Территориальная организация хозяйства


В результате недостатка древесного сырья сокращено производство пиломатериалов в Приморском и Хабаровском краях. Значительно сокращен выпуск заменителей деловой древесины на предприятиях Приморского края. В Хабаровском крае значительно снизилось производство маргариновой продукции, на Камчатке и в Магаданской области - кондитерских изделий (на 40%), в Корякском и Чукотском автономных округах - мяса.

Сократили в регионе и улов рыбы. Спад производства имеет место и в других отраслях промышленности. Наиболее перспективным направлением экономики Дальнего Востока является реализация сложившегося потенциала отраслей тяжелой индустрии, в том числе конверсируемых предприятий. Дальний Восток насыщен предприятиями военно-промышленного комплекса. В соответствующей продукции российской промышленности и разработанных в недрах оборонного комплекса технологиях двойного назначения весьма заинтересованы дальневосточные соседи России.
Условиями успешного перехода к рынку Дальневосточного региона России являются:

  • дальнейшее разгосударствление экономики района;
  • возникновение элементов свободной конкуренции;
  • создание рыночной инфраструктуры;
  • устранение перечисленных и других факторов, препятствующих развитию промышленности.

На Дальнем Востоке в настоящее время существуют три свободные экономические зоны: "Находка", "Большой Владивосток" и "Сахалин". (Подробнее о свободных экономических зонах см. в гл. 3 разд. IV.)
Экологические проблемы Дальнего Востока очень серьезны. В их числе: лесные пожары, последствия тайфунов и землетрясении, наводнения, крушения нефтеналивных танкеров, аварии на нефтегазопромыслах и других промышленных объектах, умышленный сброс в реки и моря, а также в атмосферу вредных отходов производства.
Для решения проблем в регионе создано НПО "Экопрос", разрабатывающее и внедряющее, в частности, концепцию инженерно-экологического обеспечения безопасности присахалинского шельфа в местах освоения месторождений нефти и газа.
 
Территориальная организация хозяйства
 
 
Огромную территорию Дальневосточного района по уровню экономического развития можно разделить на три зоны: южную, среднюю и северную.
 
В Южную зону интенсивного развития входят Приморский край, южные части Хабаровского края, Амурской и Сахалинской областей. Это наиболее развитая в экономическом отношении часть Дальнего Востока. Основу хозяйства южной зоны составляют море-, лесо- и горнопромышленные комплексы.

В настоящее время идет развитие по пути сочетания ведущих отраслей промышленности с обслуживающими отраслями и сельским хозяйством.
В состав Средней зоны входят северные районы Хабаровского края, Амурской и Сахалинской областей, южная часть Республики Саха. Для этой зоны характерны сравнительно высокие темпы развития. Главная специализация - добывающая промышленность, а обслуживающие отрасли развиты слабо. Ее экономической осью является Байкало-Амурская магистраль, которая внесла большие изменения в территориальную структуру хозяйства данной зоны: идет формирование промышленного пояса района.

Основными задачами хозяйственного освоения зоны кроме строительства второго выхода на Дальний Восток являются разработка новых месторождений полезных ископаемых и создание в районе БАМа потенциала для освоения северной части района. С экономическим освоением зоны Байкало-Амурской магистрали связано формирование Южно-Якутского и Комсомольского ТПК.


Южно-Якутский ТПК формируется на юге Республики Саха на базе разнообразных полезных ископаемых. В бассейне р. Алдан к северу от Станового хребта (в 80-100 км) и недалеко от южно-якутских высококачественных железных руд находится Южно-Якутский каменноугольный бассейн. Здесь разведаны Чульмаканское, Нерюнгринское и другие месторождения.

Мощность пласта на Нерюнгринском месторождении превышает 50 м. На Чульмаканском месторождении пласты угля имеют горизонтальное простирание. В Южно-Якутском бассейне введена в эксплуатацию шахта производительностью 6 млн т угля в год.
Вблизи угольного бассейна находится Алданский железорудный бассейн с содержанием железа в руде до 42%. Наиболее изученными являются месторождения Таежное, Пионерское, Сиванглинское, запасы которых составляют 2,5 млрд т.


