Менеджмент как наука
Младенцев А.Л.,
ОАО Нижфарм, Нижний Новгород
1. ОАО Нижфарм было основано в 1919г. Новая история компании начинается с 1994г., когда произошло акционирование и приватизация компании. В январе 1995г. на первом собрании акционеров был избран Совет Директоров, большинство которого составили представители внешних акционеров, имеющих опыт коммерческой деятельности.
Именно в это время началась перестройка деятельности ОАО Нижфарм, которая заключалась в повышении производительности, минимизации потерь, формировании новых направлений - маркетинг, продажи, финансовое планирование.
В 1996г. была начата работа по привлечению инвестиций в ОАО Нижфарм. Подготовка и реализация этого процесса заняла 2 года и в 1998г. компания приобрела инвестора в лице ЕБРР.
Именно в этот период произошло переосмысление бизнеса в компании. От принципа подготовки планов на следующий год от достигнутого в текущем году компания перешла к принципу формирования видения бизнеса на ближайшие пять лет, определению стратегии и планов развития.
В 1999г. компания приступила к реализации принципиально новой стратегии развития, составленной совместно с ЕБРР.
2. Принцип управления бизнесом ОАО Нижфарм определяется внешней конкурентной средой. Поскольку 65% российского фармацевтического рынка принадлежит зарубежным фармацевтическим компаниям, основными конкурентами ОАО Нижфарм являются иностранные производители.
Именно с этим в первую очередь и связана политика развития бизнеса на основе внедрения лучшего западного опыта.
3. В целом, политику развития бизнеса ОАО Нижфарм можно описать как политику Качества, которая основана на трех китах:
· Качественное оборудование
· Качественные бизнес-процессы
· Качественный (обученный) персонал
4. При осуществлении бизнеса важно построить целостную картину и понять взаимосвязь понятий:
Основные бизнес-процессы, которые происходят в компании проходят сквозь все подразделения. К примеру, за бизнес-процесс продаж определенного продукта отвечают сразу несколько подразделений:
Для реализации горизонтального процесса создается профильный комитет (команда), руководителем которого может являться менеджер из любого департамента. Самое главное, способность и готовность менеджера осуществлять эффективное руководство командой.
13. Если в 1994г. ОАО Нижфарм было производственно-ориентированной компанией, то к настоящему моменту произошла переориентация всех бизнес-процессов внутри компании в сторону продаж.
Иными словами, раньше мы продавали то, что производили. Сейчас производим то, что продаем.
14. Конкурентным преимуществом ОАО Нижфарм по сравнению с другими российсскими производителями является система продаж, построенная на принципе PushPull, который заключается в работе со всеми ключевыми аудиториями медицинских представителей и менеджеров по ключевым клиентам.
15. Залог успеха - общие интересы компании и трудового коллектива:
· Чем лучше работает компания, тем лучше живется работнику
· Взаимные инвестиции работника и компании, построенные на взаимном доверии
16. Самым главным источником успеха любой компании является Персонал. Продукты, технологии, достижения - вторичны.