Методы государственного управления цен


Тарифы на указанные платные услуги, кроме связанных с вопросами архитектуры и строительства, согласовывает Комитет. Перечень же услуг и тарифы на услуги, оказываемые муниципальными организациями, предприятиями, финансируемые из бюджетов муниципальных образований городов и районов края, находящимися на их территории, согласовывают главы муниципальных образований. Представленная нормативно-правовая база не исчерпывает перечня законов и постановлений, регулирующих основы ценообразования как в РФ в целом, так и в Хабаровском крае в частности. В данном реферате рассмотрены наиболее важные из них, определяющие направления государственной политики в области государственного регулирования цен.

Вопросы государственного регулирования цен присутствуют и в нормативно-правовых актах, регламентирующих отношения в сфере медицины, образования, культуры и т.д.




























3. Методы государственного управления цен на территории Хабаровского края.


Исходным принципом ценообразования в РФ является положение о том, что все цены декларируются как свободные.
Постановление Правительства РФ О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов) отмечает: …не применять государственное регулирование цен (тарифов), надбавок для всех хозяйствующих субъектов независимо от их организационно-правовых форм и ведомственной подчиненности, осуществляемое путем установления фиксированных цен, надбавок, предельных коэффициентов изменения цен на все виды продукции производственно-технического назначения и товары народного потребления, кроме указанных в этом постановлении.
Перечень продукции производственно-технического назначения и товары народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется правительством РФ и федеральными органами исполнительной власти, представлен в приложении 5. Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на котором государственное регулирования цен (тарифов) на внутреннем рынке РФ осуществляют органы исполнительной власти субъектов РФ изложен в приложении 6. Приложение 7 содержит перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов РФ предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок.
Таким образом, круг регулируемых государством цен и тарифов, строго ограничен. Его пересмотр разрешен по Указу Президента №221 О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов) только в сторону дальнейшей либерализации цен.
Каждый субъект РФ, исходя из правительственного постановления, определяет перечень товаров и услуг, подлежащих государственному регулированию на своей территории самостоятельно. Постановление №45 Главы администрации Хабаровского края с дополнениями и изменениями определяет перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые в Хабаровском крае осуществляется государственное регулирование цен, тарифов, надбавок (наценок) (Приложение 8) и перечень услуг, тарифы на которые устанавливаются предприятиями (организациями) по согласованию с Комитетом (Приложение 9).
В условиях опережающего роста цен по сравнению с ростом реальных
денежных доходов, отсутствия адресной социальной поддержке населения и во избежание снижения жизненного уровня в большинстве районов страны сохранилось регулирование на продовольственную группу, не предусмотренную перечнем правительственного постановления. Это такие товары как хлеб, молоко, масло растительное и животное, крупы, соль, мясо и другие товары, которые регулируются путем установления торговых надбавок и предельных уровней рентабельности.
Торговая надбавка представляет собой часть цены, обеспечивающей возмещение издержек и формирование плановой прибыли торговых организаций. Устанавливаются торговые надбавки к свободной отпускной цене с НДС.
Анализ практики регулирования цен органами исполнительной власти субъектов РФ, в частности, установлением торговых надбавок, показывает, что такое регулирование, как правило, не является эффективным методом замедления темпов роста цен, уровень которых зависит в первую очередь от бюджетной и кредитно-денежной политики государства, покупательской способности населения и насыщенности рынка товарами. В этой связи социальную поддержку населения в условиях применения преимущественно свободных цен на товары (услуги), реализуемые (оказываемые) населению, следует осуществлять не путем регулирования цен на товары, в том числе за счет установления предельных торговых надбавок, а в основном за счет формирования и адресного использования федерального и территориальных фондов социальной поддержки населения и других форм прямой поддержки нуждающихся слоев населения.


В основном ценовое госрегулирование в РФ касается продукции естественных монополий. Тарифы на тепловую и электрическую энергию на федеральном оптовом рынке электроэнергии (ФОРЭМ), а также абонентской платы за услуги на этом рынке устанавливает Федеральная энергетическая комиссия (ФЭК).

На потребительском рынке энерго- и теплоэнергии размер платы за услуги определяют региональные энергетические комиссии (РЭК).
Кроме того, на федеральном уровне регулированию подлежат цены' (тарифы) в газораспределительной сети, на железнодорожном транспорте, на основные услуги связи, а также на продукцию, закупаемую исключительно или преимущественно государством.
На продукцию, товары и услуги локальных естественных монополий государственное регулирование цен (тарифов) осуществляют органы исполнительной власти субъектов РФ. Это, в частности, газ природный и сжиженный, реализуемый населению, перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, пригородном и междугородном сообщении, коммунальные услуги.

При этом тарифы на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении устанавливаются органами исполнительной власти по согласованию с МПС России при условии возмещения убытков, возникающих вследствие регулирования тарифов за счет соответствующих бюджетов РФ.
Государственное регулирование деятельности субъектов естественных монополий на транспорте, к которым относятся железнодорожные перевозки, услуги транспортных терминалов, портов и аэропортов осуществляется Министерством по антимонопольной политике (МАП). К регулируемым услугам относятся погрузочно-разгрузочные работы, складские операции, буксирные работы, а также сборы, связанные с пользованием аэровокзалами, обеспечением авиационной безопасности и обслуживанием пассажиров.
МАП имеет также право устанавливать тарифы на определенные виды услуг и почтовые связи. К регулируемым видам услуг отнесены: пересылка писем, почтовых карточек, бандеролей, денежных переводов, передача телеграмм, предоставление услуг междугородной и местной телефонной связи, а также некоторые другие виды услуг по перечню, определенному постановлением Правительства РФ от 28 декабря 1998 г. №1559.
Распространяется государственное регулирование и на продукцию оборонного значения, и на рынок драгоценных камней и металлов. Министерство финансов утверждает порядок определения цен на драгоценные металлы и изделия из них, которые закупаются или продаются из Гохрана.

Прейскурант на драгоценные камни определяется экспертным путем, учитывая цены на мировом рынке, и утверждаются Минфином по согласованию с Минэкономики.
При регулировании деятельности субъектов естественных монополий органами регулирования естественных монополий применяются следующие методы:

  • ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их уровня
  • определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности обеспечения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей.

Учитывая высокий уровень монополизации отечественной экономики, государством введено регулирование цен по продукции, вырабатываемой предприятиями-монополистами в целях ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, обеспечения условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков.
Предприятия-монополисты включаются в специальный государственный реестр РФ предприятий-монополистов, действующих на товарных рынках. В реестр заносятся предприятия, являющиеся монополистами по производству конкретных групп и видов продукции определенного качества и ассортимента.

Регулирование цен на продукцию предприятий-монополистов, включенных в государственный реестр РФ объединений и предприятий- монополистов, осуществляется на основании постановления Правительства РФ №576 от 11.08.92 г. О государственном регулировании цен на продукцию предприятий-монополистов 1992-1993 г..
Объектом регулирования в данном случае являются цены на продукцию (товары и услуги) предприятий, занимающих более 35% соответствующего рынка.



Содержание раздела