Риск процентной ставки потенциальные потери, вызванные финансированием при несбалансированности периодичности пересмотра ставок процента по кредитам и заемным средствам (т. е. если ставка процента по кредитам корректируется реже, чем ставки процентов по привлеченным средствам в условиях роста процентных ставок).
Риск альтернативного выбора потери при реинвестировании, вызванные ранним погашением кредита с фиксированной ставкой процента (риск досрочного погашения) и потери при финансировании кредитов, связанные с определением ставки процента для заемщика перед началом финансирования заемщика (риск предварительных обязательств).
Риск досрочного погашения возникает, когда заемщик имеет право не гасить кредит до окончания кредитного периода. Если рыночная ставка падает ниже контрактной ставки по кредиту, заемщик получает стимул к погашению кредита с помощью нового кредита, полученного под рыночную ставку процента.
Риск предварительных обязательств имеет место, когда кредитор берет на себя обязательство предоставить кредит под определенный процент перед началом финансирования кредита. Этот риск аналогичен риску досрочного погашения, за исключением того, что период времени применения такого выбора короче.
Риск изменения условий мобилизации фондов потенциальные потери, вызванные изменением стоимости фондов (базовой ставки) при кредитовании с фиксированной надбавкой (относительно базовой ставки). Этот вид риска возникает при долгосрочном кредитовании при переменной ставке процента, когда процентная надбавка по кредиту фиксирована, а процентная надбавка по заемным средствам переменная величина.
Риск ликвидности стоимость поддержания необходимого уровня ликвидности или потери, вызванные продажей ценных бумаг для получения наличных средств. Он возникает в связи с трудностью мобилизации наличных средств путем продажи активов по ценам рыночным или близким к ним.
Инвестор для снижения ожидаемых рисков может иметь определенный объем наличных средств и краткосрочных ценных бумаг (так называемый портфель ликвидности) для контролирования краткосрочных колебаний наличности. Портфель ликвидности и резервные средства имеют относительно низкие процентные ставки и таким образом влекут за собой определенные издержки для инвестора.
При инвестировании ресурсов, окупаемость которых напрямую влияет на состояние республиканского бюджета, например, если инвестиции осуществляются под гарантии Правительства Республики, необходимо обязательно учитывать следующие риски:
Риск ликвидности определяется возможной суммой вырученных средств от реализации обеспечения возвратности заемных средств и временем реализации.
Риски реализации инвестиционных проектов определяются на стадии отбора проектов для финансирования и на отдельных этапах его реализации. Это прежде всего:
Критерии оценки рисков при реализации инвестиционных проектов в рамках инвестиционной системы республиканских облигационных займов отличаются от традиционных банковских оценочных показателей. Для управления инвестиционным процессом в Республике может быть создан Экспертный Совет по региональным инвестициям и займам, в компетенцию которого может входить выработка эффективных способов привлечения и размещения инвестиционных ресурсов в Республике. При этом, потенциальные потери от использования ресурсов не должны сводиться к узкому финансовому пониманию соотношения количества вложенных денежных ресурсов с их физическим возвратом и величиной прироста на инвестированный капитал. Заинтересованность субъекта федерации (республиканской власти) в инвестировании заёмных средств мотивируется следующими планами:
Поскольку риски постоянно пронизывают весь инвестиционный процесс в регионе, деятельность Совета требуется вести с учетом способности республиканской системы управления регулярно выполнять функции выявления рисков, их анализа и сокращения. Для этого учет рисков должен входить как один из компонентов инвестиционной деятельности в Совете и должностных обязанностей руководящего персонала. Но этого недостаточно, поэтому одновременно необходима специализированная система для управления инвестиционным процессом с учетом рисков.
Предлагаемая система предусматривает создание в Совете специализированного подразделения (управления или отдела) по анализу и контролю рисков ( 8).
8. Принципиальная схема организации управления
рисками
Создание указанных структур не исключает обязанность верхнего уровня руководства Совета учитывать в своих решениях фактор риска, а должно помочь руководству лучше выполнять эту обязанность.
На уровне подразделений, где это целесообразно, могут быть созданы специализированные группы или введена должность специалиста по рискам. В случаях, когда это не целесообразно, работы в области рисков могут быть лишь частью деятельности специалистов, имеющих более широкие функции и задачи. Группы по рискам в подразделениях могут создаваться как на постоянной, так и на временной основе.
Независимо от того, какая форма организации работ по рискам будет выбрана на низовом уровне, с образованием при Правительстве Комиссии по рискам и подразделения (управления, отдела) по анализу и контролю рисков, возникает не только специализированное подразделение на верхнем уровне Экспертного Совета, но и целая служба, пронизывающая деятельность Совета по вертикали.
Комиссия по рискам Комиссия по рискам создается с целью регулярной оценки с точки зрения рисков ситуации в целом, по отдельным направлениям деятельности, структурным подразделениям, проектам, региональным инвестиционным программам и на основе этого выработки политики и важнейших мероприятий по контролю и управлению рисками.
Основными задачами Комиссии являются определение политики и выработка основных мер, касающихся:
Для обеспечения работы Комиссии по рискам возможно создание специализированного подразделения, называемого управлением или отделом по анализу и контролю рисков (или подразделением по управлению с учетом рисков). Оно призвано обеспечивать Комиссию по рискам, руководство, службы и подразделения Совета информацией и аналитическим материалом, необходимым для формирования и проведения в жизнь политики в области рисков. Этому подразделению должен быть обеспечен доступ к бухгалтерской информации, другой оперативной и плановой информации, а также дана возможность получать по мере необходимости специальную информацию по отдельным вопросам.
В положении о данном управлении (отделе) и связанных с ним других подразделениях должны быть внесены указания о порядке и правилах доступа и использования информации для анализа, а также полномочия в области проведения мероприятий по ограничению рисков и расследованию их последствий.