Для активизации общественности (научно-технических обществ, отделений и секций охраны природы, географического и гидробиологического обществ, обществ испытателей природы, изобретателей и рационализаторов, союза журналистов и т.п.) и привлечения средств массовой информации (радио, печати, телевидения, кино) в составе специальной службы следует создать отделы организации, пропаганды и агитации, на которые возлагается ответственность за координацию общественной работы в регионе; экологическое воспитание населения всех возрастов; совершенствование программ начального, среднего и высшего образования; своевременное рассмотрение и учет в практической работе сигналов, жалоб и предложений от населения и общественных организаций; организацию конкурсов, смотров, выставок и других средств наглядной пропаганды и агитации, организацию народных университетов Охраны природы, тематических циклов лекций, направленных на решение конкретных проблем региона.
Система информационного обеспечения (СИО) программы. Она создается как подсистема специальной службы организации, т.е. одновременно с ней и в соответствии с ее структурой, и призвана обеспечить управление информацией, необходимой РЭЭС при решении стратегических и тактических (оперативных) задач.
СИО должна быть проблемно-ориентированной системой.
По мере решения проблем ее функции и вся информационная структура переориентируются на еще не решенные проблемы.
СИО должна выявить: основные тенденции развития региона; динамику естественных процессов и изменения окружающей
природной среды от естественного и антропогенного ее преобразования; результаты осуществления природоохранных мероприятий и их эффективность; результаты разработки новых средств и методов управления; участие общественных организаций и населения в проводимых работах и эффективность их труда; резервы и новые возможности региона с учетом мирового опыта в области управления качеством окружающей природной среды. СИО создается как средство принятия решений на каждом уровне, в каждом звене управления и способствует выявлению производственных особенностей данного участка, занятого решением конкретной проблемы.
При разработке информационного обеспечения необходимы:
Для разработки СИО целесообразно применение автоматизированных систем, фиксирующих состояние среды и фактическое ресурсопользование с автоматическим включением сигналов тревоги в случаях нарушения установленного режима, осуществляющих сбор, хранение, переработку, распределение и выдачу информации в удобной для потребителя форме, а также управление средствами охраны и использование природных ресурсов.
При обосновании уровня автоматизации СИО учитываются специфика задач и средств их решения, уровень технической оснащенности и квалификации кадров, количество служб, осуществляющих программу, принятый порядок проведения и организации работ, процедуры принятия решений и т.д.
СИО разрабатывается, во-первых, как система организационного обеспечения на базе существующих организаций, включаемых в нее (они наделяются дополнительными функциями, правами и обязанностями; создаются дополнительные звенья, обеспечивающие координацию работ, выполнение новых функций, вызванных составом и методами решения задач) а во-вторых, как развивающаяся система, которая должна быстро отражать появление новых видов использования ресурсов, новых веществ, материалов, видов энергии, видов воздействия на среду, новых нормативов и правил, новых технических средств переработки, передачи, хранения и выдачи информации, новых средств и организационных форм природопользования и охраны среды.
Частью СИО должна стать подсистема оповещения населения о неблагополучном состоянии среды (включая продукты питания), о дефицитах того или иного ресурса, об опасности, вызываемой ожидаемым или произошедшим стихийным бедствием или аварией, и т.д.
СИО выполняет и контролирует функции слежения, хранения, обработки, распределения и выдачи данных, а также оповещения населения.
Слежение (мониторинг) обеспечивает снятие, сбор, передачу и прием первичной информации о состоянии окружающей среды и воздействии на нее производственных объектов, населения, природных процессов. Слежение в зависимости от назначения, целей и возможностей системы может быть непрерывным, периодическим и эпизодическим.
Оно предполагает наличие методов и средств слежения, источников (датчиков) информации, объектов и субъектов слежения, каналов передачи, переработку информации и ее потребителей.
Хранение информации необходимо, когда время ее получения не совпадает со временем использования. Целесообразно производить сортировку и отбор (фильтрацию) информации в соответствии с принятой классификацией информационных данных; размещение (распределение) информации по массивам и под массивами в зависимости от характера оперативности информации (срочная, среднесрочная, систематическая и т.д.); передачу в архив, исключение и уничтожение устаревших данных; изготовление микрофильмов, голограмм, перфокарт, каталогов, справочников, кадастров; выдачу хранимой информации в наиболее удобном для потребления виде.
При большом объеме хранимой информации целесообразно проектировать автоматизированный банк данных. Проектирование заключается в последовательном решении взаимосвязанных задач: определение технологии сбора, контроля, преобразования, хранения, обновления, распределения, передачи от источников к ее потребителям; выбор организации входных и выходных массивов информации; определение организации процедур преобразования массивов; выбор технических средств для преобразования процедур; размещение массивов и организация банка данных по системе природопользования и по природоохранным мероприятиям; определение структуры системы; определение оптимального варианта реализации системы и режима ее функционирования исходя из нормативных и заданных требований к характеристикам ее качества и структуры.
Одной из эффективных форм организации информации в банке данных СИО могут быть паспорта объектов системы природопользования, отражающие такие признаки, знания которых необходимо и достаточно для управления выполнением природоохранных мероприятий. Система паспортов объекта природопользования может существенно дополнить старые и вновь создаваемые системы информационного обеспечения.
Информационный паспорт на объект системы природопользования может выступать как в виде выходного документа, системно описывающего этот объект и содержащего конкретные значения показателей, так и в виде входного чистого бланка, предназначенного для сбора информации об объекте, сведения о котором ранее не собирались вообще или собирались частично. Каждый раздел паспорта должен не только характеризовать состояние объекта на данный момент времени, но и давать возможность для оценки перспектив изменения тех или иных показателей на основе содержащейся в паспорте статистики изменения показателей за прошлые годы.
Данные, содержащиеся в паспортах, предназначаются главным образом для среднесрочных и долгосрочных решений и поэтому должны обладать устойчивостью во времени, следовательно, быть укрупненными, содержание их должно соответствовать показателям имеющейся годовой статистической отчетности.
Предметом паспортизации могут быть любые элементы иерархии системы природопользования. При этом необходимо учитывать один из важнейших принципов построения паспортной системы, состоящей в том, что совокупность объектов подсистем
одного уровня определяет объект (систему) более высокого уровня, но не является его паспортом, так как переход с одного иерархического уровня на более высокий согласно системному подходу приводит к появлению новых качеств объекта и агрегированных показателей и параметров, свойственных этому уровню. Все паспорта объектов системы природопользования должны быть увязаны по своим данным на всех уровнях управления.
Для обеспечения регулярного периодического обновления информации, содержащейся в паспортах объектов системы природопользования, необходимо разработать организационную структуру сбора информации, формы паспортов, определить положения, закрепляющие порядок сбора данных и ведения паспортов, степень ответственности лиц, участвующих в составлении паспортов.Обновление информации, содержащейся в паспортах объектов высших уровней, должно совмещаться с введением этих паспортов на объекты низших уровней.
Юридическая правомерность документов, используемых при сборе информации для паспортов, а также форм выдачи результатов ее обработки оформляется соответствующими правовыми актами.
Необходимые для паспортов данные о функционировании и развитии объектов системы природопользования предполагается собирать по каналу официальной статистики (Госкомстат, стат-управления и финансовые органы) и с помощью периодических и выборочных обследований.