Зарегистрированная цена является максимально предельной ценой.


Субъектами регулирования выступают: МАП РФ, в функционирование которого входит формирование реестра и доведение до заинтересованных предприятий информации о занесении в реестр или исключении из него, территориальные органы МАП, выявляющие предприятия, являющиеся монополистами на местном рынке, а также Департамент цен РФ, местные органы ценообразования, осуществляющие выбор метода регулирования и контроля за соблюдением государственной дисциплины цен. Если предприятие-монополист включено в реестр, оно контролируется по той номенклатуре продукции, по которой является монополистом. Контроль и регулирование осуществляется по следующим показателям: цена, рентабельность, объем производства в натуральном выражении, спрос на рынках сбыта, качество.
Сведения о локальных монополиях включаются в региональный раздел Государственного реестра. Например, непосредственно в Хабаровском крае реестр предприятий-монополистов содержит более 200 хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35% (по состоянию на 23 декабря 1999 г.). В реестр входят такие предприятия, как ОАО Хабаровский нефтеперерабатывающий завод, имеющий 100% рынка по передачи тепловой энергии, водоснабжению и канализации отходов в районе своего расположения (53 здания) и 50,9% рынка Хабаровского края по автомобильному бензину; 000 Компания Дальний Восток, занимающая 100% рынка края по реализации туристических и экскурсионных услуг российским туристам, выезжающим за рубеж в Венесуэлу, Гонконг, Новую Зеландию, Тайвань, Мексику, Вьетнам, Мальдивы, Фиджи, Испанию, Аргентину; ОАО ДальЖАСО, обслуживающая 99,5% рынка Хабаровского края услугами страхования грузов при транспортировке.

В основном в реестре содержатся предприятия, являющиеся монополистами в сфере предоставления услуг теплоэнергии, электрической связи и производству и реализации хлебобулочных изделий.
Предприятия-монополисты реализуют свою продукцию по регулируемым и свободным ценам. Если на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги применяется государственное регулирование цен, то предприятия-монополисты реализуют такую продукцию по регулируемым ценам.

На остальную продукцию применяются свободные рыночные цены.
Основные методы регулирования определены в Положении о порядке регулирования цен на продукцию предприятий-монополистов от 29.12.91. и сводятся к следующему:
1) установление фиксированных цен на продукцию (товары и услуги);
2) установление предельного уровня цен. Предельный уровень цены это максимальный уровень, выше которого цена не может подниматься.

Установление предельного уровня цены равносильно их замораживанию. Чтобы заинтересовать производителей выпускать товары ниже установленного предельного уровня, устанавливаются льготы по налогам и другим платежам в бюджет;
3) установление предельных надбавок (коэффициентов) изменения цен. Имеет не очень широкое применение в настоящее время;
4) установление предельного уровня рентабельности и размера торговой надбавки. Данные методы получили наибольшее распространение.
Государственное регулирование цен на продукты (товары, услуги) предприятий-монополистов путем установления предельных цен и предельных коэффициентов повышения цен осуществляется по номенклатуре в соответствии с постановлением от 12.08.92 г. О перечнях продукции (товаров, услуг) предприятий-монополистов реализуемой по государственным регулируемым ценам. По остальной продукции применяются предельные уровни рентабельности.

Применение предельного уровня цен не исключает декларирования повышения свободных цен (тарифов) на продукцию (товары, услуги) предприятий-монополистов, которое осуществляется в соответствии с Порядком декларирования свободных цен и тарифов.
В условиях перехода к рынку как свободные, так и регулируемые цены устанавливаются и утверждаются самими предприятиями. Однако, если предприятие-монополист принимает решение о повышении свободных цен, оно обязано объявить об этом в форме декларации и зарегистрировать новый размер цены, а также дату ее введения в действие в соответствующих органах ценообразования.



