Формирование информационной базы РЭЭС


Решение этих задач требует также определения информационной совместимости, актуальность которой обусловливается совместимостью автономных СУПП в единую общегосударственную СУ сбора, переработки и выдачи информации для управления народным хозяйством.
На первом этапе формирования информационной базы в РЭЭС необходимо создать информационную модель, отображающую самые общие взаимосвязи источников информации и ту общую часть, которая независимо от любой системы обмена комплексной технологической, экономической, экологической и другой информацией могла бы составить их основу и позволила бы выполнить расчет эколого-экономических показателей в соответствии с их объемом, содержанием и значением.
Под объемом технико-экономической, эколого-экономической и другой информации понимается совокупность количественного измерения, которая получается в результате функционирования звеньев РЭЭС, характеризуемой технологическими, экологическими и экономическими данными. Другими словами, под объемом технико-экономической, эколого-экономической и другой информации понимаются всякий материальный объект, энергетические показатели, интенсифицирующие деятельность СУ, а содержание этой информации - объективное отражение основных технико-экономических и других свойств, отношений
и признаков, характеризующих качественные и переходные характеристики звеньев системы. Так, содержание раскрывает экономическую закономерность развития РЭЭС через познание стационарных и переходных характеристик экономических и экологических показателей основных ее звеньев.
Для более полного раскрытия закономерностей развития систем составляется описание экономико-управленческой деятельности РЭЭС. Однако адекватное экономико-математическое описание функционирования РЭЭС громоздко и затруднительно без построения информационно-функциональной модели, а следовательно, и СУПП.
Информационная модель автоматизированной РЭЭС создается на базе существующей схемы расположения производств, сложившихся форм управления с учетом перспективного их развития и строительства новых источников выбросов, содержащих агрессивные примеси, оптимизация которых диктуется реальной угрозой заражения биосферы.
Бизнес-план функционирования исследуемого комплекса строится на базе информации о плановых нормах расхода всех видов ресурсов, устанавливаемых техническим управлением комитета по охране природы (если система выделится в самостоятельную отрасль), сведений о фактическом состоянии расхода ресурсов, взятых из учетных документов, составленных в бухгалтерии, данных о качестве отходов производств уловленных продуктов.
С усложнением функциональных эколого-экономических, технико-экономических, экономико-организационных и других взаимосвязей РЭЭС возникает необходимость получить комплексную количественную оценку достоверности информационных процессов.
Особенно актуальной проблема достоверности становится при соединении между собой функционирующих региональных звеньев управляемого объекта и элементов управляющей общегосударственной системы каналами передачи информации.
Совершенствование методов управления РЭЭС требует внедрения в практику программно-целевого подхода к управлению на основе последних достижений науки и техники, что может быть решено в рамках единой комплексной задачи системно-статистического исследования, обеспечиваемой при создании СУПП. СУ в РЭЭС призвана не только обеспечить сокращение затрат труда в сфере управления и сроков принятия оптимальных решений за счет совершенствования сбора, передачи и
обработки технико-экономической и другой информации, но и резко повысить научную обоснованность принимаемых решений. Научно обоснованное решение должно быть наиболее оптимальным из всего множества возможных решений.

В связи с этим важное место в общей проблеме СУ занимают вопросы оптимизации управленческих решений.
Несмотря на то что в настоящее время уже накоплен определенный опыт по созданию и внедрению СУ, все же многие теоретические и практические вопросы исследованы далеко не полностью, особенно это относится к РЭЭС.


При комплексном системно-статистическом исследовании особенно важен учет специфики региональных систем охраны, в том числе:

  1. выбор критериев оптимальности и адекватности экономико-математической модели, используемой для целей научного прогнозирования и оптимального планирования режимов работы исследуемого объекта, оценки качества решений, принимаемых в процессе автоматизированного управления функционирующей РЭЭС;
  2. формирование методологии решения комплексных задач управления. Системно-статистическая увязка решаемых задач с учетом их взаимообусловленности и особенностей управляемых РЭЭС;
  3. выбор типов и построение системы взаимоувязанных экономико-математических и других моделей, обеспечивающих возможности оптимального решения задач;
  4. разработка методов системно-статистического анализа технико-экономических, эколого-экономических и других параметров и показателей работы РЭЭС с целью определения возможностей их оптимизации.


