Преодоление инфляционных процессов.


тельности труда и соответственно еще большая напряженность на потреби-
тельском рынке. Ярким примером этого положения служит ситуация, воз-
никшая в 1991 году, когда 12% падение ВНП за 9 месяцев практически не
сопровождалось сокращением численности занятых, а происходило только
за счет снижения производительности труда. Разрыв между фактической и
эффективной занятостью нарастал и покрывался с помощью единственно
возможного средства - инфляции в обеих ее формах - дефицита и роста
цен. Дальнейшее нарастание этого разрыва формирует еще один фактор
темпа роста инфляции, с которым необходимо считаться.
Если разрушительное воздействие инфляции продолжится - цены будут
расти, а покупательная способность денег падать, то стабилизация эко-
номики не будет достигнута и социальная напряженность возрастет еще
больше. Единственная возможность, согласно экономическим законам, вы-
хода из сложившейся критической ситуации - преодоление инфляционных
процессов. Пока не остановится инфляция, падение производства не сме-
нится его ростом, стабилизации не будет.
В данной ситуации представляется целесообразным как можно быстрее
начать процесс борьбы с инфляцией, потому что никто не знает, каковы
будут последствия приватизации: станет она стабилизирующим фактором
экономики или подтолкнет экономику к еще большему хаосу.
Необдуманные меры при приватизации магазинов уже привели к сокра-
щению количества продовольственных магазинов, обострению криминогенной
обстановки в обществе. Более сложная ситуация может возникнуть в ре-


зультате приватизации предприятий, производящих производственно-техни-
ческую продукцию. Дело в том, что большинство предприятий промышлен-
ности являются узкоспециализированными. Поэтому каждое из них диктует
другим свои условия реализации товаров. В этих условиях смена госу-

- 15 -
дарственной собственности на частную ведет к диктату частника. Положе-
ние усугубляется тем, что государство может решить проблемы промышлен-
ной перестройки за счет концентрации значительных ресурсов и их цент-
рализованного направления в какую-то данную отрасль, а частник , за
неимением таких крупных финансовых ресурсов, позволить себе этого не
может. Следовательно, такое положение вызовет свертывание производства
и снижение качества товаров, ликвидации даже тех зачатков конкуренции,
которые существовали в условиях государственной монополии. Но тогда
возникает разумный вопрос: о каком рынке и рыночных отношениях может
идти речь, если идет свертывание конкуренции?
Нельзя не заметить и другой проблемы, связанной с приватизацией.
Известно, что при стабилизации экономики важное значение имеет поддер-
жание в обращении количества денег в пропорциях, соответствующие стои-
мости товара. Что же произошло? При общем количестве денег на сумму
900 миллиардов рублей в обращение поступает в виде ваучеров полтора
триллиона рублей, которые, имея характер ликвидов, начинают играть
роль денег, продаются и обмениваются как товар на товар, тем самым
обесценивая деньги и усугубляя кризис финансовой системы, который при-
обретает все более зримые черты социального кризиса. При этом обесце-
ниваются не только деньги но и ваучеры.
Существует несколько методов по борьбе с инфляцией, из которых
особенно выделяются два метода: "дефляционная политика" и "политика
доходов". Рассмотрим эти методы:
Дефляционная политика: имеет наибольшее распространение в разви-
тых странах; охватывает методы по ограничению денежного спроса через
налоговой и кредитно-денежный механизм (повышение кредитного процента,
усиление налогового давления, снижение определенной части государс-
твенных расходов и др.). Тем не менее действенность этих методов невы-
сока, так как такая политика мало затрагивает секторы экономики, явля-
ющиеся наибольшими носителями роста цен, и вызывает замедление эконо-
мического роста, что крайне негативно для нашей страны.
Политика доходов: осуществляется контроль над ценами и зарплатой,
который может проводится или с помощью установления государством пре-
делов роста цен и зарплаты, или с помощью экономических санкций. Такая


политика используется, если приоритетным оказывается направление, сти-
мулирующее экономический рост.




