх инвестиций и заключению контрактов, таким образом, благоприятные экономические возможности остаются не использованными, а экономический рост замедляется.