Обеднение и усиление неравенства среди населения.



4.8. Нерациональное использование ресурсов и замедление экономического развития.

Высокие операционные издержки и крупный неформальный сектор приводят к разбазариванию экономического потенциала и ресурсов. Начнем с того, что наличие серьезных препятствий к получению прав частной собственности приводит к тому, что многие предприниматели имеют незарегистрированные активы – то, что Германдо де Сото (Hernando de Soto) называет мертвым капиталом.

По его расчетам (2000:35-36), бедные слои населения в странах третьего мира и бывших коммунистических странах владеют незарегистрированным имуществом на сумму не менее 9,3 триллионов долларов. Этот капитал лежит мертвым грузом, потому что лица, владеющие или пользующиеся им, не защищены официальным правом на частную собственность, которое позволило бы им использовать эти активы в качестве продуктивных экономических средств, например, в качестве залога для получения кредита, необходимого для того, чтобы открыть или расширить дело24. Именно поэтому предприниматели теневого сектора не могут получить кредиты у официальных кредитно-финансовых институтов под умеренный ссудный процент, что лишает их крайне необходимых ресурсов.

Отсутствие надежной, доступной и официальной системы защиты прав частной собственности лишает представителей теневого бизнеса возможности разделять и продавать часть своих активов (например, в форме паев) или изменять структуру активов для мобилизации дополнительных капиталов. Кроме того, отсутствие у них таких прав лишает их заинтересованности в обучении персонала,25 в автоматизации и компьютеризации и т.д., то есть, в осуществлении крупных, долгосрочных капиталовложений и, соответственно, получении прибыли от специализации и экономии, обусловленной ростом производства 26. В дополнении ко всему, невозможность контроля над выполнением условий договоров заставляет предпринимателей, работающих в теневом секторе, иметь дело только с известными им партнерами или требовать предоплаты (см. Taneja and Pohit 2000)27.

В результате предприниматели теневого сектора склонны заниматься операциями, дающими низкий прирост производства. По данным Лоайза (Loayza) (1997:29), существует отрицательная зависимость между объемом теневого сектора и темпами экономического развития страны.

4.9. Обеднение и усиление неравенства среди населения.

Лица, занятые в теневом секторе, обычно имеют более низкий доход 28 из-за того, что непродуманная правовая система, в особенности, система защиты прав частной собственности, мешает или не дает им возможности эффективно использовать имеющиеся у них средства или получить кредит под низкие проценты для расширения своего дела; поэтому они не могут вырваться из нищеты и позволить себе легализироваться. Чонг и Калдерон (Chong and Calderon) (1998) провели анализ взаимосвязи между уровнем институционального развития в государстве и сокращением неравенства и уровня бедности.

Судя по субъективным показателям уровня институционального развития, высоко развитая система приводит к сокращению бедности, несмотря на наличие неоднозначной связи между институциональным развитием и неравенством. Чонг и Калдерон (Chong and Calderon) (1998) предполагают, что корреляция между институциональным развитием и неравенством может объясняться тем, что в ряде развивающихся стран коммерческая деятельность, осуществляемая бедными слоями населения, в основном регулируются законами теневого бизнеса.

В результате, развитие официальных государственных институтов в большей степени оказывает благотворное влияние на легальный, чем на теневой сектор, и, соответственно, не приводит к серьезному сокращению неравенства29. (Это особенно касается случаев, когда предприниматели теневого сектора лишены возможности участвовать в процессе формирования политики). Более того, поскольку теневые предприниматели уклоняются от уплаты налогов, в бюджет поступает меньше средств на поддержку системы социальной защиты, что способствует дальнейшему обеднению населения и усугублению неравенства в доходах среди населения.



Все эти факторы стимулируют и поддерживают деятельность в теневом секторе и неравенство доходов30.

4.10. Ослабление профсоюзов и сокращение льгот рабочим и служащим.

Из-за чрезмерно жестких и дорогостоящих правил, определяющих трудовые отношения, работодатели регистрируют незначительное число рабочих официально, но неофициально нанимают дополнительных рабочих по краткосрочным контрактам. Фактически, в Латинской Америке 80% новых рабочих мест в период с 1990-94 гг. были созданы в теневом секторе.