- 16 -

2ГЛАВА 40

2Пути выхода из сложившейся ситуации0

Для антистагфляционной поворота необходим, по моему мнению, выбор та-
кой экономической политики, в результате которой срабатывал бы эффект
взаимодополняемости двух процессов: расширение рынка и развитие его
новых прогрессивных структур, с одной стороны, и стабилизации денежно-
го оборота, пропорций доходов и цен - с другой. В наибольшей степени
целям обуздания стагфляции отвечает "смешанная" модель постоянного ре-
гулирования денежной сферы, основанной на сочетании централизованных и
рыночных рычагов управления.
Сейчас большое значение для сокращения масштабов инфляции приоб-
ретают крупномасштабные стабилизационные действия в области финансо-
во-денежной политики. Вместе с тем жесткая финансовая стабилизация мо-
жет стать и важным средством стимулирования производственной активнос-
ти. Здесь необходима спрессованная во времени взаимосогласованная реа-
лизация сугубо централизованных мер по нормализации состояния госбюд-
жета и всего денежного оборота. В практическом плане это предполагает
единое решение двух основных групп задач. С одной стороны - сокращение
государственных расходов и прежде всего дотаций неконкурентоспособным
производствам, жесткая рестрикция ресурсов финансирования инвестиций,
распродажа части государственного имущества. С другой - замораживание
или распродажа избыточных мощностей оборонной промышленности и "кри-
зисных" отраслей.
Непосредственно обузданию стагфляции могут способствовать и меры
по смягчению последствий массового высвобождения работников в ряде от-
раслей народного хозяйства. Возникает неотложная необходимость в реа-
лизации специальных программ занятости в отраслях, вносящих весомый
вклад в стабилизацию производственной активности. Важнейшим звеном те-
кущей ценовой политики призвано стать установление предельных нормати-
вов рентабельности на отдельные виды монопольных структур. Они могут
быть выявлены с помощью известных методов исходя из уровней цен на аг-
регированные группы продуктов или на наиболее значимые товары-предста-
вители. Кроме того, в любом случае лимитируемый уровень рентабельности
монопольно производимых продуктов не должен существенно отличаться от
фактического уровня рентабельности, складывающегося в зоне относитель-
но немонополизированных рыночных структур. В данной связи следует под-

- 17 -
черкнуть: лимитирование цен может стать эффективным только в случае
его органичного дополнения постоянным регулированиям производственной
активности и одновременно целенаправленной долговременной демонополи-
зацией. С этой целью можно использовать несколько инструментов: выгод-
ные государственные контракты на производство отдельных дефицитных то-
варов,понижение квот платежей в бюджет за выполнение государственных
контрактов, жесткие штрафные санкции при нарушении установленных цено-
вых ограничений. Если параллельно проводить жесткие средства антимоно-
польного регулирования (штрафные санкции) за образование монопольных
внутриотраслевых объединений, то результатом взаимосогласованного при-
менения указанных регуляторов может стать создание нормальной конку-
рентной среды в ранее монополизированных отраслях.
Нельзя также обойтись и без определенных протекционистских мер
(включая таможенные ограничения) по временной защите от иностранных
конкурентов отечественных производителей в перспективных отраслях,
имеющих потенциальные возможности добиться за короткий срок успеха на
внешнем рынке.
В заключении хотелось бы подчеркнуть необходимость своевременного
осуществления и координации относительно друг друга конкретных мер,
направленный на преодоление стагфляции исходя из динамично изменяющих-
ся экономических, социальных, да и политических условий. Только в ре-
зультате решительного проведения антикризисного курса, основанного на
достоверном анализе исходного состояния хозяйственной системы и пред-
видении объективного взаимодействия всех инструментов государственной
политики, можно избавиться от такого тяжкого и весьма устойчивого не-
дуга, как стагфляция.














- 18 -


2СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Р. Тихонов, В. Рябов "Выбор экономической реформы","ЭЖ", 46,
1992

2. Ю. Степанов "Экономика России в 1992 году", "Эконо-
мист",11,1992

3. В. Шпрыгин "Робкие надежды реформ", "ЭЖ", 23, 1993

4. М. Панова, А. Матвеев "Работает ли рынок на потребителя?", "ЭЖ",
40,1993

5. А. Бачурин "Реформе нужна последовательность", "Экономист", 12,
1992

6. Т. Дементьева, И. Пикан "Стабилизация пока откладывается","ЭЖ",
41, 1993

7. В. Шпрыгин "России нужна российская реформа", "ЭЖ", 50, 1992

8. В. Шпрыгин "Что тормозит реформу", "ЭЖ", 33, 1992

9. Е. Абрамова, А. Белоусов и др. "Структурный кризис и "шокоте-
рапия", "ЭЖ", 26, 1992

10. А. Сидоров и др. "Кризис экономики России и механизмы выхода
из него", "ЭЖ", 32, 1992

11. С.Дзарасов "Нужна новая стратегия реформ", "Экономист", 2,
1993



Содержание раздела