О структуре федеральных органов исполнительной власти.


Косвенное влияние на цены оказывают, по существу, все государственные регулирующие действия, какой бы непосредственно цели они первоначально не служили. В системе методов косвенного или экономического регулирования важное место занимает политика налогообложения. С ее помощью государство регулирует размеры совокупного спроса, при перегреве экономики сокращает его, а при спаде расширяет. Например, в начале 60-х годов налоговые ставки и правила налогообложения в США изменялись в зависимости от фаз цикла. С другой стороны, налоги (особенно косвенные) в значительной мере непосредственно влияют на уровень цен.

Самый низкий уровень цен наблюдается в Швейцарии и Японии, наивысший в Голландии, Норвегии, Франции, где установлены высокие ставки косвенных налогов.
Проведение налоговой политики включает в себя также правила амортизационных отчислений и налоговые льготы (на инвестиции, на новое оборудование и т.п.). Например, значительные размеры налоговых льгот и амортизационных отчислений во Франции в 60-80-х гг. позволили увеличить капиталовложения, объем производства и реализации продукции.
Размеры денежной эмиссии имеют важнейшее значение для динамики и уровня цен. Ограничение массы денег в обращении сокращает совокупный платежеспособный спрос.

Несбалансированность же между денежной и товарной массой считается инфляционным фактором.
Кредитная политика (изменение ставки процента, регулирование нормы обязательных резервов, операции на открытом рынке с государственными ценными бумагами) играет огромную роль в развитии производства. При спаде производства государство может стимулировать спрос путем удешевления кредита (снижение процентной ставки в государственных банках, что приводит к ее снижению и в частных банках).

В США при возникновении инфляционного давления на рынок ситуация анализируется Федеральной комиссией по свободным рынкам, которая рекомендует Федеральной резервной системе изменить уровень процентной ставки по федеральным фондам и ставку рефинансирования.
Бюджетная политика, т.е. перераспределение средств через бюджет, основана на уже анализированных налоговых выплатах. Однако важной ее составной частью является прямая финансовая помощь (предоставление субвенций, дотаций, субсидий).

Государственные субсидии снижают издержки индивидуальных производителей в рамках подотрасли, отрасли или региона. Один из видов таких субсидий снижение или замораживание цен на отдельные товары и услуги, достигнутое путем специальных доплат производителю или потребителю.
Таможенная политика включает в себя целый набор средств, обеспечивающих протекционизм или свободу торговли импортными товарами. Государственное воздействие на внешнеторговые цены ведется государственным поощрением экспорта через освобождение экспортеров от налогов, а в некоторых странах с помощью экспортных субсидий, предоставление льготных кредитов и транспортных тарифов.

Все это существенно отражается на условиях ценовой конкуренции на мировом рынке. Одним из эффективных инструментов государственного регулирования внутренних цен являются качественные и количественные ограничения импорта.

Ограждение внутреннего рынка от иностранной конкуренции, а также воздействия на цену импортного товара размером таможенных сборов ведет к ограничению предложения и ослаблению конкуренции на внутренним рынке, повышению цен на импортные товары.
Итак, с помощью разнообразного инструментария государство вмешивается в хозяйственную жизнь и соответственно в процессы ценообразования. Его влияние осуществляется через финансовую, таможенную, валютную, структурную, инвестиционную и т.п. политику.
На способы и методы государственного регулирования цен оказывают влияние национальные и климатические факторы, сырьевые и политические условия, место страны в мировом разделении труда.



















2. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕМ
В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(НА ПРИМЕРЕ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ)
2.1. Структура управления ценообразованием в РФ
До 1992 г. в России существовала система планового ценообразования. Планирование цен наиболее последовательно решалось в послевоенный период.



Установление цен было функцией государственных органов ценообразования, министерств, ведомств и предприятий. Существовавшая система государственных органов ценообразования включала в себя комитет, республиканские комитеты, отделы цен местных органов управления.

В эту систему входили также отделы цен и себестоимости отраслевых министерств и ведомств, промышленных предприятий. Твердые цены действовали, как правило, в пределах пятилетних планов.

