Бенчмаркинг является той управленческой технологией, которая позволяет формализовать передачу и адаптацию передового управленческого опыта.
Качество предоставляемых услуг становится центральным моментом в работе многих органов местного управления и местных органов власти. Достижение качества должно опираться на соответствующие стандарты, а оценка качества предполагает процедуру внешнего аудита.
Таким образом, цикл стратегического управления ( 8.2) состоит из стратегического планирования, в рамках которого определяются цели, проводится SWOT-анализ, разрабатываются стратегия и способы ее реализации, построенные на философии организации, ее оргструктуре, подготовленности персонала, организации деловых процессов и стратегического контроля.
8.2. Цикл стратегического управления
После того как стратегия выбрана, она реализуется и осуществляется контроль полученных результатов. Затем цикл стратегического планирования начинается снова. Цикл стратегического планирования, выполненный однажды, не способен закрепить и зафиксировать незыблемую или единственно верную успешную стратегию. Процесс стратегического управления непрерывен.
Планы в организациях создаются отнюдь не для того, чтобы неукоснительно их выполнять; они лишь средство успешного управления, адаптирующего возможности организации к постоянно меняющимся условиям.
Таким образом, особенностью современной парадигмы управления экономическим развитием муниципального образования является то, что, во-первых, управление становится стратегическим, а во-вторых, экономическое развитие территории и эффективное управление этим процессом становятся заботой не только управленцев, но и бизнесменов, политиков и, безусловно, всего населения территории.
Контрольные вопросы
1. В чем заключаются экономические, социально-психологические и правовые предпосылки муниципального менеджмента? Можно ли его средствами противостоять углублению кризисных явлений в нашей стране?
2. Какова сущность муниципального менеджмента и как можно радикально повысить его результативность?
3. Как реализовать принцип комплексности в муниципальном менеджменте?
4. Чем характеризуется отечественная культура муниципального менеджмента? Каковы критерии и этапы ее формирования?
5. Каковы уроки истории зарубежного опыта муниципального менеджмента для практики подготовки и переподготовки специалистов государственного управления и местной власти Российской Федерации?
9. РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗМЕЩЕНИЕ
И РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ
ПРОПОРЦИЙ
9.1. Экономическое пространство России,
В конце 80-х годов доля вывоза в производстве продукции и ввоза ее в ресурсах потребления отдельных укрупненных экономических районов характеризовалась следующими данными.
Из табл. 9.1 видно, что объем межрегиональных связей сопоставим с масштабами производства и потребления в экономических районах, поэтому межрегиональные связи оказывают глубокое воздействие на экономические процессы, идущие в российских регионах.
В ходе экономических реформ возникли две устойчивые негативные тенденции в динамике хозяйственных связей между регионами России. Первая ослабление межрегиональных связей из-за спада производства как следствие того, что объемы этих связей из-за отраслевой специализации регионов сопоставимы с масштабами производства в них. Вторая тенденция сокращение числа и наполняемости хозяйственных связей вследствие увеличения поставок на экспорт российской продукции ресурсного назначения имеет в качестве базового условия исторически сложившуюся замкнутость российского экономического пространства.
Разумеется, наряду со спадом производства и увеличением экспорта производственных ресурсов на процесс сокращения связей между российскими регионами заметно влияют рост тарифов на услуги транспорта, масштабная «бартеризация» экономики.
Таблица 9.1
Доля укрупненных районов в вывозе продукции
производства и ввозе ресурсов потребления, %7
Экономические районы |
Вывоз |
Ввоз |
Северный |
25,3 |
29,1 |
Северо-Западный |
25,5 |
31,4 |
Центральный |
25,2 |
29,8 |
Волго-Вятский |
24,0 |
25,0 |
Центрально-черноземный |
22,4 |
25,8 |
Поволжский |
24,8 |
22,9 |
Северо- Кавказский |
20,0 |
24,4 |
Уральский |
24,7 |
22,9 |
Западно-Сибирский |
24,0 |
22,4 |
Восточно-Сибирский |
23,2 |
28,5 |
Дальневосточный |
15,8 |
24,9 |
Для количественной оценки степени зависимости экономики регионов от их внешних связей используется специальная экономико-математическая модель. Она представляет собой оптимизационную статистическую 18-отраслевую модель межотраслевого баланса региона России. С ее помощью устанавливается зависимость изменения объема внутреннего конечного продукта региона от уровня изменения его внешних связей.
При этом внешние связи включают в себя как связи с другими регионами России, так и международные экономические связи с ближним и дальним зарубежьем. Формализованная запись экономико-математической модели выглядит следующим образом:
(формула А);
(формула В);
(формула С).
В уравнениях модели приняты следующие обозначения:
Xi объем производства продукции отрасли i данного региона (i =
= 1, ..., 18);
Y величина внутреннего конечного продукта региона;
aiу коэффициенты матрицы прямых затрат межотраслевого баланса региона;
Si показатель доли отрасли i в отраслевой структуре внутреннего конечного продукта региона;
i сальдо вывоза-ввоза отрасли i данного региона;
С параметр, характеризующий меру ослабления внешних связей региона: если С = 0, то это значит, что внешние связи региона полностью сохранены, если С = 1 что внешние связи региона отсутствуют;
xi0 объем производства продукции отрасли i при С = 0, т.е. при полной сохранности внешних связей.
Результаты расчетов для всех регионов могут быть представлены в виде следующей линейной зависимости:
(формула D),
где Y величина внутреннего конечного продукта в условиях полного сохранения внешних связей региона (С = 0);
К коэффициент зависимости внутреннего конечного продукта региона от внешних связей, показывающий величину изменения конечного продукта (в %) при изменении его внешних связей на 1%.
В результате расчетов по модели (формулы AD) были получены значения коэффициента зависимости К для каждого экономического района России, представленные в табл. 9.2.
Таблица 9.2
Экономическая зависимость регионов страны, %
Районы |
Коэффициент зависимости |
Уральский |
0,49 |
Западно-Сибирский |
0,62 |
Поволжский |
0,65 |
Центральный |
0,67 |
Северный |
0,69 |
Дальневосточный |
0,71 |
Восточно-Сибирский |
0,74 |
Северо-Кавказский |
0,75 |
Волго-Вятский |
0,76 |
Северо-Западный |
0,78 |
Центрально-черноземный |
0,92 |
Анализ полученных результатов позволяет объединить все экономические районы России в три группы. В первую группу попадает наиболее независимый регион Уральский, объем конечного продукта которого наименее зависим от внешних связей. При их изменении на 1% внутренний конечный продукт изменяется менее чем на 0,5%. Вторую группу образуют Западно-Сибирский, Поволжский, Центральный, Северный, Дальневосточный, Восточно-Сибирский, Северо-Кавказский, Волго-Вятский и Северо-Западный экономические районы. У них при изменении внешних связей на 1% конечный продукт изменяется на 0,60,8%.
Третью группу представляет самый зависимый Центрально-черноземный район, у которого каждый процент уменьшения внешних связей снижает его внутренний конечный продукт более чем на 0,9%.
Какой может быть стратегия экономического поведения регионов России в условиях ослабления хозяйственных связей?