2. Использование холдинговых или трастовых (доверительных) отношений как основы для организационно-экономического взаимодействия участников группы с центральной компанией.
3. Предотвращение негативных монополистических тенденций в связи с концентрацией капиталов, что предполагает целенаправленное формирование ряда ФПГ на одном отраслевом (региональном) товарном рынке или наличие на нем конкурентов по соответствующим видам продукции.
4. Социально-экономическая обоснованность проектов создания групп, предполагающая использование при их формировании соответствующей экспертизы и системы количественных оценок потенциальной эффективности будущей совместной деятельности (оценки рынка продукции, экономической эффективности инвестиционных проектов, занятости, экологической безопасности создаваемых производств).
5. Добровольность вхождения предприятий (организаций) в состав групп, предполагающая, как правило, собственную инициативу предприятий в разработке проекта ФПГ и подбор участников совместной деятельности с учетом экономических интересов всех сторон.
Исключением могут быть случаи формирования ФПГ по решению Правительства РФ.
6. Юридически взаимоотношения между ФПГ и государством должны регулироваться различными видами договоров, определяющих взаимные обязательства, гарантии и ответственность ФПГ, с одной стороны, и Правительства Российской Федерации или по его представлению федерального органа исполнительной власти, с другой.
7. Включение представителей органов государственного управления в структуру управления ФПГ.
Обладая повышенными инвестиционными возможностями и идя, в частности, по пути диверсификации производства, ФПГ могут достигнуть высоких результатов в его структурных преобразованиях и придать большую устойчивость и динамизм своим составным частям.
Образование ФПГ, кроме того, открывает возможности для участия в данном процессе отечественных и иностранных коммерческих структур, что позволит решить одну из проблем инвестиционную.
ФПГ должны отвечать, по крайней мере, двум требованиям:
При этом как ФПГ, так и их составляющие предприятия (организации) должны быть свободными товаропроизводителями, действующими в рамках законности. Они должны самостоятельно определять свои инвестиции, объем и номенклатуру производства, устанавливать контрактные связи и т. д. По отношению к ФПГ, в которых участвуют госпредприятия, государство, независимо от размеров участия, должно выполнять обычные функции одного акционера.
Процесс формирования ФПГ включает следующие основные этапы:
1. Проведение предварительных организационных работ по формированию ФПГ, выявление актуальности и целесообразности создания ФПГ.
2. Определение целей объединения предприятий.
3. Предварительное определение основного круга участников ФПГ.
4. Получение сведений о научном, производственном и кадровом потенциале предполагаемых участников ФПГ.
5. Проведение анализа предварительного состава предполагаемых участников ФПГ.
6. Рассмотрение новых программ деятельности на 2-3-х летний период, предлагаемых участниками, по направлению деятельности ФПГ, а также проектов, позволяющих расширить сферы деятельности ФПГ.
7. Анализ соответствия проектируемой номенклатуры продукции текущим и перспективным потребностям отечественных и зарубежных рынков с учетом требований государственной антимонопольной политики.
Обязательное участие банк принимает в рассмотрении технологической цепочки группы, поскольку ему предстоит организовать рациональное кредитование конечного потребителя продукции и определение потребности в платежных средствах изготовителей продукции.
Анализ результатов исследований позволяет представить процесс взаимодействия коммерческих банков с участниками ФПГ в виде двух этапов ( 9).
В ФПГ могут входить предприятия различных форм собственности. При наличии среди участников акционерных обществ возникает проблема работы с ценными бумагами и, прежде всего, с акциями этих фирм. Для проведения в рамках ФПГ единой политики в этой области необходимо создание единого депозитарного комплекса на наиболее важных направлениях работы на фондовом рынке.
Функции регистратора акций каждого АО могут оставаться за организациями, обслуживавшими их ранее. Однако роль координатора деятельности должна быть закреплена за депозитарием ФПГ.
Рассматривая вопросы взаимодействия коммерческих банков и ФПГ, следует отметить, что у разных банков используется принципиально разный подход к группам вообще и роли банков в них. В частности, большая часть банков признает единственно возможным способом управлять через участие в собственности, которое создает благоприятные экономические предпосылки для этого. Для осуществления функций финансового менеджмента банк не обязательно должен юридически быть участником группы или компании, с которыми он работает, но фактически он может исполнять функции основного финансового института данной группы.
ФПГ может включать ряд как промышленных и торговых предприятий, образующих собой единую технологическую цепочку, так и ряд банков, выполняющих различные функции в зависимости от специализации. В этом случае необходимо определить схему организационного взаимодействия банка в составе группы. Одновременно с выполнением специализированных функций каждый банк может осуществлять по отношении к участникам группы и традиционные функции банковского обслуживания.
9. Этапы взаимодействия коммерческого банка и участников
ФПГ
При этом возникает специфическая форма межбанковского объединения, основанная на договорных началах, предусматривающих единые условия обслуживания клиентов в ФПГ и распределение специализированных функций (экспертиза инвестиционных проектов, управление их продвижением и долевое финансирование, краткосрочное кредитование, работа на фондовом рынке и т. п.).
В этом случае один из банков определяется как головной, на базе которого создается финансово-расчетный центр (ФРЦ), являющийся инструментом налаживания финансовой работы.
Основными задачами ФРЦ являются:
Головной банк осуществляет функции финансового мониторинга и управления совокупными средствами ФПГ, контролирует создание и использование централизованных фондов, установление единых норм финансовой политики внутри группы.
Механизм функционирования ФПГ основан на том, что члены группы открывают в головном банке расчетные счета, которые касаются их взаимодействия.
После создания ФРЦ банки могут организовать вексельный центр и эмитировать свои векселя для обслуживания взаимных поставок между участниками ФПГ при встречном кредитовании.
Векселя являются эффективным элементом при наличии в группе замкнутого производственного цикла, в который вовлечены энергоресурсы, транспортные средства, средства связи и др. Когда будет отлажено обращение банковского векселя в ФПГ, можно эмитировать векселя группы. Но при этом необходимо соблюдать осторожность, особенно во вновь создаваемых ФПГ, где еще недостаточна интеграция капитала, низки внутренние производственные обороты, слабы головная компания и кооперация.
К этому добавляются большие опасности, обусловленные п. 14 Закона о ФПГ о солидарной ответственности.
Если головная компания выпускает вексель, то возникает ответственность всех предприятий ФПГ, включая и банк, независимо от того, является он авалистом или нет. Поэтому банки весьма осторожны по отношению к эмиссии и обращению векселей. Не способствует улучшению ситуации и правовой вакуум относительно консолидированного баланса ФПГ. Но так как этот механизм юридически не прописан, банки стараются не авалировать подобные долговые обязательства.
Как показала практика, кредитный институт должен иметь общий для ФПГ депозитарий для работы с ценными бумагами, управления крупными пакетами акций АО, осуществления операций на фондовом рынке.
Депозитарий позволяет банку сконцентрировать эту деятельность в своих руках, проводить единую политику, включая привлечение инвесторов. Часть регистраторских функций может сохраняться и за депозитариями, обслуживавшими членов ФПГ ранее, но при координаторской роли головного банка или его дочерней структуры.