Отличительной чертой расчета экономической эффективности СУПП является взаимокоррелированность с обоснованием достоверности технико-экономической, эколого-экономической, экономико-организационной и другой информации, используемой при принятии решений.
При оптимизации информационных систем необходима детализация связей в системе управления, т.е. для получения требуемого объема информации в системно-статистический анализ следует включать не только индифферентные сведения (технико-экономические характеристики, метеорологические и природные условия), но и активные сообщения, например приказы, просьбы и др.
Одной из первых попыток синтеза информационных структурно-экономических организаций является модель, в которой сообщение должно зависеть от наблюдаемого i-м членом состояния среды Yi , т.е. Yij = (Yi), где отображение устанавливает соответствие между наблюдаемым состоянием и передаваемым сообщением.
Вектор {Y1i ..., Yn1} = i(Yi) определяет информацию, полученную i-м членом из среды и другими членами системы управления, на основании которой выбираются управляющие воздействия и алгоритмы управления, т.е. в общем случае имеем bi = bi[(Y)], где отображение bi устанавливает адекватность между имеющейся информацией и значениями управляющих воздействий. В этой части модель Маршака-Раднера корреспондируется с модифицированным системно-статистическим методом.
Всякая выработка и передача информации связана с определенными затратами, которые во всей организации являются функцией от ij(Y). Стоимость экономико-организационной информационной структуры РЭЭС можно подсчитать по формуле.
Если Y рассматривать как случайный вектор, то чистый доход организации И (X1, Y) - [(Y)] тоже будет случайной переменной, и задача программно-целевой оптимизации состоит в отыскании таких экстремальных отображений b и Yi, которые максимизируют математическое ожидание чистого дохода:
Mу =

n
i=1
Иу{И(X, Y) - [(Y)]} n extr.(7.1)
В условиях СУПП индифферентная информация является как бы статистической составляющей, так как в реальной деятельности организаций существует иерархия должностного руководства общественным производством. Поэтому наиболее активной формой информации в управлении являются приказы i-го члена j-му члену, передачу которого при наблюдении Y можно выразить в виде произведения пространства Y и n, т.е. имеется сообщение типа {Xj, Yj}{Иij, Yij}, в котором Иij - подмножество значений векторов решений, позволенных члену i членом j. При практическом решении этих задач требуется найти единые правила определения состояния решения, чтобы среднее значение чистого дохода организации по всем возможным состояниям среды было оптимальным.
Адекватность расчетных значений эколого-экономического эффекта достигается в случаях, когда достаточно надежно функционирует РЭЭС, используемая для подготовки сырья или очистки отходов производств от агрессивных примесей. Создание СУПП преследует цель получения оптимального управляющего органа, способного взаимодействовать с синергическими звеньями системы, в которых происходят процессы сбора, регистрации, расчета, отображения и выдачи информации для принятия оптимальных решений.
В процессах определения технико-экономических и других параметров надежности СУПП в расчет будем принимать состояние всех элементов синергических звеньев РЭЭС, которые влияют на величину эколого-экономического эффекта от ее внедрения. Обеспечение адекватным экономико-математическим описанием надежных функциональных звеньев СУПП позволяет реализовать расчетную величину эколого-экономического эффекта в условиях выбранного варианта РЭЭС при соответствующем уровне дополнительных единовременных и эксплуатационных затрат.
В тех случаях, когда трудно установить аналитическую взаимосвязь между вероятностью правильного решения и технико-экономическим, эколого-экономическим и другими показателями качества работы, могут оказаться полезными методы научного эколого-экономического прогнозирования, в которых учитываются объем перерабатываемой информации, достоверность переработки, время задержки с момента поступления исходных данных до момента выдачи окончательных результатов, точность полученных данных, количество звеньев системы и стоимость с учетом трудоемкости составления алгоритмов.


Содержание раздела