Крупные целлюлозно-бумажные (картонные) комбинаты созданы в Братске, Усть-Илимске, Красноярске, Байкальске, в Бурятии (Селенгинский комбинат). Промышленность района, прежде всего цветная металлургия, лесная, топливно-энергетическая, требует развития металлоемкого, нетрудоемкого машиностроения (производство горного, энергетического, подъемно-транспортного, металлургического), оборудования, а сельское хозяйство - производства сельскохозяйственной техники, приспособленной дSя работы в специфических природных условиях Сибири. Однако в районе производится большое количество продукции трудоемких отраслей машиностроения - приборы, электротехнические изделия, самолеты. Объем производства различных видов этих изделий превышает потребности региона, поэтому более половины их вывозится за пределы района, в том числе и в европейскую часть страны (например, холодильники, компрессоры, низковольтная аппаратура).
В то же время значительная часть продукции малотрудоемких и материалоемких отраслей (грузовые автомобили, тракторы и др.) в Восточную Сибирь завозится, причем не из соседней Западной Сибири, а из европейских районов страны. Это указывает на недостаточно рациональную структуру машиностроительного комплекса Восточной Сибири.
Машиностроение и металлообработка занимают все более заметное место в промышленности Восточной Сибири. На долю отрасли приходятся около 20% численности занятых в промышленности, 14% промышленной продукции и 12% промышленно-производственных основных фондов района. Правда, это значительно ниже, чем в среднем по России. Машиностроение Восточной Сибири отличается преобладанием ремонтных работ и широкой номенклатурой производимых изделий.
Здесь представлены почти все подотрасли машиностроения, учитываемые в форме статистической отчетности, но уровень их концентрации невелик. Большая часть машиностроения сосредоточена в Красноярском крае, Иркутской области, Хакасии и Бурятии. В Читинской области и Туве эта отрасль развита слабо. Важнейшие центры - Красноярск (завод сельскохозяйственного машиностроения, выпускающий комбайны "Сибиряк", завод тяжелых экскаваторов, завод "Сибтяжмаш" - оборудование для алюминиевой и цементной промышленности и др.), Иркутск (завод тяжелого машиностроения - драги, металлургическое оборудование, предприятия станкостроения и электротехники, авиационный завод).
Крупнейший завод по производству грузовых вагонов построен в Абакане, комплекс электротехнических предприятий - в Минусинске. Есть крупные предприятия в Улан-Удэ (ремонт локомотивов и вагонов), Чите (производство холодильных установок, автосборочный завод), Качуге (судостроительный завод).
Все большее значение в структуре хозяйственного комплекса получает химическая промышленность, которая дает сейчас более 4% промышленной продукции района и около 3,5% продукции данной отрасли в России. На основе химической переработки древесины развито производство синтетического каучука (дивинил из вискозной целлюлозы), а на его основе - резины и шин. Для этих же целей используются и отходящие газы нефтепереработки. На базе полукоксования Черемховских углей создано производство азотных удобрений и метанола.
С каждым годом усиливаются связи химии с цветной металлургией, дающей отрасли срную кислоту. Поваренная соль используется для получения хлора и его производных (каустическая сода и др.).
Химическая промышленность в целом еще не стала отраслью специализации Восточной Сибири, хотя отдельные ее производства приобрели в последние годы важное межрайонное значение. В частности, доля региона в российском производстве каустической соды составила 22,5%, химических волокон и нитей - 13,5%, пластмасс и синтетических смол - 12%. Значительно также производство синтетического каучука, автомобильных и тракторных шин.
Наибольшее развитие химическая промышленность получила в Иркутской области и Красноярском крае. В Иркутской области сложились два крупных химических комплекса - Ангарский и Усолье-Сибирский. Первый представлен переработкой нефти, производством аммиака, азотной кислоты, химических волокон, пластмасс, азотных удобрений. В Усолье-Сибирском на основе местной поваренной соли производят хлор, каустическую соду, а также карбид кальция, химико-фармацевтическую продукцию.
В Красноярске ведется химическая переработка древесины, производятся синтетический каучук, шины, искусственные волокна, вискозный корд и ткани, фотобумага. В Ачинске действует крупный нефтеперерабатывающий завод.
