Финансовая система России представляет собой совокупность различных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной только в общественном воспроизводстве. Она включает государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды имущественного и личного страхования, фондовый рынок, финансы предприятий различных форм собственности.
2. Россия является и останется в обозримом будущем промышленной страной, а потому развитие промышленности определяет экономическое состояние регионов. В связи с этим при выработке региональной финансовой, кредитной и инвестиционной политики необходимо во главу угла ставить уровень промышленного развития конкретного региона.
Характерными траекториями динамики промышленности регионов являются:
3. Регион как хозяйственная система представляет собой часть территории с комплексом связей и зависимостей между предприятиями и организациями.
Экономика региона являясь подсистемой народного хозяйства мезоуровнем, связывающем микроуровень и макроуровень, зависит в большой степени от природных факторов (наличия полезных ископаемых, благоприятных географических условий и др.) и состояния окружающей среды. Регионы как серединная сфера жизнедеятельности непосредственно реализуют социально-экономическую политику государства, через регионы осуществляется управление всей страной.
Основными аспектами регионального управления являются:
4. Финансы субъектов РФ представляют собой совокупность денежных отношений, возникающих по поводу формирования, распределения и использования региональных фондов финансовых ресурсов для решения региональных социально-экономических задач, и включают средства бюджета субъекта РФ, государственные ценные бумаги, принадлежащие органам государственной власти субъекта РФ, другие денежные средства, находящиеся в собственности субъекта РФ. Финансы региона формируются на основе принципов самостоятельности, бюджетного федерализма, государственной финансовой поддержки, прозрачности, гласности и составляют экономическую основу государственной власти субъекта РФ наряду с собственностью субъекта, имуществом, находящимся в государственной собственности и переданным в управление органам государственной власти субъекта РФ, другой собственностью, служащей удовлетворению региональных потребностей.
Финансовая политика региона основывается на концепции региональной экономической политики и реализует следующие цели:
5. Воздействие финансов на экономику региона осуществляется через финансовый механизм (систему организации, планирования и использования финансовых ресурсов), включающий финансовые инструменты (денежные средства, ценные бумаги, форвардные контракты, фьючерсы и т. д.), финансовые приемы и методы, обеспечивающие подсистемы (кадровое, нормативно-правовое, методическое, информационное и программное).
Финансовый рынок региона (система торговли финансовыми инструментами) сфера проявления экономических отношений между продавцами и покупателями финансовых (денежных) ресурсов и инвестиционных ценностей, между их стоимостью и потребительной стоимостью, включающая рынки валютный, ценных бумаг, капиталов, золота.
Существующая система межбюджетных отношений нуждается в реформировании, направленном на:
Финансовую поддержку регионов предполагается осуществлять через четыре федеральных бюджетных фонда:
При распределении финансовой помощи регионам должно учитываться: отношение формальной бюджетной потребности региона (в расчете на душу населения) к средней (минимальной) обоснованной потребности по регионам индекс бюджетных расходов.
7. Контрольная функция финансов как федеральных, так и региональных заключается в контроле рублем в процессе объективно существующих денежных отношений и реализуется на всех стадиях создания, распределения и использования общественного продукта и национального дохода.
Финансовый контроль прерогатива особых контролирующих органов, которые осуществляют общегосударственный, ведомственный и внутрихозяйственный финансовый контроль. Кроме того, финансовый контроль может быть общественный и независимый (аудиторский).
8. В процессе реализации региональной финансово-инвестиционной политики может возникнуть проблема учета рисков. В связи с этим целесообразно создать специальную систему управления рисками в регионе. В Республике Татарстан ведутся работы по созданию такой системы.
В ее структуре предусматривается Комиссия по рискам, подразделение (управление или отдел) по анализу и контролю рисков и специалисты по оценке рисков. Предполагается, что система управления рисками будет учитывать кредитный риск, риск процентной ставки, риск альтернативного выбора, риск долгосрочного погашения, риск предварительных обязательств, риск изменения условий мобилизации фондов, риск ликвидности и др.
9. В целях привлечения региональных банков к активному участию в инвестиционной деятельности необходимо модернизировать всю инвестиционную инфраструктуру региона.
В качестве одного из ее вариантов может быть предложена двухуровневая система, включающая с одной стороны администрацию региона (верхний уровень), а с другой центр содействия инвестициям, центр информации, анализа и мониторинга, центр маркетинга и конъюнктуры, консалтинговые компании, кастодиальные банки, инвестиционные компании, страховые компании, консорциум региональных банков, инжиниринговую компанию, лизинговую компанию и аудиторскую компанию.
Литература
БОГАЧЕВ Евгений Борисович
ЧУБ Борис Андреевич
ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РЕГИОНА
Лицензия ЛР №064520 от 25.03.1996 г.
Подписано в печать 10.07.1999 г. Формат 60х90 1/16
Бумага офсет №1. Гарнитура Times.
Печать RISO. Усл. печ. л. 16,3. Тираж 1000.
ЗАО Издательско-полиграфический центр "БУКВИЦА"
Москва, ул. Большая Спасская, д. 10/1, подъезд 2
Отпечатано на RISO в ООО "Постатор"
103055, Москва, ул. Палиха, 2а
1 Современный словарь иностранных слов. М., 1993, с. 649.
2 Общая теория финансов / Под ред. проф., чл.-корр. РАЕН Л. А. Дробозиной. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, с. 5.
3 Финансы СССР. М.: Финансы, 1971, с. 17.
4 Моляков Д. С. Финансы предприятий отраслей народного хозяйства. М.: Финансы и статистика, 1996, с. 10.
5 Финансово-экономический словарь / Под ред. акад. М. Г. Назарова. М.: Финстатинформ, 1995.
6 Политическая экономия: Учебник. М.: Политиздат, 1989, с. 588.
7 Политическая экономия: Учебно-методическое пособие. М.: Мысль, 1985, с. 372-372.
8 Курс экономики: Учебник / Под ред. проф. Б. А. Райзберга. М.: ИНФРА-М, 1997, с. 288.
9 Финансово-экономический словарь / Под ред. М. Г. Назарова. М.: Финстатинформ, 1995, с. 86.
10 Краткий экономический словарь / Под ред. Ю. А. Белика и др. М.: Политиздат, 1987, с. 86.
11 Экономика. М.: Республика., 1993. Т. 2, с. 388.
12 Политическая экономия. М.: Политиздат, 1989, с. 447.
13 Финансовые известия, №54, 71, 1998 г., Бизнес-аналитик от 13.12.1998 г.