В результате недостатка древесного сырья сокращено производство пиломатериалов в Приморском и Хабаровском краях. Значительно сокращен выпуск заменителей деловой древесины на предприятиях Приморского края. В Хабаровском крае значительно снизилось производство маргариновой продукции, на Камчатке и в Магаданской области - кондитерских изделий (на 40%), в Корякском и Чукотском автономных округах - мяса.
Сократили в регионе и улов рыбы. Спад производства имеет место и в других отраслях промышленности.
Наиболее перспективным направлением экономики Дальнего Востока является реализация сложившегося потенциала отраслей тяжелой индустрии, в том числе конверсируемых предприятий. Дальний Восток насыщен предприятиями военно-промышленного комплекса. В соответствующей продукции российской промышленности и разработанных в недрах оборонного комплекса технологиях двойного назначения весьма заинтересованы дальневосточные соседи России.
Условиями успешного перехода к рынку Дальневосточного региона России являются:
На Дальнем Востоке в настоящее время существуют три свободные экономические зоны: "Находка", "Большой Владивосток" и "Сахалин". (Подробнее о свободных экономических зонах см. в гл. 3 разд. IV.)
Экологические проблемы Дальнего Востока очень серьезны. В их числе: лесные пожары, последствия тайфунов и землетрясении, наводнения, крушения нефтеналивных танкеров, аварии на нефтегазопромыслах и других промышленных объектах, умышленный сброс в реки и моря, а также в атмосферу вредных отходов производства.
Для решения проблем в регионе создано НПО "Экопрос", разрабатывающее и внедряющее, в частности, концепцию инженерно-экологического обеспечения безопасности присахалинского шельфа в местах освоения месторождений нефти и газа.
Территориальная организация хозяйства
Огромную территорию Дальневосточного района по уровню экономического развития можно разделить на три зоны: южную, среднюю и северную.
В Южную зону интенсивного развития входят Приморский край, южные части Хабаровского края, Амурской и Сахалинской областей. Это наиболее развитая в экономическом отношении часть Дальнего Востока. Основу хозяйства южной зоны составляют море-, лесо- и горнопромышленные комплексы.
В настоящее время идет развитие по пути сочетания ведущих отраслей промышленности с обслуживающими отраслями и сельским хозяйством.
В состав Средней зоны входят северные районы Хабаровского края, Амурской и Сахалинской областей, южная часть Республики Саха. Для этой зоны характерны сравнительно высокие темпы развития. Главная специализация - добывающая промышленность, а обслуживающие отрасли развиты слабо. Ее экономической осью является Байкало-Амурская магистраль, которая внесла большие изменения в территориальную структуру хозяйства данной зоны: идет формирование промышленного пояса района.
Основными задачами хозяйственного освоения зоны кроме строительства второго выхода на Дальний Восток являются разработка новых месторождений полезных ископаемых и создание в районе БАМа потенциала для освоения северной части района. С экономическим освоением зоны Байкало-Амурской магистрали связано формирование Южно-Якутского и Комсомольского ТПК.
Мощность пласта на Нерюнгринском месторождении превышает 50 м. На Чульмаканском месторождении пласты угля имеют горизонтальное простирание. В Южно-Якутском бассейне введена в эксплуатацию шахта производительностью 6 млн т угля в год.
Вблизи угольного бассейна находится Алданский железорудный бассейн с содержанием железа в руде до 42%. Наиболее изученными являются месторождения Таежное, Пионерское, Сиванглинское, запасы которых составляют 2,5 млрд т.
Алданское, Мирненский, Магаданский, Вилюйский, Билибинский из мелких пунктов с горнорудной промышленностью превращаются в территориально-производственные узлы с развитыми лесной, пищевой промышленностью, машиноремонтом, рыбным и охотничьим промыслами.
Анализ территориальной структуры Дальневосточного района показал, что масштабы и структура промышленности района характеризуются большими различиями и свидетельствуют о неравномерности размещения промышленности. Большие изменения в территориальную структуру района внесли строительство Байкало-Амурской магистрали и создание новых территориально-производственных комплексов.
Дальний Восток имеет достаточно развитые межрайонные и международные экономические связи. Особенно велика его роль во внешнеторговых связях со странами Тихоокеанского бассейна. Десятки стран осуществляют торговые операции через территорию района, и его экспортные функции имеют исключительное значение.
Более половины грузов, ввозимых в районы из зарубежных стран, проходит транзитом в западном направлении.
Развитие внешнеторговых связей влечет за собой улучшение транспортной системы района, экономических показателей работы, совершенствование структуры грузооборота и межрайонных транспортных связей.
Если до недавнего времени ввоз грузов на Дальний Восток в четыре раза превышал их вывоз, то сейчас структура меняется. Грузооборот растет очень высокими темпами, причем вывоз возрастает быстрее, чем ввоз. Это свидетельствует о повышении эффективности хозяйственного комплекса района.
Совершенствование структуры хозяйства Дальневосточного района связано с дальнейшим освоением зоны Байкало-Амурской магистрали, формированием Южно-Якутского и Комсомольского ТПК, развитием внешнеторговых транспортных связей (в том числе и контейнерных перевозок между странами Тихоокеанского бассейна и Европы), обеспечением населения района сельскохозяйственной продукцией, развитием социальной инфраструктуры, решением экологических проблем.
Контрольные вопросы
1. Каковы главные особенности социально-экономических, природных условий размещения производительных сил на территории Дальневосточного района?
2. Назовите и обоснуйте современную рыночную специализацию промышленности района.
Для области характерен мягкий, влажный климат, моренный ландшафт, обилие болот. Ископаемые богатства - бурый уголь, торф, строительные материалы и янтарь. Поисковые работы выявили запасы нефти, природного газа и каменной соли.
Ежегодная добыча нефти составляет более 800 тыс. т. Около 1/5 всей территории занято лесами, состоящими преимущественно из хвойных и широколиственных пород - ели, сосны, дуба, граба и бука; 1/3 площади области занята лугами и пастбищами.
Уникальные ландшафтные зоны - Куршская и Вислинская косы, отделяющие Куршский залив от открытого моря, с их песчаными дюнами и сосновыми лесами, представляют интерес для туризма и отдыха.