Консолидированный учет


Рассматриваемый порядок взаимодействия банков и предприятий ФПГ используется в группах со слабым взаимопроникновением капиталов. Но в последнее время стали появляться высокоинтегрированные ФПГ, что позволяет перейти на консолидированный учет, который качественно отличается от сводного тем, что он позволяет показать конечный результат деятельности ФПГ, создает предпосылки для фискального налогообложения группы как единого налогоплательщика.
Консолидированный учет основан на двух методах: стоимости и чистой стоимости капитала.
Метод стоимости банки используют когда приступают к выкупу акций участников ФПГ, чтобы повысить ее управляемость. В консолидированном учете отражаются вложения банка в ценные бумаги партнеров и его доход в виде дивидендов из чистой прибыли членов группы. То есть банк регистрирует свои инвестиции по стоимости.

Выплаты, полученные им сверх дивидендов (премии, бонусы) рассматриваются как возмещение инвестиций и учитываются как уменьшение объемов (снижение стоимости) вложений.
Если банк убеждается, что участники ФПГ созрели для дочерних отношений с ним, то он переходит к консолидированному учету по методу чистой стоимости капитала. При составлении баланса ФПГ суммарные вложения банка отражаются как его доли в чистых активах компаний получателей инвестиций.
Умело поставленная отчетность позволяет банкам уводить активы из работающих (засвеченных для фиска) производств ФПГ и переводить их в предприятия, которые не работают и не получают налогооблагаемой прибыли. Таким образом разделяются риски (операционные, политические и др.).
Главная идея консолидированного баланса обеспечение свободного от налоговой службы движения продукции, услуг и расчет с государством на их выходе из ФПГ. Инструкцией №1 Центробанка ужесточены требования к активам, их отнесению к различным группам риска, что должно сопровождаться увеличением резервов.
Новый финансово-экономический механизм невозможно создать без формирования крупномасштабных информационных сетей, без наличия единой базы данных и постоянного комплексного анализа финансово-экономической деятельности предприятия. В целях решения этой проблемы каждому участнику ФПГ банк устанавливает терминалы с соответствующими унифицированными программными средствами. В настоящее время все чаще используются сети INTERNET и “Искра”.
Примером деятельности банка участника ФПГ может служить Промрадтехбанк, вошедший в ФПГ “Сибирь” вместо банка, выбывшего из состава ФПГ. В эту ФПГ входят Западно-Сибирский металлургический комбинат, Новосибирский электровакуумный завод “Союз”, Сибирский завод электрохимического оборудования, Урало-Сибирское отделение академии технологических наук, корпорация “Внешторгснаб” и ряд других крупных предприятий Западно-Сибирского региона.
Банк принимал активное участие на подготовительной стадии создания ФПГ “Международные авиамоторы”, которая нацелена на удовлетворение потребностей рынка в продукции авиадвигателестроения, агрегатов к авиадвигателям, оборудования для легкой промышленности и АПК, а также на развитие технологий двойного применения на базе научно-технических достижений авиационной промышленности. В состав этой группы планируют войти Уфимское моторостроительное ПО, Грибановский машиностроительный завод, Московское машиностроительное предприятие им. В.В. Чернышева и др. Промрадтехбанк вступил в качестве члена в Ассоциацию “Союз авиационного двигателестроения”, которая будет осуществлять функции центральной компании создаваемой ФПГ.

Специалисты банка приняли участие в разработке концепции ФПГ и документов, необходимых для регистрации группы. Приняты решения о создании единого финансово-расчетного центра и единого фонда развития. Трудности в завершении процесса создания ФПГ заключаются в разногласии российского и украинского законодательств по ряду, важных для ФПГ, моментов.
Основными нормативно-правовыми актами, регламентирующими процессы формирования и функционирования ФПГ являются:

  • Закон РФ от 30.11.1995 г. №190-ФЗ “О финансово-промышленных группах”;
  • Указ Президента РФ от 05.12.1993 г. №2096 “О создании финансово-промышленных групп в Российской Федерации”;
  • Указ Президента РФ от 01.04.1996 г. №443 “О мерах по стимулированию создания и деятельности финансово-промышленных групп”;
  • постановление Правительства РФ от 23.05.1994 г. №508 “О порядке проведения экспертизы проектов создания ФПГ, представляемых на рассмотрение Правительства РФ”;
  • постановление Правительства РФ от 19.06.1994 г. №707 “Об утверждении Положения о порядке ведения Реестра ФПГ РФ”;
  • постановление Правительства РФ от 16.01.1995 г. №48 “О Программе содействия формированию финансово-промышленных групп”.
<

