7.3. Методы принятия решений в управлении экономикой региона и природопользованием
Коллинеарно с развитием общества и научно-техническим прогрессом возникают проблемы комплексного оптимального управления экономикой РЭЭС, решение которых не терпит отлагательства. Поэтому весьма существенным является выбор рационального метода, позволяющего прогнозировать оптимальные решения в управлении РЭЭС.
При этом должны соблюдаться следующие требования: данный метод представляет собой поиск ответов на поставленные вопросы; решение означает окончание экономических, экологических и других процессов изучения проблемы с последующим выбором оптимального варианта; принятие решений является обязательным для исполнения.
Решение проблемы относительно критерия оптимальности включает всю совокупность оценок параметров исследуемого
объекта и первоначальные макроуровневые способы проверки адекватности экономико-математической или другой модели. Подтверждением правомерности сказанного служит некоторый научный опыт эколого-экономического прогнозирования в сложных РЭЭС с использованием СУ, которая выполняет определенные логические решения по разработанным алгоритмам с учетом ограничений, накладываемых на входные и выходные переменные исследуемого объекта.
В системном цикле, состоящем из информационной и оперативной систем, главными целями являются установление критерия оптимальности, разработка стратегии для достижения эколого-экономического эффекта, управление осуществлением операций и перспективное программно-целевое планирование, которые решаются на макроуровне. Это позволяет для перспективы учесть ограниченность ресурсов, определить по методу экспертных оценок очередность решаемых задач в РЭЭС.
Учет технико-экономических, эколого-экономических и экономико-организационных взаимосвязей и специфики решаемых задач в процессах охраны окружающей среды обеспечиваются выполнением ряда требований.
Качество функционирования автоматизированной РЭЭС существенно зависит от достоверности исходной технико-экономической, эколого-экономической и другой информации, которая в сложных системах управления записывается на первичный документ, передается в центр подготовки данных, преобразуется и переписывается в случае необходимости на промежуточные документы или на машинные носители. Затем информация вводится в СУ, обрабатывается по выбранным программно-целевым алгоритмам, реализующим экономико-математические и другие модели, включается в сортировку и редактирование и записывается на машинные носители, печать, канал или высвечивается на табло.
При прохождении информации через перечисленные стадии обработки возникают ошибки, которые влияют на функционирование СУПП. Поэтому программно-целевая оптимизация методов формализации информации в СУПП включает в себя системные и программные методы повышения объективности информации, оптимизации экономико-организационных структур первичной обработки информации, программно-целевой оптимизации резервирования информационных массивов и размеров пакетов обрабатываемой информации.
Это соответствует результатам реальных форм порождения управленческой информации, так как пассивная информация обогащает активную и участвует в процессах принятия решений.
Вопросы разработки экономических методов управления РЭЭС приковывают к себе все большее внимание. В некоторых отечественных и зарубежных работах делается попытка найти такие способы экономического воздействия на региональную систему, которые позволили бы получить максимум ее эффективности, экономической рентабельности и автоматизированного управления.
Однако эти работы содержат не столько развернутое исследование, сколько постановку задачи на базе принципа максимума Л.С. Понтрягина, теории нелинейного программирования Куна, Таккера и др.
В этих работах затрагиваются сложные вопросы долгосрочного планирования, оценки загрязнения окружающей среды, некоторые общие вопросы создания СУ в первых РЭЭС.
Задачи автоматизированного управления сложными РЭЭС неотделимы от разработок новых методов комплексного научного эколого-экономического прогнозирования, совершенствования экономико-организационной структуры управления, использования
современной вычислительной и управляющей техники и других радикальных научных и организационных мероприятий.
Система охраны окружающей среды, как никакая другая нуждается в совершенствовании экономико-организационной структуры управления, применении вычислительной техники и др.
Сокращение дублирования экономической информации в сложных системах вносит существенное упрощение в формирование алгоритма оптимального оперативного управления. Организация, переработка и уточнение нормативно-справочного хозяйства и кодирование технико-экономической, эколого-экономической и другой информации, подготовка плановых, отчетных и других производственно-технических и экономических документов к машинной обработке, совершенствование системы документооборота создают оптимальные условия для перевода системы с госбюджета на хозяйственный расчет.