В бассейнах рек Олекмы и Чары разведаны магнетитовые кварциты. Это дает возможность создать в перспективе крупную базу для черной металлургии на Дальнем Востоке.
В зоне Южно-Якутского минерального комплекса выявлены значительные месторождения апатитов, большие залежи слюды, корунда, сланцев и других полезных ископаемых.
Выход якутским углям на БАМ и к Сибирской магистрали дает новая железная дорога БАМ-Тында и ее продолжение на Беркакит. Высококачественные коксующиеся угли Южно-Якутского бассейна значительным объемом будут поступать в южные районы Дальнего Востока на металлургические заводы и экспортироваться в Японию. Для их вывоза в Японию в бухте Врангеля построена первая очередь нового крупного порта - Восточный.
В дальнейшем кроме угольных предусмотрено вовлечение в эксплуатацию железорудных ресурсов района с тем, чтобы в перспективе создать здесь сырьевую базу для черной металлургии полного цикла. Сельское хозяйство имеет очаговый характер.
В Северной зоне Дальнего Востока очаговое развитие характерно не только для сельского хозяйства, но и для промышленности. Более интенсивно развиты добывающие отрасли на основе выборочного использования полезных ископаемых. В северной зоне можно выделить несколько промышленных очагов, в которых наряду с отраслями специализации развивается производственная инфраструктура.

Алданское, Мирненский, Магаданский, Вилюйский, Билибинский из мелких пунктов с горнорудной промышленностью превращаются в территориально-производственные узлы с развитыми лесной, пищевой промышленностью, машиноремонтом, рыбным и охотничьим промыслами.
Анализ территориальной структуры Дальневосточного района показал, что масштабы и структура промышленности района характеризуются большими различиями и свидетельствуют о неравномерности размещения промышленности. Большие изменения в территориальную структуру района внесли строительство Байкало-Амурской магистрали и создание новых территориально-производственных комплексов.
Дальний Восток имеет достаточно развитые межрайонные и международные экономические связи. Особенно велика его роль во внешнеторговых связях со странами Тихоокеанского бассейна. Десятки стран осуществляют торговые операции через территорию района, и его экспортные функции имеют исключительное значение.

Более половины грузов, ввозимых в районы из зарубежных стран, проходит транзитом в западном направлении.
Развитие внешнеторговых связей влечет за собой улучшение транспортной системы района, экономических показателей работы, совершенствование структуры грузооборота и межрайонных транспортных связей.
Если до недавнего времени ввоз грузов на Дальний Восток в четыре раза превышал их вывоз, то сейчас структура меняется. Грузооборот растет очень высокими темпами, причем вывоз возрастает быстрее, чем ввоз. Это свидетельствует о повышении эффективности хозяйственного комплекса района.
Совершенствование структуры хозяйства Дальневосточного района связано с дальнейшим освоением зоны Байкало-Амурской магистрали, формированием Южно-Якутского и Комсомольского ТПК, развитием внешнеторговых транспортных связей (в том числе и контейнерных перевозок между странами Тихоокеанского бассейна и Европы), обеспечением населения района сельскохозяйственной продукцией, развитием социальной инфраструктуры, решением экологических проблем.
 
Контрольные вопросы
 
 
1. Каковы главные особенности социально-экономических, природных условий размещения производительных сил на территории Дальневосточного района?
 
2. Назовите и обоснуйте современную рыночную специализацию промышленности района.
 


 
Дальневосточный экономический район
 
13. Калининградская область
 
 
Состав: Калининградская область.
 
Площадь: 15,1 тыс. км2.
Население: 936 тыс. чел.
 
Калининградская область - самый западный регион России. Она образована в 1945 г. и занимает третью часть территории бывшей Восточной Пруссии, отошедшей от Германии на основании решений Ялтинской и Потсдамской конференций. Калининградская область омывается водами Балтийского моря, незамерзающего у ее берегов. В Калининградской области высокий удельный вес городского населения (78%).

Для области характерен мягкий, влажный климат, моренный ландшафт, обилие болот. Ископаемые богатства - бурый уголь, торф, строительные материалы и янтарь. Поисковые работы выявили запасы нефти, природного газа и каменной соли.

Ежегодная добыча нефти составляет более 800 тыс. т. Около 1/5 всей территории занято лесами, состоящими преимущественно из хвойных и широколиственных пород - ели, сосны, дуба, граба и бука; 1/3 площади области занята лугами и пастбищами.
 
Уникальные ландшафтные зоны - Куршская и Вислинская косы, отделяющие Куршский залив от открытого моря, с их песчаными дюнами и сосновыми лесами, представляют интерес для туризма и отдыха.



Содержание раздела