p> В Законе РФ “О финансово-промышленных группах” и других последующих нормативных актах сняты некоторые количественные ограничения, регламентирующие процесс формирования ФПГ. Однако по-прежнему неясны вопросы, связанные с процедурой регистрации и льготами банкам-участникам ФПГ.
Кроме того, существуют и другие проблемы, тормозящие создание и эффективное функционирование ФПГ с участием банков, которые можно разделить на общеэкономические, организационно-юридические и финансовые.
Общеэкономические проблемы обусловлены сложным финансово-экономическим положением большинства предприятий производителей, падением инвестиционной активности, отсутствием государственной поддержки, инфляцией, негибкостью налоговой политики и т. п.


Организационно-юридические проблемы связаны с трудностью регистрации транснациональных ФПГ, ограничением для банков прав на участие более, чем в одной ФПГ, несогласованностью ст. 14 Закона РФ о ФПГ (в части солидарной ответственности участников по обязательствам центральной компании, возникшими в результате деятельности группы) с Гражданским Кодексом. Также не решены полностью вопросы о механизме принятия управленческих решений в ФПГ, способах обособления и консолидации активов для деятельности ФПГ, не отработаны механизмы заключения и распределения государственного заказа между участниками, работающими в основном по госзаказу, распределения ответственности за невыполнение госзаказа.

Кроме того в настоящее время существует сложная процедура перерегистрации состава участников ФПГ.
Финансовые проблемы связаны с низким потенциалом российских коммерческих банков.
Для повышения эффективности процесса формирования ФПГ необходимо осуществить следующие меры:

  • упрощение процедуры регистрации;
  • замена запрета на перекрестное владение акциями установлением соответствующих количественных и качественных ограничений;
  • делегирование ФПГ полномочий по финансовому оздоровлению и санации неплатежеспособных предприятий-участников данной группы;
  • увеличение доли банков в уставном капитале ФПГ;
  • государственное страхование инвестиций по проектам ФПГ от некоммерческих рисков;
  • разрешение банкам и инвестиционным структурам, входящим в ФПГ, выполнять функции управляющей компании и внебюджетных фондов данных групп;
  • предоставление правительственных гарантий под средства, привлекаемые ФПГ для финансирования приоритетных проектов структурной перестройки;
  • предоставление налоговых льгот по реинвестируемым прибылям в проекты ФПГ, допущение отсрочки до конца текущего финансового года по уплате установленного налога на прибыль в части, направленной на инвестиции;
  • освобождение участников ФПГ от налога на ценные бумаги, выпускаемые под реализацию проектов, отвечающих приоритетам государственной промышленной политики;
  • введение порядка обязательного страхования риска, связанного с реализацией проектов;
  • приоритетное рассмотрение заявок ФПГ на участие в конкурсах;
  • зачет задолженности федерального и регионального бюджетов участникам ФПГ в счет налогов, уплачиваемых ими в бюджеты различных уровней;
  • однозначное решение о консолидированном налогообложении и консолидированной отчетности ФПГ.

Кроме ФПГ коммерческие банки успешно взаимодействуют и с другими типами корпоративных объединений. Примером может служить схема, которую осуществил банк “Зенит”, выступивший финансовым консультантом и агентом по привлечению иностранных инвестиций для АО “Татнефть”, которое первым из российских нефтедобывающих компаний получило средства от немецкого банка “Дрезднер Банк”. В качестве финансового инструмента для инвестирования стал аккредитив с “красной оговоркой”, предполагающий достаточно жесткие требования к финансовой проработке проекта.

Но даже при выполнении всех условий финансирующая сторона, как правило, не сразу принимает на себя весь допустимый при сделке риск.
В случае с АО “Татнефть” на начальной стадии объем привлеченных ресурсов был эквивалентен ежемесячным поставкам нефти. Но по мере роста доверия между участниками появилась и инвестиционная часть, не покрытая товарными поставками. Сейчас поставки нефти обеспечивают лишь четверть полученных ресурсов и ведутся переговоры по дальнейшему снижению этой доли.

Кроме того, немецкий банк решил привлечь в консорциум по финансированию российской компании еще девять европейских банков.
Преимущества использования подобной схемы привлечения ресурсов очевидны: предприятие может сразу получить значительные средства для финансирования важных проектов и при необходимости удовлетворить наиболее острые текущие потребности.



Содержание раздела