Определены перечни товаров, по которым предприятия-монополисты декларируют повышение цен. Материалы по декларированию цен представляют в органы ценообразования республик, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга по месту нахождения предприятия.
Если предприятие является монополистом на федеральном рынке, оно представляет материалы по изменению цен в Департамент цен Минэкономики РФ, если на местном органам ценообразования субъектов РФ.
Снижение свободных цен предприятиями производится самостоятельно без предоставления декларации в органы ценообразования. При этом не допускается снижении свободных цен с целью ограничения конкуренции, т.е. установление демпинговых цен.
При декларировании цен предприятия-монополисты представляют соответствующим органам ценообразования декларацию повышения свободной оптовой (отпускной) цены по утвержденной форме, а также данные об основных экономических показателя деятельности предприятия по форме, представленной в приложении 10. В сопроводительном письме к указанным материалам сообщается обоснование причин повышение свободной отпускной цены на продукцию.

Существует специальная форма подачи декларации для предприятий транспорта (Приложение 11). Остальных предприятий подают декларацию по форме, представленной в приложение 12.
После анализа представленных материалов органы ценообразования принимают решения о регистрации свободных цен либо на уровне представленного проекта, либо с отклонениями от проектируемого уровня, либо отказывают в регистрации нового уровня цен. Зарегистрированная цена является максимально предельной ценой.
Важнейшим недостатком, присущим в настоящее время сфере государственного регулирования цен на продукцию предприятий-монополистов, является отсутствие закона О монополиях и недоработанность нормативной и методической базы. Это предопределило правовую неопределенность самого понятия монополия, его неструктурированность по уровням (федеральному, региональному), положение в народном хозяйстве (естественная и государственная монополия), времени (временная).
Сформированная модель регулирования естественных монополий также нуждается в совершенствовании. В законодательном порядке нужно определить номенклатуру продукции, цены на которую подлежат регулированию. Эта продукция может быть включена в три перечня.



Цены на продукцию, включенную в первые два перечня подлежат обязательному регулированию соответственно федеральными и региональными органами исполнительной власти. В третий перечень должна быть включена продукция, по которой региональным органам предоставлено право регулировать тарифы на городской транспорт, снабженческо-сбытовые и торговые надбавки. По каждому виду продукции, включенному в перечни, должен быть предусмотрен конкретный метод регулирования.

В качестве приоритетного метода целесообразно применять предельные коэффициенты изменения цен (тарифов), учитывающие инфляцию.
Учитывая вышеизложенное, можно отметить, что самой независимой от государства в России оказалась агропромышленная продукция. Эта продукция на рынке реализуется по ценам, которые складываются под воздействием спроса и предложения.

Исключение составляет ограниченный перечень сельскохозяйственной продукции, закупаемой для государственных нужд. Анализ же сделанный в первой главе дипломной работы доказывает, что регулирование цен на сельскохозяйственную продукцию является приоритетным направлением государственного регулирования цен в зарубежных странах.

Зная положение, в котором находится сельское хозяйство в РФ, было бы целесообразно, по-нашему мнению, применить данный опыт государственного регулирования и в России.




































ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Государственное регулирование ценообразования является неотъемлемой частью системы государственного регулирования экономики в условиях рыночных отношений.
Исследовав системы государственного управления РФ подтвердило, что в РФ в настоящее время создана необходимая структура государственного регулирования цен. Механизм государственного регулирования ценообразования в РФ реализуется через структуру государственных органов. Основой ее построения служит федеративное устройство страны. Перечень органов регулирования и контроля цен определен законодательством. На федеральном уровне это Департамент цен Министерства экономики РФ, на уровне субъектов РФ органы исполнительной власти субъекта, осуществляющие регулирование и контроль цен в пределах своей компетенции, на местном уровне при необходимости создаются органы регулирования цен в структуре органов местного самоуправления.

Между уровнями власти разграничены полномочия по регулирования цен (тарифов).
В данной работе большее внимание уделялось рассмотрению государственного регулирования ценообразования на уровне Федерации и на уровне субъектов РФ. Управление ценообразованием в субъекте РФ рассматривается на примере Комитета по политике цен администрации Хабаровского края.



Содержание раздела