При подготовке новых планов в систему цен вносились существенные коррективы, проводились крупные пересмотры цен. Пересмотры цен затрагивали чаще всего систему оптовых цен, закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию, транспортных тарифов и тарифов на тепловую и электрическую энергию.

Система розничных цен, тарифы по оплате жилья и коммунальных услуг, на городской транспорт в течение длительного периода были стабильны.
Начавшаяся в 1992 г. либерализация цен (шоковая терапия), освободила цены из-под контроля государства. Этот ответственный шаг был проведен без подготовки соответствующей правовой базы, необходимого методического, информационного и денежно-финансового обеспечения реформы, в то время как, например, во Франции либерализация была проведена в несколько этапов, что принесло положительные результаты.

В России же либерализация привела к гиперинфляции в стране, способствовала существенному спаду промышленного производства в стране, потере покупательной способности денег, кризису взаимных неплатежей, бартерной торговли, перебоям в снабжении предприятий и частичной их остановке, росту безработицы, снижению интереса к текущему производству в сельском хозяйстве, сокращению внешней торговли и т.д. Т.о., Россия стала ярким примером страны стихийного функционирования рыночного механизма, где проявились все негативные моменты отсутствия государственного регулирования экономики.

Уже через восемь месяцев правительством было подготовлено постановление О государственном регулировании цен и тарифов на продукцию предприятий- монополистов в 1992-1993 гг., что явилось первым шагом к формирования смешанной экономики в России.
Ориентация на рыночный механизм потребовала создания необходимых условий для функционирования рыночных отношений, формирования определенных институтов, отвечающих требованиям рынка, подготовки и утверждения новых правовых норм регулирования экономических отношений, а также разработки и внедрения новых структур и методов управления ценами.
Органы ценообразования и контроля цен существуют в Российской Федерации с 1967 года. В настоящее время структура органов регулирования и контроля цен соответствует федеративному устройству РФ, т.о., органы ценообразования функционируют на всех трех уровнях власти: федеральном, региональном и местном. Руководит работой органов управления в области ценообразования Правительство РФ. На Правительство РФ, кроме того, возложено выполнение ряда функций в сфере регулирования цен: регулирование цен на отдельные товары и услуги, регулирование процесса формирования цен через воздействие на общехозяйственную конъюнктуру и экономические условия ценообразования, установление обязательного для субъектов ценообразования и органов государственной власти порядка введения регулируемых и рыночных цен, подготовка предложений Президенту РФ о введении регулируемых цен по отдельным видам товаров.

Президент РФ, в основном, правовое обеспечение реализуемой ценовой политики в стране через создание указов и распоряжений.
До 1994 г. главным федеральным органом, осуществляющим проведение единой ценовой политики в РФ, был Роскомцен. После его упразднения все функции Комитета цен были переданы Министерству экономики РФ в соответствии с Указом Президента РФ от 10 января 1994 г. О структуре федеральных органов исполнительной власти.
Деятельность Министерства экономики РФ регулируются Положением №844 от 26 августа 1995 г., которое устанавливает функции, возлагаемые на
министерство.
Главная задача Минэкономики определение путей и разработка методов эффективного развития экономики, обеспечивающих социально- экономический прогресс в РФ. Для оптимального осуществления этой задачи при Министерстве создан Департамент цен, являющийся приемником Комитета цен.

Департамент цен обеспечивает разработку и реализацию единой государственной политики цен в РФ. Постановление Правительства РФ от 3 марта 1992 г. №133 Вопросы Комитета цен при Министерстве экономики РФ определяет сейчас структуру и функции Департамента цен.
На основе этого постановления Департамент цен Минэкономики РФ выполняет следующие основные задачи:

  • готовит предложения по проведению единой государственной политики цен в РФ и осуществляет ее реализацию;

анализирует процессы в отраслях народного хозяйства РФ, готовит предложения по изменению номенклатуры и уровня цен и тарифов на товары и услуги, реализуемые по государственным регулируемым ценам;
осуществляет государственное регулирование цен и тарифов на продукцию предприятий-монополистов;



Содержание раздела