Экономико-организационную структуру управления, более детализированную по отношению к ранее приведенным, можно представить в виде блок-схемы, в которой отражены основные элементы организации структуры и этапы управления РЭЭС.
Использование системно-структурного и аналитического методов исследования в оперативном управлении РЭЭС позволяет сократить объем работ по технической подготовке производства побочного продукта, упростить работу по нормированию, программно-целевому планированию и увеличению гибкости в деятельности РЭЭС.
Очень важными в совершенствовании организации и управления РЭЭС являются создание оптимальных технологических и экономически замкнутых безотходных территориально-производственных комплексов, а также работы по сокращению информационных потоков, представленных в виде документов, прохождение которых долгое время практически не претерпевает изменений, а лишь увеличивает занятость специалистов. Дело в том, что в ходе подготовки сырья и подбора реагентов к процессу очистки исходного сырья и отходов производств возникает необходимость внесения изменений в длительность производственных циклов, а поэтому на стадии постоянного производственного функционирования РЭЭС детальное представление технико-экономической информации не всегда является необходимым.
Последовательное прохождение процессов подготовки сырья к использованию или очистки и превращения агрессивных примесей, находящихся в отходах производств, в целевой вторичный
продукт можно представить сетью взаимно пересекающихся путей, т.е. в виде технологического графа. Однако на стадии организации региональной системы оперативного управления результаты научного эколого-экономического прогнозирования оптимальной охраны окружающей среды только по показателям математического моделирования технологических процессов являются недостаточными, так как реальные системы всегда подвержены случайным внешним воздействиям и внутренним экономическим и экологическим изменениям.
Поэтому при оперативном управлении необходимой является разработка алгоритма определения возможного неблагоприятного состояния исследуемой эколого-экономической системы.
В процессе исследования предположим, что РЭЭС со стохастически распределенными параметрами, конечным числом состояний, дискретным временем описывается однородной марковской цепью.
В этих условиях выполняется переход РЭЭС из состояния i в состояние j (i, j = 1, 2,..., n) и в некоторый момент времени ( + 1) не зависит от того, из какого состояния ( = 1, 2, ..., т) рассматриваемая система перешла в состояние i в прошедший момент времени t.
Считаем за условную вероятность перехода ij, а вероятность перехода из i в j за j единиц времени.
Конечные вероятности определяются следующим соотношением:
i = i/
n |
i=1 |
j,(7.11)
где | i | - миноры определителя (Е - М) матрицы, образующиеся вычеркиванием i-го столбца и j-й строки определителя и играющие фундаментальную роль в определении вероятности Pi, (Е - единичная матрица размером пn, М - стохастическая матрица). |
Из этого соотношения следуют инвариантные свойства региональной системы, выраженные следующим уравнением:
i |
i |
= (
n |
i=1 |
j)-1 = const.(7.12)
В процессе анализа исследуемых региональных систем охраны окружающей среды удобно использовать исправленные
графы, вершинам которых соответствуют состояния исследуемой системы, а дугам - возможные переходы, т.е. F (NG), где N {1, 2... п} - множество вершин; G1{g, g2, ..., gn} - множество с весом g = (ij); (j N); Gi {g1, g2, ..., gn} - множество с весом ij (0 ij 1).
Если ij = 0, то дуга g = (i, j) не принимается во внимание при анализе графа в этом направлении.
Для простоты экономико-математического моделирования региональной системы оперативного управления по предложенному алгоритму считается, что поступающая на вход системы эколого-экономическая информация, используемая в оперативном управлении, распределена по показательному закону с интенсивностью ее обновления, значительно меньшей времени обслуживания, которое проверялось по критерию согласия Пирсона. Такой подход оказался приемлемым при определении приоритетов в региональной системе оперативного управления.
Дальнейшее повышение эколого-экономической эффективности функционирования региональных систем охраны окружающей среды возможно при использовании адаптивной автоматизированной системы управления ( 7.1).
7.1. Адаптивная система управления производством продукции и ее реализацией