Из табл. 9.1 видно, что для всех российских районов выполняется условие
О К 1 (формула Е).
Это означает, что для любого региона России все его возможные стратегии экономического развития будут заключены между следующими двумя предельными альтернативными стратегиями:
региональной автаркии, которая исходит из замкнутого регионального развития без внешних связей (К = 0);
регионального фритредерства, которая предполагает максимальную открытость региона (К = 1), его переход к эквивалентным внешним связям на основе мировых цен как с мировым рынком, так и с остальными российскими регионами.
Существенное ослабление межрегиональных связей в экономическом пространстве России ставит российские регионы перед неизбежностью выбора одной из данных стратегий своего выживания. Этот выбор объективно обусловлен реально существующими различиями в уровнях экономического развития регионов, в их отраслевой специализации, обеспеченности природными ресурсами, климатических условиях, пространственно-географическом расположении.
9.2. Проблема размещения производительных сил
в региональной экономике
Для количественной оценки степени зависимости экономики регионов от выбранной стратегии и установления объективно возможных результатов выбора той или иной стратегии каждым из одиннадцати экономических районов России используем соответствующие экономико-математические модели.
1. Модель поведения региона в соответствии со стратегией региональной автаркии. С помощью этой модели устанавливается величина объемов производства продукции каждой отрасли и внутреннего продукта региона при полном разрыве его внешних экономических связей как международных с ближним и дальним зарубежьем, так и с другими регионами России.
Величины общего вывоза из региона и общего ввоза в него по каждой отрасли приравниваются в модели к нулю. Из этого следует, что сальдо вывоза-ввоза продукции по каждой из восемнадцати отраслей также равно нулю. Формализованная запись экономико-математической модели выглядит следующим образом:
(формула 1);
(формула 2);
(формула 3).
В уравнениях данной модели приняты те же обозначения, что и в формулах 13.
Исходная информация: aiy, si, Х0,i .
Неизвестные величины: Xi , Y.
2. Модель поведения региона в соответствии со стратегией регионального фритредерства. Как и предыдущая, данная модель является оптимизационной статистической 18-отраслевой моделью межотраслевого баланса российского региона. С ее помощью определяются объем производства продукции каждой отрасли, величина внутреннего конечного продукта региона и сальдо вывоза-ввоза по каждой отрасли в условиях перехода к эквивалентным внешним связям на основе мировых цен не только с дальним и ближним зарубежьем, но и с остальными регионами России.
В соответствии с требованием эквивалентности суммарный вывоз из региона должен быть равен суммарному ввозу в него. Уравнения экономико-математической модели могут быть представлены в следующем виде:
(формула 9);
(формула 10);
Y max (формула 11);
Для остальных регионов стратегия регионального фритредерства представляется заведомо меньшим злом, чем стратегия региональной автаркии, так как спад в их экономике в рамках первой стратегии будет принципиально меньше, чем в случае второй.
Однако не все экономические районы смогут реально осуществить стратегию регионального фритредерства. Это связано, в первую очередь, с конкурентоспособностью продукции российских регионов на мировом рынке. Для Северного экономического района, вывозящего продукцию черной металлургии и лесной промышленности, а также для Восточно-Сибирского и Дальневосточного регионов, вывозящих продукцию цветной металлургии и лесной промышленности, требование конкурентоспособности их продукции в принципе выполнимо.
Таблица 9.3
Результаты моделирования поведения укрупненных экономических районов России в соответствии с альтернативными стратегиями
Стратегия региональной автаркии, % к исходному состоянию |
Экономические районы России |
Стратегия регионального фритредерства, % к исходному состоянию |
||
Экономические районы |
Экономические районы |
|||
внутренний конечный продукт регионов |
совокупный общественный продукт регионов |
внутренний конечный продукт регионов |
совокупный общественный продукт регионов |
|
31,0 |
34,8 |
Северный |
90,1 |
98,3 |
21,8 |
26,6 |
Северо-Западный |
84,1 |
98,6 |
32,7 |
38,6 |
Центральный |
88,4 |
98,8 |
24,3 |
26,0 |
Волго-Вятский |
96,5 |
99,6 |
7,9 |
8,7 |
Центрально- черноземный |
74,3 |
84,8 |
34,6 |
33,9 |
Поволжский |
100,3 |
73,3 |
24,8 |
28,2 |
Северо-Кавказский |
81,0 |
98,0 |
51,3 |
49,2 |
Уральский |
100,3 |
58,0 |
38,5 |
41,8 |
Западно-Сибирский |
100,2 |
41,3 |
25,5 |
31,5 |
Восточно-Сибирский |
90,0 |
98,4 |
28,6 |
37,6 |
Дальневосточный |
72,5 |
89,0 |
Вместе с тем для Северо-Западного, Центрального и Волго-Вятского экономических районов доминирующая в их вывозе продукция машиностроения и легкой промышленности вряд ли сможет в ближайшее время стать конкурентоспособной на мировом рынке. То же касается машиностроения, пищевой и легкой промышленности Центрально-черноземного и Северо-Кавказского экономических районов. Поэтому пять ресурсообрабатывающих районов Северо-Западный, Центральный, Волго-Вятский, Центрально-черноземный и Северо-Кавказский будут лишены возможности на эквивалентной основе по мировым ценам обеспечивать себя ресурсами энергоносителями, конструкционными материалами (или сырьем для их производства), продукцией лесной и лесообрабатывающей промышленности из остальных шести ресурсодобывающих российских районов, ориентированных в рамках стратегии регионального фритредерства в основном на мировой рынок.
Из-за этого ресурсообрабатывающие регионы России помимо своего желания будут обречены на стратегию региональной автаркии.
Таким образом, теоретически возможно, что в условиях ослабления межрегиональных хозяйственных связей в едином экономическом пространстве России начнут осуществляться две альтернативные стратегии поведения его составных частей, что показано в табл. 9.2 стрелками соответствующей ориентации. Это неизбежно приведет к дальнейшему сокращению связей между российскими регионами, неминуемо усилит разнонаправленность их стратегий, будет способствовать увеличению уровня дифференциации в экономическом развитии экономических районов, создаст угрозу целостности российского экономического пространства.
Процессы, идущие в экономике России, подтверждают правомерность данной гипотезы. Чисто внешне новые тенденции в российской экономике проявились в существенно разных темпах изменения объемов производства на западе и востоке России, о чем свидетельствуют данные табл. 9.3.
Таблица 9.3
Темпы изменения валового общественного
продукта (I) и продукции промышленности (II)
Россия и ее экономические районы |
1990г., % к 1987 г. |
1995г., % к 1990г.* |
||
I |
II |
I |
II | |
Россия в целом |
104,9 |
105,1 |
48,2 |
45,4 |
В том числе: запад России |
106,3 |
106,8 |
44,1 |
39,9 |
восток России |
103,7 |
103,7 |
51,7 |
50,3 |
* по крупным и средним предприятиям.
Значительные различия в спаде производства на западе и востоке России привели к существенному изменению их доли в общероссийском валовом общественном продукте, что следует из приведенных данных.