В Африке 61% от общего числа занятых в городах составляют лица, работающие в теневом секторе, причем по расчетам, в 90-х годах 93% всех дополнительных рабочих мест было создано также в теневом секторе. До кризиса в Азии в теневом секторе было занято 40-50% от общей численности городской рабочей силы (МОТ, 1999).
Структура производства теневого сектора ослабляет мощь и влияние профсоюзов.31 Деятельность в теневом секторе, как правило, имеет разнообразный характер и осуществляется на базе мелких производственных предприятий, многие из которых расположены на дому, образуя слабо связанную сеть со множеством посредников, отделяющих рабочих от капитала. Это осложняет образование новых и организацию работы в действующих профессиональных союзах внутри неформального сектора.

Кроме того, члены профсоюзов легального сектора сталкиваются с конкуренцией со стороны рабочих теневого сектора, которые готовы работать за меньшую заработную плату и без положенных льгот. Эти факторы серьезно ослабляют позиции профсоюзов при переговорах с работодателями конкретно и их влияние на политическую жизнь страны в целом. В результате для теневого сектора характерны низкие условия труда, отсутствие стабильной занятости, низкая заработная плата и часто работа на опасном и вредном для здоровья производстве.

Что касается рабочих легального сектора, эти факторы способствуют отходу от сложившихся за многие годы условий, которые позволяют им приобретать закрепленные в законе права и льготы, включая право на образование профсоюзов.



4.11. Недоплата взносов за участие в международных и региональных организациях.

Экономическая деятельность теневого сектора экономики, которая не отражена в официальных цифрах ВНП, должна вызывать озабоченность членов региональных и международных организаций, в том числе, Международного валютного фонда, Всемирного банка и Европейского союза. Во многих этих организациях цифры ВНП используются для расчета квоты каждой страны, что, в свою очередь, влияет на право голоса, кредитоспособность и условия получения кредитов.

Страны, которые стремятся платить меньшие суммы взносов за участие в региональных и международных организациях, могут занижать цифры ВНП, чему способствует наличие крупного теневого сектора (Tanzi 1999:340-1).


5.0. ПРИЧИНЫ, ВЫЗЫВАЮЩИЕ ВЫСОКИЕ ОПЕРАЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ И ТЕНЕВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Во многих странах теневой сектор имеет достаточно большой объем и продолжает расти. Исследования показали, что высокие операционные издержки способствуют росту нелегальной экономической деятельности. Система государственных институтов – правила и нормативы, которые регламентируют экономическую деятельность, определяет величину операционных издержек, стимулы и препятствия к соблюдению установленных требований, а также тех, кто выигрывает и кто проигрывает от этих требований. Часто отдельные лица и даже целые группировки заинтересованы в создании такой системы, которая выгодна им самим, но может препятствовать общему экономическому развитию страны (North 1992)32.

Несмотря на огромное число данных, свидетельствующих о том, что такая система не может быть устойчивой и продуктивной в течение длительного времени, история показывает, что те, кто смог нажиться за ее счет или приспособиться к ней, а также те, кто вложил большие средства в такую систему, кровно заинтересованы в ней и часто даже имеют ресурсы для поддержки этой системы в течение достаточно продолжительного времени. Авторитарные режимы и страны с экономикой центрального планирования, а также кумовской капитализм, развившийся в странах после окончания Второй мировой войны, являются современными примерами этого явления. В таких условиях влиятельные деловые круги, обладающие особыми правами и интересами, независимо от того, кем они представлены – официально зарегистрированными предпринимателями, лицами, стремящимися заработать на чем-либо, экономическими олигархами, либо кумовьями- капиталистами, способны оказывать противодействие и даже обратить вспять реформы, грозящие им увеличением производственных издержек, увеличенным риском коммерческой деятельности или сокращением дохода33.

Именно по этой причине так должно живет, казалось бы, неэффективная правовая база.
В этих странах правовая система жестко требует, чтобы частные компании соблюдали обременительные правила и нормативы, но при этом сама не способствует соблюдению законов со стороны предпринимателей, не выполняя возложенные на нее функции, например, государственные и коммунальные услуги (в частности, инфраструктуру) за умеренную плату.



Содержание раздела