Строительство крупнейших электростанций, промышленных объектов привело к значительному развитию в Восточной Сибири промышленности строительных материалов. Мощные цементные заводы действуют в Красноярске, Ангарске, Ачинске (работает на отходах крупнейшего в России Ачинского глиноземного завода). Производство стеновых материалов, панелей и блоков ведется на предприятиях Братска, Иркутска, Красноярска, Читы, оконного стекла - в Улан-Удэ, Тулуне.
Много кирпичных заводов.
Легкая промышленность. Производство товаров народного потребления в регионе как в абсолютных, так и в относительных показателях значительно отстает от средних по России. Из предприятий текстильной промышленности следует выделить Канский хлопчатобумажный комбинат, Читинский и Черногорский камвольно-суконные комбинаты, Красноярский шелковый комбинат.
Трикотажные изделия выпускаются в Абакане, Чите, Улан-Удэ. Развиты кожевенно-обувная промышленность (Абакан, Канск, Усолье-Сибирское, Красноярск, Иркутск и др.), а также пошив меховых изделий. Но для Восточной Сибири этого недостаточно. В условиях становления рыночных отношений, усиления социальной направленности экономики именно отрасли, производящие товары народного потребления, должны получить приоритетное развитие.
Причем данную проблему вполне можно решить за счет малого бизнеса, развития малых предприятий, не привлекая средств из государственногобюджета.
Отрасли агропромышленного комплекса. В валовом республиканском производстве сельскохозяйственной продукции на долю Восточной Сибири приходится окол 5%. В структуре производимой продукции более 3/5 ее стоимости приходится на животноводство. Об уровне развития сельского хозяйства Восточной Сибири свидетельствуют такие цифры. Все сельскохозяйственные угодья, находящиеся в пользовании предприятий и хозяйств региона, составляют почти 23 млн га (более 10% российских), в том числе пашня - 9,5 млн га (около 7% российских пахотных земель).
Тем не менее производство зерна, овощей, мяса, молока и других продуктов питания в расчете на душу населения здесь ниже республиканского уровня.
Земледелие Восточной Сибири отличается узкой отраслевой структурой при почти полном отсутствии технических культур. Из-за резко континентального климата в зерновом клине района преобладает яровая пшеница (более 40%), а также менее требовательные к теплу культуры - рожь, ячмень, овес. Довольно высок удельный вес посевов зернобобовых культур, идущих на фураж.
Это объясняется сравнительно малым количеством сенокосов и необходимостью обеспечения кормами животноводства главным образом за счет земледелия.
Основная отрасль рыночной специализации животноводства - овцеводство. Это связано с возможностью круглогодичного содержания овец на подножном корму. По поголовью овец и коз Восточная Сибирь уступает лишь Поволжью и Северному Кавказу.
По производству шерсти на душу населения она вдвое превосходит среднереспубликанский уровень.
Для разведения крупного рогатого скота недостаточна кормовая база и, кроме того, это гораздо более трудоемкая отрасль животноводства. Особенно это относится к молочному направлению скотоводства.
Хотя необходимые условия для этого имеются. Решение проблемы видится в скорейшем принятии закона о земле, проведении решительных преобразований в агропромышленном секторе экономики.
Транспорт и экономические связи. Большое значение в осуществлении межрайонных и внутрирайонных связей имеет железнодорожный транспорт. Особенно велика роль Транссибирской магистрали и ответвлений от нее, таких, например, как дорога Тайшет - Братск - Усть-Кут, связавшая недавно построенный БАМ с Транссибом, и Тайшет - Абакан, соединившая Южно-Сибирскую магистраль с Транссибирской.
Однако железнодорожная сеть развита еще слабо.
Железные дороги сконцентрированы на юге района и имеют преимущественно широтное направление. В меридиональном направлении (на север от Транссиба) проложены дороги Хребтовая - Усть-Илимск, Решеты - Богучаны, Ачинск - Абалаково, обеспечившие необходимые условия для строительства гидроэлектростанций и вывоза древесины.